25RS0039-01-2024-000533-10
Дело №12-30/2024
Р Е Ш Е Н И Е
13 июня 2024 года с.В.-Надеждинское Приморского края
Судья Надеждинского районного суда Приморского края Кислякова Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района на постановление № 15 главного государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору Толстого А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением № главного государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору Толстого А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представителем администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Савон А.Д. подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, поскольку администрацией заключен муниципальный контракт на уборку мусора, покос травы, сухой растительности на земельном участке с кадастровым номером №. Автор жалобы просит рассмотреть вопрос о снижении назначенного наказания, поскольку утвержденный на 2024 года бюджет администрации Тавричанского сельского поселения не позволяет израсходовать такую сумму, и осуществление мер противопожарной безопасности будет невозможным.
В судебное заседание представитель лица, привлекаемого к административной ответственности не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного органа по доверенности Голованев М.Д. возражал против доводов жалобы, настаивал на доказанности вины Тавричанского сельского поселения в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и на назначении справедливого наказания.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив жалобу, исследовав административный материал, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации (согласно преамбуле этого закона - учреждения, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации) являются основным элементами системы обеспечения пожарной безопасности. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности является осуществление мер пожарной безопасности, а также реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Согласно п. 67 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ из диспетчерского центра противопожарной службы поступило сообщение о термической аномалии по адресу: <адрес>.
В этот же день в 07:09 час. пожарным Мирошниковым Д.В. в ходе осмотра местности, расположенной по указанному адресу, установлено, что на открытой территории произошел пал сухой растительности, угроза строениям, горючих, легковоспламеняющихся веществ не обнаружено, последствия пожара ликвидированы в 16:30 час.
В ходе дальнейшей проверки по данному факту пожара было установлено горение сухой растительности происходило на участке земли с кадастровым номером №, на данном земельном участке зафиксировано наличие мусора, сухой травы и растительности.
Согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в 67 м на северо-восток от <адрес>, принадлежит администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются донесением пожарного о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, выпиской из ЕГРН, объяснениями должностного лица противопожарной службы по Надеждинскому муниципальному району ГУ МЧС России по Приморскому краю, рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении в отношении администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к выводу об обоснованности выводов должностного лица о наличии в действиях администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранными по делу доказательствами установлено, что администрация Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района, как правообладатель земельного участка с кадастровым номером №, не приняло всех необходимых зависящих от него мер по соблюдению требований правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а именно не произвело своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Доказательств, подтверждающих проведение окашивания, уборки сухой растительности, мусора на земельном участке с кадастровым номером №, администрация Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района не представило.
Представленные с жалобой лицом, привлекаемым к административной ответственности, муниципальные контракты на покос травы, не принимаются судом во внимание, поскольку срок данных контрактов истек ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее зафиксированного возгорания, при том, что наличие соответствующих контрактов не освобождает администрацию Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района от ответственности за несоблюдение требований противопожарной безопасности.
Совершенное администрацией Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района деяние должностным лицом административного органа квалифицировано верно по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом всех установленных обстоятельств по делу и в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Административное разбирательство и рассмотрение дела административным органом проведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, после установления всех юридически значимых обстоятельств.
Процессуальных нарушений при оформлении материалов административного дела не допущено, порядок и процедура привлечения к административной ответственности, соблюдены.
Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района в расследуемом правонарушении, последнее привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ.
Несмотря на то, что совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда и других негативных последствий, однако с учетом характера правонарушения, его повышенной общественной опасности оснований для признания совершенного администрацией Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района правонарушения малозначительным не имеется.
При назначении наказания административным органом установлены и приняты во внимание все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района назначен минимально возможный штраф, предусмотренный статьей 20.4 ч. 1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении не установлено.
Вместе с тем, учитывая значимость для населения деятельности, которую осуществляет администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района, необходимость финансирования ею иных многозначительных вопросов для жизнеобеспечения населения в целом, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и, принимая во внимание наличие в санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ альтернативного наказания в виде предупреждения, суд находит возможным применить положения ст. ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 150 000 руб.
Таким образом обжалуемое постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление № 15 главного государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору Толстого А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в отношении администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района изменить.
Снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 150 000 руб.
В остальной части постановление № 15 главного государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору Толстого А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в отношении администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи жалобы через Надеждинский районный суд Приморского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Т.С. Кислякова