Дело № 12-289/2021
УИД 76RS0014-02-2021-000665-51
Р Е Ш Е Н И Е
27 мая 2021 года город Ярославль
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев жалобу защитника МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля Храмова О.А. на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 № 76/6-125-20/ИЗ/12-1364-И/17-283 от 23.03.2021 года о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 № 76/6-125-20/ИЗ/12-1364-И/17-283 от 23.03.2021 года МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Из постановления следует, что в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего с ФИО 2, проведенного в период с 04 декабря 2020 г. по 04 марта 2021 г., в Муниципальном бюджетном учреждении «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля, установлено, что МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля, являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства. Проверкой установлено, что в нарушение ст.ст. 76, 212, 213 ТК РФ, п.1, п.3п.15, п.19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 года 3302н, работник ФИО 2, принятый в МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля, подлежащий прохождению обязательных периодических медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год, с 27.12.2017 года по настоящее время допущен до выполнения работ без прохождения периодического медицинского осмотра. Данное нарушение создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Указанное постановление обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок.
МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля обратилось с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. В жалобе указали, что прохождение работником медицинского осмотра должно быть обеспечено работодателем в указанный срок и за его счет. В соответствии с ч.1 ст.4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Днем совершения административного правонарушения является 27.12.2019 года. Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек 27.12.2020 года.
Защитник МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля по доверенности Храмов О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Обжалуемое постановление от 23.03.2021 года вынесено в соответствии со ст.29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а также срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.
Суд признает несостоятельными доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушение по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ является длящимся, оно выражается в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного периодического медицинского осмотра в нарушение требований трудового законодательства, и срок давности привлечения общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае исчисление срока давности привлечения МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля к административной ответственности начинается с момента выявления Государственной инспекцией труда в Ярославской области нарушений требований трудового законодательства и на момент вынесения постановления о назначении административного наказания этот срок не истек.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Факт совершения административного правонарушения и вина МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом расследования тяжелого несчастного случая от 04.03.2021 года, протоколом об административном правонарушении от 16.03.2021 года №76/6-125-20-ИЗ/12-1364-И/17-283 и иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены должностным лицом ГИТ в ЯО по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Объективная сторона вменяемого МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1, п.3, п.15, п.19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, работник ФИО 2 подлежит прохождению обязательных периодических медицинских осмотров 1 раз в год.
Между тем, работник ФИО 2 с 27.12.2017 года по настоящее время допущен до выполнения работ без прохождения периодического медицинского осмотра, что не опровергнуто.
Совершенное МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку создавало опасность охраняемым общественным отношениям, влияло на безопасность организации производства работ, представляло угрозу для жизни и здоровья работников учреждения.
Таким образом, постановление должностного лица мотивировано, отвечает требованиям КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется. Совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий, а именно: внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, за впервые совершенные административные правонарушения, тогда как в рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Совершенное МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ создает угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку несоблюдение работодателем правил охраны труда может повлечь причинение вреда здоровью работников.
Вместе с тем, судом усматриваются основания для изменения наказания и снижения размера административного штрафа в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 110 000 до 130 000 руб.
Принимая во внимание, что ранее МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля к административной ответственности за совершение тождественных правонарушений не привлекалось, с учетом характера совершенного административного правонарушения, приведенных выше обстоятельств, суд полагает возможным снизить размер назначенного МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля административного наказания на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 55 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 № 76/6-125-20/ИЗ/12-1364-И/17-283 от 23.03.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля изменить, снизить размер назначенного МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля наказания на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 55 000 рублей.
В остальном постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО 1 № 76/6-125-20/ИЗ/12-1364-И/17-283 от 23.03.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля оставить без изменения, жлобу МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля –без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Е.С.Логвинова