Решение от 18.02.2019 по делу № 2-47/2019 от 14.12.2018

Дело №2 –47/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2019 г.                                                           г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Казаковой Е.Н.,

при секретаре Дорожковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Б.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеангарская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РБ о взыскании денежной компенсации морального вреда,

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Миронов Б.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеангарская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РБ о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 000 руб. Требования мотивированы тем, что действиями ответчика ГБУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница» ему причинен моральный вред в связи с подменой его ребенка, родившегося в 1979 году

В качестве третьих лиц на стороне истца были привлечены Петров А.С., Миронов Б.А., Петрова Н.И., Петров С.П.

В судебном заседании Миронов Б.А. иск поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ у него родился сын, которого он назвал А.. Роды принимали в Нижнеангарской Центральной районной больнице. О том, что произошла подмена детей ему сообщил А., сказав, что проведена генетическая экспертиза, в результате которой выяснили, что он- А. является сыном Петровых, а Петров А. сыном Мироновых. Он видел, что А. не был похож на него, однако считал, что сын похож на родственников умершей супруги М.Н.. Супруга умерла через несколько дней после родов. Он воспитывал и заботился о сыне как о родном. Принял меры, чтобы дать ребенку образование. Приобрел для него квартиру. В семье были всегда нормальные отношения. А. рос непростым ребенком, много болел, не хотел учиться в школе, затем получать образование. Возможно, если бы он растил родного ребенка, то отношения в семье были бы другие. Родной сын, возможно, получил бы образование. Свои нравственные страдания оценивает в 10 000 000 руб.

    Представитель ГБУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница» по доверенности Усынина Н.А. иск не признала, просила суд применить положения п. 6 Пленума Верховного суда РФ №10 от 20.12.1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», указывая, что в 1979 году законодательством не была предусмотрена денежная компенсация морального вреда, соответственно, положения закона, предусматривающие возмещение морального вреда не могут применить к сложившимся правоотношениям. В случае удовлетворения иска просила учесть материальное положение ответчика.

    Третьи лица Петров С.П. Петрова Н.И., Петров А.С., Миронов А.Б. иск поддержали.

Представители Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились. О слушании дела уведомлены надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований истцов по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации предусматривает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Положения статьи 1 Семейного Кодекса Российской Федерации определяют, что семейное законодательство исходит из необходимости построения семейных отношений на взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Нижнеангарской центральной районной больнице у М.Н.С. родился ребенок сын, которого назвали А..

В тот же день у Петровой Н.И. родился ребенок – сын, которого назвали А..

Проведенными по делу судебно- генетическими экспертизами установлено, что не исключается биологическое отцовство и материнство Петрова С.П. и Петровой Н.И. в отношении Миронова А.Б., а также не исключается биологическое отцовство Миронова Б.А. в отношении Петрова А.С.

Из указанного следует, что фактически Миронов Б.А. является биологическим отцом Петрова А.С., Петровы являются биологическими родителями Миронова А.Б.

В судебном заседании Миронов Б.А. предоставил бирку, на которой имеется надпись М.Н.С. - сын. Миронов Б.А. показал, что указанная бирка была при выписке у сына. Петровы предоставили бирку, на которой указано, что у Петровой Н.И. родился сын. Петрова показала, что данная бирка была привязана к руке сына при выписке.

Из указанного следует, что фактически семья Мироновых занималась воспитанием Миронова А., биологического сына Петровой Н.И. и Петрова С.П., семья Петровых с рождения занималась воспитанием Петрова А., который является биологическим сыном Миронова Б.А. и М.Н.С..

Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или закону, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 1 Федерального закона РФ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 01 января 1995 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

По моральным вредом, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» понимается нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или <данные изъяты> и т.п. ) или личные неимущественные права ( право на пользование своим именем, право авторства и другие) или нарушающие имущественные права гражданина.

Впервые понятие компенсации морального вреда с обязанностью выплаты ее в денежном выражении за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, было дано в статье 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых 31 мая 1991 года, действие которой распространено на территории РФ с 03.08.1992 года.

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 года N 10, учитывая, что вопросы компенсации морального вреда в сфере гражданских правоотношений регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.

В пункте 6 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 разъяснено, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).

Судом также установлено, что ГБУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница» является правопреемником Нижнеангарской центральной районной больницы. Правопреемство подтверждается предоставленными суду документами и не оспаривается ответчиком.

    Из материалов дела следует, что моральный вред истцу причинен действиями работников Нижнеангарской ЦРБ, которые в 1979 году после рождения двух детей у Петровой Н.И. и Мироновой Н.С. подменили детей, в результате чего Петровы приняли в свою семью ребенка, фактически родившегося у М.Н.С.., а Мироновы ребенка Петровых.

В результате этих действий, произошедших в 1979 году, наступили последствия для Миронова Б. в виде причинения ему нравственных страданий, связанных с подменой детей.

    Вместе с тем, на 1979 год не было предусмотрено возмещение морального вреда, который был причинен действиями или бездействием ответчика на тот период, соответственно, требования Миронова Б.А. о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, т.к. закон обратной силы не имеет и не может распространяться на правоотношения до вступления его в силу, даже в том случае, когда после вступления в законную силу законодательного акта, предусматривающего возмещение данного вреда, истец испытывает нравственные и физические страдания.

    Также суд считает, что не подлежат применению к данным правоотношениям положения абзаца 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10, поскольку какие- либо противоправные действия или бездействия ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, в настоящее время не продолжаются, они окончились в 1979 г. при подмене детей.

В настоящее время истец испытывает нравственные страдания, которые являются результатом противоправных действий работников Нижнеангарской ЦРБ за 1979 г.

    Таким образом, оснований для удовлетворения требований Миронова Б.А. не имеется. В иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22.02.2019 ░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

2-47/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Миронов Борис Алексеевич
Ответчики
Министерство финансов Республики Бурятия
Министерство финансов РФ
Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия
министерство здравоохранения РБ
ГБУЗ "Нижнеангарская ЦРБ"
Другие
Петров Сергей Павлович
Петрова Нина Ильинична
Миронов Алексей Борисович
Петров Александр Сергеевич
Стародубова Елена Александровна
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на сайте суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
14.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018Передача материалов судье
17.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2018Предварительное судебное заседание
10.01.2019Производство по делу возобновлено
10.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2019Судебное заседание
18.02.2019Судебное заседание
22.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2020Предварительное судебное заседание
23.03.2020Производство по делу возобновлено
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
18.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее