Докладчик Чемис Е.В. Дело 33- 356/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Калинского В.А.,
судей Чемис Е.В., Доманова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности организовать и обеспечить учет потребляемой тепловой энергии в жилых помещениях многоквартирных домов в с. Ильинское Томаринского района,
по апелляционной жалобе представителя комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» Галактионова В.С. на решение Томаринского районного суда от 31 марта 2022 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
01 марта 2022 года прокурор Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности организовать и обеспечить учет потребляемой тепловой энергии в жилых помещениях многоквартирных домов в с. Ильинское Томаринского района.
В обоснование иска указал, что в жилых помещениях многоквартирных домов № 13А, 14, 15А, 16 17А, 18, 19А, 20, 21, 22, 23 А, 24, 34 по ул. Чкалова с. Ильинское Томаринского района имеются технически неисправные индивидуальные приборы учета тепловой энергии и отсутствуют паспорта на них, что приводит к негативным последствиям в виде назначения ресурсоснабжающей организацией платы за теплоснабжение по нормативу, а не за фактическое потребление, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на комфортное проживание в указанных жилых помещениях. Жилые помещения в указанных многоквартирных домах переданы комитетом по управлению муниципальной собственностью МО «Томаринский ГО» ПАО «Сахалинэнерго» во временное владение и пользование по договорам аренды № 490, 516 и 524.
На основании изложенного, просит суд возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить учет потребляемой тепловой энергии при помощи технически исправных индивидуальных приборов учета тепловой энергии в жилых помещениях многоквартирных домов по ул. Чкалова в с. Ильинское Томаринского района, а именно: в квартирах № 1 - 12 дома № 13А, № 1- 12 дома № 14, № 1 - 15 дома № 15А, № 1 -15 дома № 16, № 1 - 15 дома № 17А, № 1 - 15 дома № 18, № 1- 15 дома № 19А, № 1- 14 дома № 20, № 1-15 дома № 21, № 1-14 дома № 22, № 1 - 12 дома № 23А, № 1 - 12 дома № 24, № 1 - 15 дома № 34.
Протокольным определением от 31 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечено ПАО «Сахалинэнерго».
Решением Томаринского районного суда от 31 марта 2022 года исковые требования прокурора Томаринского района удовлетворены частично. На комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» возложена обязанность в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить учет потребляемой тепловой энергии при помощи технически исправных индивидуальных приборов учета тепловой энергии в вышеуказанных жилых помещениях многоквартирных домов в с. Ильинское Томаринского района. В удовлетворении остальной части искового заявления отказано.
На указанное решение суда представитель комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» Галактионов В.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит его изменить в части установления сроков исполнения решения суда. Указывает, что финансовые средства на выполнение работ по установке приборов учета потребляемой энергии в жилых помещениях многоквартирных домов в с. Ильинское Томаринского района в бюджете муниципального образования «Томаринский ГО» отсутствуют, при поступлении дотации, вопрос о выделении финансовых средств и выполнении данных работ будет повторно рассмотрен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сущенко Е.П. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.3 и п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 7, 8 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемые Правительством Российской Федерации, могут устанавливать особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению объектов, указанных в частях 3 - 7 настоящей статьи, приборами учета.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 80 указанных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абзаца второго пункта 80(1) настоящих Правил.
Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Подпунктом «д» п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что жилые помещения № 1 - 12 дома № 13А, № 1- 12 дома № 14, № 1 - 15 дома № 15А, в № 1 -15 дома № 16, № 1 - 15 дома № 17А, № 1 - 15 дома № 18, № 1- 15 дома № 19А, № 1- 14 дома № 20, № 1-15 дома № 21, № 1-14 дома № 22, № 1 - 12 дома № 23А, № 1 - 12 дома № 24, № 1 - 15 дома № 34 по ул. Чкалова с. Ильинское находятся в муниципальной собственности МО «Томаринский ГО» и на основании договоров аренды переданы ПАО «Сахалинэнерго» во временное владение и пользование.
Между тем при строительстве вышеуказанных домов работы по монтажу индивидуальных приборов учета тепловой энергии выполнены не в полном объеме, кроме того, истек срок поверки индивидуальных приборов учета.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность организовать и обеспечить учет потребляемой тепловой энергии при помощи технически исправных индивидуальных приборов учета тепловой энергии в вышеуказанных МКД.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Определяя срок исполнения решения суда, суд первой инстанции, принимая во внимание разумность сроков, принцип исполнимости решения суда, пришел к выводу установить его- в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок установленный судом первой инстанции для выполнения ответчиком вышеуказанных действий. Приведенные ответчиком обстоятельства не являются основанием для увеличения установленного судом первой инстанции срока исполнения решения. Доказательств того, что установление срока для исполнения судебного акта – в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является не разумным либо не возможным, не представлено.
Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томаринского районного суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» Галактионова В.С.– без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2023 г.
Председательствующий В.А. Калинский
Судьи Е.В. Чемис
В.Ю. Доманов