РЕШЕНИЕ

        по делу об административном правонарушении

21 августа 2019 года                                                                  г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сосновская О.А.,

с участием:

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Государственной инспекции труда <данные изъяты> - ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

прокурора – <данные изъяты> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» ФИО4 на постановление <данные изъяты> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <данные изъяты> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет») привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Считая данное постановление незаконным, необоснованным, представитель ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя свои требования тем, что состав правонарушения в действиях юридического лица отсутствует, так как Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования не установлено, когда именно в пятилетний период должно проводиться освидетельствование; указав, что водители ФИО5, ФИО6, ФИО7 в настоящее время прошли обязательное психиатрическое освидетельствование до окончания пятилетнего периода с момента трудоустройства в Университет; кроме этого при приеме на работу в Университет водители прошли предварительный медицинский осмотр, в рамках которого был проведен осмотр психотерапевтом, наркологом и неврологом, а также проходили ежегодные периодические медицинские осмотры в соответствии с графиком, каких либо подозрений на наличие медицинских противопоказаний не выявлено; если обязательное психиатрическое освидетельствование работникам следовало провести до того, как они приступят к работе, то данное правонарушение считается совершенным с момента приема работников на работу, и, следовательно, временем совершения правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, когда водители были приняты на работу, таким образом, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек; в случае признания ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» виновным в совершении административного правонарушения, просит освободить от наказания в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, или снизить размер штрафа в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» ФИО4 жалобу поддержал в полном объеме, указав на отсутствие состава правонарушения в действиях Учреждения, просил постановление отменить и прекратить производство по делу.

Представитель административного органа ФИО8 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав на доказанность вины и обоснованность привлечения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» к административной ответственности; оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется, в связи с чем, просила постановление оставить без изменения.

Прокурор ФИО3 указала на законность вынесенного в отношении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» постановления, наличие в действиях Учреждения состава правонарушения, отсутствие оснований для отмены, изменения обжалуемого постановления.

Заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо административного органа, прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Согласно постановлению <данные изъяты> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ за то, что, являясь юридическим лицом, по адресу: <адрес>, нарушило нормы действующего трудового законодательства, в нарушение требований ст.ст.22, 76, 212, 213 ТК РФ, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №695, Учреждением к исполнению трудовых обязанностей в качестве водителей допущены ФИО6, ФИО5, ФИО7, не прошедшие с момента трудоустройства до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в установленном порядке психиатрическое освидетельствование.

Суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу положений ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со ст.213 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (далее - Правила обязательного психиатрического освидетельствования).

Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее именуется - освидетельствование) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее именуется - Перечень).

Водители автотранспортных средств всех категорий включены в указанный Перечень.

В соответствии с п.3 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Согласно п.5 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

Согласно п.6 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.

В соответствии со ст.76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» возбуждено <данные изъяты> ФИО9 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по факту допуска Учреждением в нарушение требований ст.ст.22, 76, 212, 213 ТК РФ к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования водителей ФИО6, ФИО5, ФИО7

Так, в ходе проверки, прокуратурой <данные изъяты> установлено, что ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» к исполнению трудовых обязанностей в качестве водителей допущены ФИО6, ФИО5, ФИО7 без прохождения ими в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.

Приказом ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность водителя (автомобиля) в <данные изъяты> ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет (л.д.).

Приказом ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность водителя (автомобиля) <данные изъяты> ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет (л.д.).

Приказом ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность водителя (автомобиля) <данные изъяты> ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет (л.д.).

При этом на момент проведения проверки установлено, что психиатрическое освидетельствование у водителей ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовали, и в нарушение ст.76 Трудового кодекса РФ они не были отстранены от работы (допущены к работе).

Доказательствами виновности ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» являются: постановление <данные изъяты> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»; объяснения ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ; копии приказов ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; копии заключений периодического медицинского осмотра (обследования) ФИО6, ФИО5, ФИО7; копия медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5; копия заключения предварительного осмотра (обследования) ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; копии сообщений и решений врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные доказательства в совокупности свидетельствуют о нарушении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, выразившихся в допуске работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

Тот факт, что на момент проведения проверки работники ФИО6, ФИО5, ФИО7 прошли психиатрическое освидетельствование, не является основанием для освобождения Учреждения, допустившего нарушение трудового законодательства, от административной ответственности.

Доводы о том, что при приеме на работу в Университет водители прошли предварительный медицинский осмотр, в рамках которого был проведен осмотр психотерапевтом, наркологом и неврологом, а также работники проходили ежегодные периодические медицинские осмотры в соответствии с графиком, и каких либо подозрений на наличие медицинских противопоказаний не выявлено, являются несостоятельными.

Медицинский осмотр (обследования) работников и обязательные психиатрические освидетельствования работников, это самостоятельные мероприятия, имеющие разные цели, формы, содержание, средства и т.п., как и порядок проведения медицинских осмотров (обследований) порядок проведения психиатрических освидетельствований урегулирован самостоятельным комплексом законов им нормативно-правовых актов. Нормы законодательства о периодичности медицинских осмотров к обязательным психиатрическим освидетельствованиям не применяются.

Доводы жалобы о привлечении к административной ответственности за пределами установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности подлежат отклонению в силу нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно разъяснениям п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Диспозиция ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ под административным правонарушением предусматривает допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования. Как следует из постановления <данные изъяты> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» по ч.3.ст.5.27.1 КоАП РФ, работник ФИО6 к осуществлению им трудовых обязанностей был допущен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работник ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работник ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о длительном непрекращающемся невыполнении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» предусмотренных трудовым законодательством обязанностей.

Так, ФИО6 прошел обязательное психиатрическое освидетельствование только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сообщением и решением врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО5 и ФИО7 прошли обязательное психиатрическое освидетельствование только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сообщениями и решениями врачебной комиссии <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, правонарушение, инкриминируемое ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», является длящимся, окончено ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, когда работники прошли обязательное психиатрическое освидетельствование.

В связи с чем, постановление о привлечении ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не находит.     Малозначительным административное правонарушение является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу закона, административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.

Характер совершенного правонарушения, посягающего на безопасные условия труда и охрану труда работника, не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным. Отсутствие вредных последствий само по себе не может свидетельствовать о малозначительности деяния, учитывая формальность данного состава административного правонарушения.

В данном случае, совершенное ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку выразилось в игнорировании установленных действующим законодательством требований по охране труда, направленных не только на обеспечение права работников на охрану здоровья, но и на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Наказание ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» назначено с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения, в рамках санкции статьи, в минимальной размере, оснований для его снижения суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановления <данные изъяты> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, - оставить без изменения, жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                              О.А.Сосновская

12-711/2019

Категория:
Административные
Другие
ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет"
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Сосновская О.А.
Статьи

5.27.01

Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
02.08.2019Материалы переданы в производство судье
02.08.2019Истребованы материалы
15.08.2019Поступили истребованные материалы
21.08.2019Судебное заседание
21.08.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее