Судья: ФИО4 Дело №
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе
председательствующего судьи: ФИО5,
судей: ФИО9, Крашенинниковой М.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации <адрес> о признании квартиры жилым домом, признании права собственности на жилой дом,
и заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО10,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась с иском к администрации <адрес> о признании квартиры жилым домом, признании права собственности на жилой дом, указав в обоснование иска следующее.
Истец ФИО1 и ФИО11 являются собственниками жилого дома, находящегося по адресу, ………, дер………., дом ……..
Истцу принадлежит жилое помещение, квартира №…….., назначение жилое, общей площадью 53,0 кв.м.
ФИО11 принадлежит жилое помещение, квартира №…….., назначение жилое, общей площадью 79,3 кв.м.
Право собственности зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ……, общей площадью 2035 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирный дом. Земельный участок также находится в долевой собственности по 1/2 доли. Каждый земельный участок огорожен забором, имеются сооружения вспомогательного использования и садовые насаждения.
Истец указала, что фактически весь жилой дом представляет собой блокированный жилой дом. В доме возможно выделить два автономных блока. Согласно технического заключения по результатам обследования жилого дома, выполненного ООО НЦ «Среда» МАСА, жилой дом находится в работоспособном технически состоянием, соответствует строительным, санитарно-гигиеническим, экологическим, противопожарным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, и может быть разделен на самостоятельные одноквартирные дома.
Поскольку у собственников не имеется мест общего пользования, каждая квартира имеет отдельный выход на свою часть земельного участка, состоят из жилых комнат и вспомогательных помещений, договоры на обслуживание с домоуправляющей компанией отсутствует, ТСЖ не создавалось, коммуникации подведены отдельно к каждому дому, данные квартиры не отвечают признакам многоквартирного дома. Более того, на кадастровом учете отсутствует статус многоквартирного дома, здание поставлено на учет как жилой дом. Исходя из указанных положений закона, данные квартиры обладают всеми признаками жилого дома. В связи с тем, что документально жилое помещение истца числиться как квартира, возникает неопределенность в отношении использования земельного участка, препятствует истцу использовать земельный участок по назначению, предусмотренному для индивидуальных жилых домов.
Кроме того, земельный участок также фактически разделен на два земельных участка. Между собственниками установлен забор. На каждом земельном участке расположены хозяйственные постройки. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона индивидуальной жилой застройки городского типа). Основной вид разрешенного использования -для индивидуального жилищного строительства. Как видно из письма Департамента градостроительного развития территории ФИО2 <адрес> изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться собственниками путем приведения их в соответствии с видами разрешенного, использования, установленными градостроительным регламентом. Более того, вышеуказанное зонирование территории не предусматривает вид разрешенного использования под многоквартирный дом. Таким образом, имеющееся противоречие в правоустанавливающих документах и фактическими данными на спорный объект недвижимости - жилой дом, в части определения его статуса, создает невозможность привести в соответствие с градостроительным регламентом земельный участок и разделить его по фактически сложившемуся землепользованию
В этой связи, признание квартиры индивидуальным жилым домом имеет для истца правовое значение, поскольку предоставит ей возможность привести в соответствие с законодательством документы и на жилой дом, и на земельный, участок.
В процессе рассмотрения дела истец изменила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и окончательно просила
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена ФИО11
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО15, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО12
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании квартиры жилым домом, признании права собственности на жилой дом отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого с неправильным применением норм материального права и определением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя, отказывая в удовлетворении требований, суд не принял во внимание, что фактически жилой дом представляет собой блокированный жилой дом, в котором возможно выделить два автономных блока. Кроме того, в ходе судебного разбирательства выполнены работы по изоляции чердачного помещения. Судом при рассмотрении дела не дана надлежащая оценка представленным истцом письменным доказательствам, согласно которым каждая часть дома имеет скважину и септики, плата за пользование электроэнергией, газа производится каждым собственником отдельно. Подготовлен межевой план земельного участка, в соответствии с которым возможен раздел земельного участка с учетом раздела жилого дома, хозяйственных построек и сложившегося порядка землепользования. В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию искового заявления.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).
Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом РФ не определено. При этом, признаки многоквартирного дома содержатся в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового, а именно что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещение общего пользования в таком доме. Кроме того многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из системного толкования приведенных определений многоквартирного дома и дома блокированной застройки не следует, что наличие отдельного входа и общей стены (общих стен) являются единственными критериями для отнесения жилого помещения к квартире в многоквартирном доме или части дома (блоку), поскольку наличие самостоятельных выходов из квартир на прилегающий земельный участок также характерно для многоквартирного дома, в то время как основными критериями являются отсутствие самостоятельных жилых помещений, предназначенных для проживания разных семей, которые именуются квартирами, а также наличие элементов общего имущества.
При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
Согласно п.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 и ФИО11 являются собственниками жилого дома, находящегося по адресу: …………, дер……….., дом ………..
ФИО1 принадлежит жилое помещение, квартира №…….., назначение жилое, общей площадью 53,0 кв.м.
ФИО11 принадлежит жилое помещение, квартира №…….., назначение жилое, общей площадью 79,3 кв.м. Право собственности зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.
Кроме собственников в данном доме стоят на регистрационном учете и проживают в качестве членов их семей третьи лица ФИО15, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО12, что подтверждается домовыми книгами.
Жилой дом расположен на едином земельном участке с кадастровым номером …………, общей площадью 2035 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирный дом.
Право собственности на земельный участок также зарегистрировано за ФИО1 и ФИО11 по 1/2 доли в праве собственности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту дом по указанному выше адресу содержит в себе элементы общего имущества: фундамент, стены, перекрытия, крышу. Жилые помещения имеют самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому и имеющему назначение – под многоквартирный жилой дом.
Судебная коллегия, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что спорный дом имеет элементы общего имущества, расположен на одном земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070268:67, имеет общие ограждающие несущие или ненесущие конструкции (внутренние стены, фундамент, общую крышу), в котором расположены две изолированные квартиры без внутренних проемов, с отдельными выходами на улицу, обеспечивающие возможность прямого доступа к помещениям общего пользования (земельному участку), соответственно, спорный жилой дом адрес отвечает всем признакам многоквартирного дома согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Кроме того, как следует из материалов дела, жилое помещение истца ФИО1 и третьего лица ФИО11, определенное в технической документации как квартира, в таком же виде поставлено на кадастровый учет, за истцом и третьим лицом зарегистрировано право собственности на квартиры.
Определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизой, проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно. Вместе с тем оно не противоречит определению многоквартирного дома, данного в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и при определенных условиях (наличия общего имущество в смысле статьи 36 ЖК РФ) объект, имеющий признаки жилого дома блокированной застройки, может являться многоквартирным домом.
Кроме того, такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки" не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п.9 ч.5 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истца каких либо правовых последствий.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со ст.12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с п.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Поскольку ФИО1 в рамках избранного способа защиты не представила доказательств нарушения ее прав и законных интересов, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного иска, при этом ссылка истца о нарушении ее прав в части владения и пользования земельным участком, прилегающего к дому, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, относится к общему имуществу дома, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме. В силу положений ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Судебная коллегия также учитывает, что доводы истца и третьего лица о том, что у квартир отсутствуют места общего пользования, какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами по делу не подтверждены.
Более того, из показаний специалиста ФИО8 следует, что им детальное обследование стен и фундамента не проводилось, соответственно он не может утверждать о том, что фундамент и стены не являются ограждающими конструкциями всего дома. Пояснения в соответствующей части являются лишь его мнением, не основанном на научно-методологических исследованиях и расчетах.
Довод жалобы о том, что каждая часть дома имеет скважину и септики, плата за пользование электроэнергией, газа производится каждым собственником отдельно, не имеет правого значения по делу, поскольку указанные обстоятельства не являются предусмотренным законом основанием для признания многоквартирного дома индивидуальным жилым домом.
Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, поскольку они основаны на ошибочном толковании и применении норм материального и процессуального права, по существу сводятся к выражению несогласия с данной судом оценкой исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств, однако ссылок на обстоятельства и факты, которые бы остались без внимания суда, не содержат.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи: