Дело № 2а-38/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
13 апреля 2018 года пос. Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лыкова Ю.А.
при секретаре Соколовой Т.П.
с участием процессуального административного истца – заместителя прокурора Молоковского района Тверской области Ляпкина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить орган по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим.
Прокуратурой Молоковского района Тверской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 381-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Целями Федерального закона № 381-ФЗ являются как обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров, так и обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ).
Пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 381-ФЗ определено, что государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 381-ФЗ).
На основании п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
На основании ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Федеральный закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой района 27.03.2018 проверкой соблюдения администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, установлено, что в нарушение вышеприведенных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования орган по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности не определен, административный регламент осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности не разработан и не принят.
Неисполнение администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» требований законодательства в данной сфере в условиях регулярного роста цен, в том числе на социально -значимые товары, существенно нарушает права граждан, проживающих и находящихся на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение». Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области торговой деятельности, а также предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области торговой деятельности, администрацией муниципального образования не контролируется.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля, их должностных лиц; ответственность органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении муниципального контроля.
Отсутствие органа муниципального контроля в области торговой
деятельности, административного регламента осуществления
муниципального контроля в области торговой деятельности делает невозможными осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, а в случае его возможного проведения нарушит права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не предоставляется возможным.
В судебном заседании представитель процессуального административного истца заместитель прокурора Молоковского района Тверской области Ляпкин А.А. заявленные прокурором Молоковского района Тверской области административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Целями Федерального закона № 381-ФЗ являются как обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров, так и обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ).
Пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 381-ФЗ определено, что государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 381-ФЗ).
На основании п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Аналогичные положения закреплены п.12 ст.8 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области (л.д.9-13).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
На основании ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение проверок в соответствии с полномочиями органа муниципального контроля, их должностных лиц; ответственность органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении муниципального контроля.
В силу ст. 6 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой района 27.03.2018 проверкой соблюдения администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, установлено, что в нарушение вышеприведенных положений федерального законодательства администрацией муниципального образования орган по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности не определен, административный регламент осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности не разработан и не принят, что подтверждается предоставленными прокурору административным ответчиком сведениями (л.д.8).
Таким образом, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области торговой деятельности, а также предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области торговой деятельности, администрацией муниципального образования не контролируется.
Отсутствие органа муниципального контроля в области торговой
деятельности, административного регламента осуществления
муниципального контроля в области торговой деятельности делает невозможными осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, а в случае его возможного проведения нарушит права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.
Неисполнение администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» требований законодательства в данной сфере в условиях регулярного роста цен, в том числе на социально -значимые товары, существенно нарушает права граждан, проживающих и находящихся на территории муниципального образования «Молоковское сельское поселение».
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором административные исковые требования к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Тверской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ и, принимая во внимание, значимость, объем и характер предстоящих работ, суд полагает правильным установить административному ответчику срок для определения органа по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности и разработки административного регламента осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить орган по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 апреля 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков