Дело № 2-178/2023
УИД 50MS0269-01-2022-003383-27
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 января 2023 г. г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Осиповой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Семенову Петру Анатольевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и встречному иску Семенова Петра Анатольевича о возмещении вреда, причиненного здоровью, и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» обратилось в суд с указанным иском к Семенову П.А. по следующим основаниям.
16.10.2018 истец опубликовал в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» № 194(4360), а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, между собственниками и региональным оператором ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» на условиях типового договора заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Семенову П.А., как собственнику квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, истцом оказываются услуги по обращению с ТКО. Письменный договор не оформлялся.
Ответчик обязан вносить плату за коммунальные услуги.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен за 1 куб. м с НДС в размере 787, 24 руб., с 01.01.2020 по 30.06.2021 - 787, 24 руб., с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 815,58 руб.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Ответчик платежи за предоставленные услуги вносит несвоевременно и не в полном объеме, вследствие чего за период с 01.01.2019 по 30.06.2022 у Семенова П.А. образовалась задолженность в размере 9 551,94 руб.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК Российской Федерации ответчику начислены пени за просрочку оплаты за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в размере 1 848,81 руб. В период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020 пени не начислялись.
Судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Просит с учетом уточнения требований взыскать с Семенова П.А. задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.09.2022 в размере 10 281,66 руб., пени за период с 11.02.2019 по 10.11.2022 (за исключением периода моратория) – 1 665,22 руб., расходы по оплате госпошлины – 477,88 руб., а всего 12 424,76 руб.
Ответчиком Семеновым П.А. подано встречное исковое заявление к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о возмещении вреда, причиненного здоровью, и компенсации морального вреда.
Семенов П.А. полагает предъявленный ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» иск необоснованным и незаконным, поскольку договор, в том числе публичный, между сторонами не заключался, действий, свидетельствующих о его согласии на получение услуг, в частности, по оплате услуг по обращению с ТКО, им не производилось.
Услуги по обращению с ТКО ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» ему не оказаны, договор с подрядными организациями, акты выполненных работ не представлены, как и документы, подтверждающие деятельность ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в качестве регионального оператора.
Расчет задолженности является неверным, произведен без учета внесенных на счет управляющих компаний в период с 01.01.2019 по 01.04.2022 платежей.
В нарушение положений ФЗ «О защите прав потребителей» ООО «Эколайн-Воскресенск» никакой информации о деятельности и предоставляемых услугах не представлено, его филиалов либо представительств в г. Шатура нет.
Требования об оплате услуг, которые предоставлены не были, являются незаконными действиями, которыми ему причинен моральный вред. Обманные действия ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», направленные на нарушение его прав, как потребителя коммунальных услуг, причинили ему нравственные страдания, нервные переживания, повлекшие заболевание.
Просит взыскать с ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» компенсацию причиненного вреда здоровью в размере 30 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере, определенном судом по принципу разумности и справедливости.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении встречного иска отказать, первоначальные исковые требования удовлетворить.
Ответчик Семенов П.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований, указывая, что договорных отношений с ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не имеет, полагает, что ответчик по встречному иску не осуществляет деятельность на территории Городского округа Шатура. Единый платежный документ он не получает, заявил о не направлении ему такого документа в МособлЕИРЦ, жилищно-коммунальные услуги оплачивает непосредственно ресурсоснабжающим организациям, каковой ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не является. За вывоз мусора вносит платежи в управляющую компанию в составе платы за содержание жилого помещения. Действия ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» по взысканию в судебном порядке платы за не предоставленные услуги нанесли ущерб его здоровью, для восстановления которого необходимо лечение в санатории стоимостью около 30 000 руб., а также причинили моральный вред, выраженный в переживаниях, компенсацию которого он оценивает в 30 000 руб.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 5 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с последующими изменениями) «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 2).
Положениями ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила 354), которые регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п.п. 148(1), 148(4) указанных Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от 28.04.2018 с Министерством экологии и природопользования Московской области (л.д. 14-16, 20, 59-68, 91- 92, 94) и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включая согласно Приложению № 1 (л.д.88) Городской округ Шатура.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 (далее - Правила 1156).
В соответствии с пунктом 8(17) Правил 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 8(18) Правил 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
16.10.2018 ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (предложение заключить договор с собственниками объектов индивидуальных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся на территории деятельности Регионального оператора).
Семенов П.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 13).
