Дело №2-1952/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 30 мая 2018 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Плиско Э.А.,
при секретаре Митькиной К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко В.В, к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании решения единой жилищной комиссии об отказе в принятии на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получении единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Карпенко В.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение указанной выплаты. Требования мотивированы тем, что он являлся сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России с 29.11.1994 года, стаж службы составляет более 10 лет, в связи с чем обратился 16.02.2016 года с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив все необходимые документы. На заседании единой жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников ФПС ГПС, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений, по рассмотрению вопросов постановки сотрудников ФПС ГПС на учет для получения единовременной социальной выплаты от 26.08.2016 года отказано в постановке на учет, ввиду отсутствия условий, предусмотренных п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона №283. По мнению истца, ответчиком неправомерно учтена жилая площадь принадлежавшего ранее членам его семьи жилого помещения, к моменту подачи заявления истцу принадлежала квартира площадью 26,8 кв.м., что составляет менее установленной нормы 15 кв.м. и свидетельствует о наличии всех оснований к постановке на учет. Несмотря на увольнение со службы, по мнению истца, право на получение выплаты за ним сохраняется в силу ст.4 Федерального закона №283.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №283-ФЗ от 30.12.2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.
Пунктом 2 указанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч.5 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пп. 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Карпенко В.В. данные документы представлены не были, в то время как позволяли установить наличие права собственности на жилое помещение у членов его семьи в результате приватизации.
В силу ст.4 ч.8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу указанных норм, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных в статье 4 Федерального закона №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. Наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании представленных документов.
Как следует из материалов дела, истец являлся сотрудником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, проходил службу с 29.11.1994 года. По состоянию на дату подачи заявления – 16.02.2016 года выслуга лет составляла более 23 лет. Семья Карпенко состоит из 4 человек, в состав семьи Карпенко В.В. входят жена Карпенко Л.В., сын Карпенко Г.В. и сын Карпенко Е.В.
С 14.11.2014 года Карпенко В.В. зарегистрирован постоянно по адресу: <....> принадлежащей ему и жене Карпенко Л.В. на праве собственности – по <....> доли каждому. Члены семьи истца зарегистрированы по тому же адресу.
Согласно представленным данным Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, жена Карпенко В.В. – Карпенко Л.В. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан являлась собственником жилого помещения по адресу: <....>.; 02.12.2013 года зарегистрировано прекращение права собственности; сын истца Карпенко Г.В. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан являлся собственником жилого помещения по адресу: <....>.; 02.12.2013 года зарегистрировано прекращение права собственности.
16 февраля 2016 года истцом в комиссию ГУ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подано заявление о постановке его (истца) и его супруги на учет для получения указанной выплаты.
Согласно данному заявлению, в графах сведения об участии в приватизации жилых помещений мой и членами семьи, о ранее занимаемых жилых помещениях, о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности, истцом не заполнены; в приложение к заявлению данных об участии членов его семьи в приватизации и наличии прав собственности с последующим отчуждением, выписки о регистрации за последние 5 лет истец не представил.
Решением комиссии от 26.08.2016 года истцу в постановке на учет отказано, ввиду отсутствия оснований предусмотренных ст.4 ч.3 Федерального закона №283-ФЗ. Выводы комиссии мотивированы тем, что члены семьи истца обладали правом собственности на жилое помещение в Кемеровской области по 1/3 доли в праве двум членам семьи (19,47 кв.м. каждому), произвели отчуждение данного жилого помещения, в связи с чем комиссия учитывала площадь жилого помещения имеющегося в собственности и имевшегося ранее, что в общей сумме составило более 15 кв.м. на человека ((26,8+19,47+19,47)/4).
14.12.2016 года Карпенко В.В. подал рапорт о повторном рассмотрении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
03.02.2017 года комиссией принято решение об отказе в постановке на учет по тем же основаниям.
В связи с тем, что членами семьи истца было произведено отчуждение долей в праве собственности в 2013 году, что в результате приобретения квартиры меньшей площадь привело к ухудшению жилищных условий, в течение 5 лет Карпенко В.В. не подлежит постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты.
При рассмотрении заявления Карпенко В.В. ответчиком правомерно приняты в расчет площади обоих помещений, как принадлежавших в 2013 году на праве собственности членам семьи истца, так и принадлежащего к моменту подачи заявления истцу и его жене, что в общей сумме составляло более 15 кв.м. на человека, и свидетельствовало об отсутствии условий для постановки на учет.
При таких обстоятельствах, с учетом размера жилой площади помещений, находящихся в собственности истца и членов его семьи и находившихся в собственности ранее, у Комиссии отсутствовали основания для постановки истца и его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку, как верно указано комиссией в заключении, не соблюдены условия, предусмотренные ст.4 ч.3 Федерального закона №283-ФЗ.
Каких-либо достоверных данных о вынужденности членов семьи истца произвести отчуждение принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, не представлено. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что приобретение права собственности на имеющуюся квартиру без отчуждения прав собственности, имевшихся у членов семьи Карпенко В.В. ранее влекло безусловное улучшение жилищных условий, исключающее постановку на учет, в то время как отчуждение жилого помещения с приобретением помещения меньшей площади, привело к ухудшению жилищных условий истца и членов его семьи.
Объяснения представителя истца о том, что квартира была продана в связи с переездом семьи не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к удовлетворению требований, поскольку доказательств вынужденности переезда и отчуждения жилого помещения, приобретения жилья в Санкт-Петербурге меньшей площади, невозможности без отчуждения прав собственности получить в пользование в Санкт-Петербурге служебного помещения, суду не представлено.
Доводы в исковом заявлении о том, что Комиссией принято во внимание отсутствующее право собственности истца не влечет признание незаконным оспариваемого решения, поскольку из материалов дела и объяснений ответчика следует, что учтенное право собственности истца фактически имелось у его жены Карпенко Л.В. Данная ошибка в инициалах собственника не влияет на решение Комиссии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец члены его семьи не соответствовали условиям предоставления единовременной социальной выплаты, установленным Федеральным законом, и отказ ответчика в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения является правомерным.
При таких обстоятельствах суд, основываясь на представленных доказательствах, с учетом положений ст.ст.56, 67 ГПК РФ, основания к удовлетворению требований истца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Карпенко В.В, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.18г.