50RS0029-01-2020-004463-89
№2а-3192/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.11.2020 г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области Даценко Д.В., при секретаре Мурадян А.Т., рассмотрел административное исковое заявление ФИО9 ФИО1 к администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, Комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, заинтересованные лица Министерство имущественных отношений <адрес>, Садовое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», о признании незаконным решение и обязании совершить действие,-
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику и просил признать решение администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе ФИО8 в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» незаконным, обязать администрацию Наро-Фоминского городского округа <адрес> принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, обозначенного на схеме точками <данные изъяты> (определены на схеме соответствующими координатами) площадью <данные изъяты> кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты>.м, с кадастровым номером № (<адрес>) и земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности площадью <данные изъяты> кв.м, и направить это решение с приложением указанной схемы ФИО8 в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что административному истцу ФИО10 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес>. Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок истца граничит с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь свободной территории, не предоставленной на каком-либо праве физическим или юридическим лицам, по результатам обмера составила <данные изъяты> кв.м. В связи с чем, учитывая утвержденные на территории Наро-Фоминского муниципального района минимальные размеры для образования земельных участков для ведения садоводства - <данные изъяты> кв.м., формирование на указанной площади самостоятельного земельного участка, который мог бы являться предметом торгов, недопустимо. Предоставление таких свободных земель возможно исключительно смежным г землепользователям путем заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Посредством портала государственных и муниципальных услуг <адрес> административный истец обратился в администрацию Наро-Фоминского городского округа <адрес> с заявлением № № об утверждении схемы земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении. Заявление было подано в рамках п.2 ст.39.29 ЗК РФ и к нему был приложен необходимый пакет документов, указанный в п. 3 ст.39.29 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения заявления административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании, административным ответчиком принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении Государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности" с разъяснением причин отказа в предоставлении Государственной услуги -«согласно представленным документам в СНТ «<данные изъяты> отсутствует проект планировки и застройки территории товарищества. Учитывая отсутствие документов территориального планирования СНТ «<данные изъяты> то есть документов, позволяющих определить местоположение основного земельного участка, Вам отказано в предоставлении государственной услуги».
Данный отказ административный истец считает незаконным, необоснованным и нарушающим его права на получение в собственность земельного участка по предусмотренным законом основаниям.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени суда извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности ФИО4 на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель административного ответчика - администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, по доверенности ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, по доверенности ФИО6, в судебном заседании с иском не согласилась, заявила, что решение Комитет принял в соответствии с требованиями закона. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо - Министерство имущественных отношений <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени суда извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения муниципального района.
На основании ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Пунктом 5.5 ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 ст. 45 Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа (ч.3.1 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества (ч. 5.1 указанной статьи).
Исходя из приведенных положений градостроительного законодательства проект планировки и проект межевания территории осуществляется садоводческим товариществом как заинтересованным лицом самостоятельно и предоставляется для утверждения в орган местного самоуправления.
Судом установлено, что ФИО14 владеет на праве собственности земельным участком № с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <данные изъяты> городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Образование земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участок, находящихся в частной собственности» путем перераспределения из существующего земельного участка № площадью <данные изъяты> кв. м образуется земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м.
По сообщению председателя правления СНТ «<данные изъяты>» ФИО7, границы вновь образуемого земельного участка не создают препятствия проходу, проезду и доступу к смежным земельным участкам, запользования земель общего пользования, вызывающего споры, не выявлено.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № административному истцу отказано в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности в связи с отсутствием проекта планировки и застройки территории СНТ «<данные изъяты>
Суд полагает, что поскольку подготовка документации по планировке территории должна осуществляться СНТ «<данные изъяты> Комитет по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> не обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявления административного истца.
Довод представителя административного ответчика – Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, по доверенности ФИО6, о том, что члены СНТ должны инициировать в Товариществе процедуру утверждения проекта планировки и застройки территории СНТ «<данные изъяты>» и что после проведения соответствующих процедур Государственная услуга «Перераспределение земель….» будет оказана, судом не принимается, поскольку такие обязанности у собственников земельных участков на территории садовых некоммерческих товариществ ничем не установлены.
В силу п. 2.7 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документации лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 п. 2 указанной статьи из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При этом, согласно п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона до ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, для оформления прав на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать, в том числе проект межевания территории или проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии указанных документов до ДД.ММ.ГГГГ с учетом условий в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» может быть использована также указанная в пункте 2.8 статьи 3 Закона № 137-ФЗ и пункте 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено несоответствие закону – положениям ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации – оспариваемого решения Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, а также нарушение прав административного истца на перераспределение земельных участков находящихся в муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что административный иск Ерёменко А.А. подлежит удовлетворению в части признания незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка находящегося в муниципальной собственности.
Требования административного истца о возложении на администрацию Наро-Фоминского городского округа <адрес> обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> обозначенного на схеме точками <данные изъяты> (определены на схеме соответствующими координатами) площадью <данные изъяты> кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № (<адрес>) и земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности площадью <данные изъяты> кв.м, и направить это решение с приложением указанной схемы ФИО8 в срок не позднее <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворению не подлежат.
Суд полагает, что решение вопроса о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, действующее законодательство относит к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░░░1 № № ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░>) ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.░., ░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░