В установленный срок Семеновым П.А. в адрес ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» заявка на заключение договора по оказанию услуг по обращению ТКО с приложением документов не направлена, доказательств обратного не представлено, в связи с чем договор между региональным оператором и собственником жилого помещения считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 155 ЖК Российской Федерации, если не установлен иной срок, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК Российской Федерации).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (ч. 14 ст. 155 ЖК Российской Федерации).
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» для ООО «Эколайн-Воскресенск» на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен единый тариф в размере 787,24 руб. за 1 куб. м с НДС.
В последующем единый тариф на услуги регионального оператора ООО «Эколайн-Воскресенск» установлен Комитетом по ценам и тарифам Московской области (распоряжения № 403-Р от 20.12.2019, № 98-Р от 18.06.2021) на период
с 01.01.2020 по 30.06.2021 в размере 787,24 руб. за 1 куб. м с НДС,
с 01.07.2021 по 30.06.2022 – 815,58 руб. за 1 куб.м с НДС,
с 01.07.2022 – 850,64 руб. за 1 куб.м с НДС.
Годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов исходя из общей площади жилого помещения установлен распоряжением Министерства экологии и природопользования от 09.10.2018 № 607-РМ, действовавшим до 01.10.2021, в размере 0,114 куб. м. ТКО на 1 кв.м. (в том числе 0,087 куб.м на 1 кв.м площади – ТКО за исключением крупногабаритных отходов и 0,027 куб. м, на 1 кв. м площади – крупногабаритные ТКО), распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20.09.2021 № 431-РВ, действующим с 01.10.2021, в размере 0,114 куб. м. ТКО на 1 кв. м. (в том числе 0,086 куб. м на 1 кв. м площади – ТКО за исключением крупногабаритных отходов и 0,028 куб. м, на 1 кв. м площади – крупногабаритные ТКО).
В связи с изложенным и в соответствии с пунктом 148(30) Правил 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении на территории Московской области, определяется по формуле 9(2) Правил 354:
,
где:
Si - общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Представленный истцом по первоначальному иску расчет задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО и пени за спорный период (л.д. 127-129) соответствует установленным правилам, нормативам и тарифам, является арифметически верным и сомнений у суда не вызывает, пени за период моратория, установленного Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424, не начислены.
Контррасчет Семеновым П.А. не представлен.
Доводы Семеновым П.А. о внесении платы за услугу по обращению с ТКО на счет управляющей организации материалами дела не подтверждаются, платежных документов, отвечающих установленным п. 69 Правил № 354 требованиям, с указанием вида коммунальной услуги и размера платы за расчетный период, не представлено, приобщенные к материалам дела квитанции (л.д. 109-122) содержат информацию о назначении платежа и внесенной плательщиком сумме, при этом, исходя из изложенного судом выше, обращение с ТКО является самостоятельной жилищно-коммунальной услугой, оказываемой региональным оператором, соответственно, в состав оплаты за услугу «содержание жилого помещения» не входит, а доводы Семенова П.А. об обратном основаны на неверном толковании законодательства.
Таким образом, в отсутствие доказательств внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, требования ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о задолженности по оплате коммунальной услуги и пени за просрочку платежа подлежат удовлетворению в заявленных размерах.
В соответствии со ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК Российской Федерации).
Отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Требования Семенова П.А. о взыскании причиненного здоровью ущерба и компенсации морального вреда основаны на доводах о незаконности действий регионального оператора по судебному взысканию платы за услуги по обращению с ТКО.
Поскольку суд пришел к выводу о законности первоначальных исковых требований, действий ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», нарушающих права Семенова П.А., в том числе как потребителя, и причинивших вред его здоровью не установлено, указанные им доводы опровергаются исследованными доказательствами, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
Согласно ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 477,88 руб. (л.д. 6, 8, 130).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Семенову Петру Анатольевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с Семенова Петра Анатольевича (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, код подразделения №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» (ИНН №) задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.09.2022 в размере 10 281 рубль 66 копеек, пени за просрочку платежей за период с 11.02.2019 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 10.11.2022 в размере 1 665 рублей 22 копейки, в счет возмещения расходов по оплате госпошлины 477 рублей 88 копеек, а всего 12 424 рубля 76 копеек.
В удовлетворении встречный исковых требований Семенова Петра Анатольевича к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» о возмещении вреда в размере 30 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Хаванова
Мотивированное решение составлено 30 января 2023 г.
Судья Т.Ю. Хаванова