г. Луга 14 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2а-2721/2016)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
при секретаре Купцовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
прокурора Моисеевой О.В.
представителя административного ответчика Шустровой Е.А.
административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском в Лужский городской суд Ленинградской области, в котором просит обязать администрацию Скребловского сельского поселения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности, установив срок исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Лужской городской прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела на территории Лужского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения требований п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 2 ст. 25, ч. 2 ст. 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Проверкой установлено отсутствие созданной органом местного самоуправления поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела и определенного порядка ее деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела введен в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, по мнению прокурора, затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Моисеева О.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Шустрова Е.А., действующая на основании доверенности от 13.12.2016 г., иск прокурора не признала указав, что ДД.ММ.ГГГГ г. с ЛМУП «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № № по условиям которого указанное предприятие обязалось оказывать ритуальные услуги, перечень которых содержится в спецификации к контракту. Создание администрацией поселения своей специализированной службы представитель ответчика полагала нецелесообразным.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Нормами ст. 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Положениями ч. 2 той же статьи предусматривается, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Судом установлено:
На территории Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района имеются два действующих общественных кладбища, находящихся в д. <адрес> и в д. <адрес>, что не опровергнуто ответчиком.
Лужской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения, по результатам которой установлено отсутствие созданной администрацией Скребловского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела. Также установлено, что органом местного самоуправления не определен порядок деятельности такой специализированной службы.
В материалы административного дела ответчиком также не представлены доказательства создания специализированной службы, действующей на территории МО «Скребловское сельское поселение», как и доказательства определения порядка деятельности такой службы.
Представленный ответчиком в материалы дела муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ года № №, заключенный между администрацией Скребловского сельского поселения и ЛМУП «<данные изъяты>» на срок до ДД.ММ.ГГГГ г., приложением к которому является спецификация на ритуальные услуги, не может быть расценен судом как доказательство создания ответчиком специализированной службы по вопросам похоронного дела, как того требует действующее законодательство.
В соответствии с пп. 1.6 Устава МУП «<данные изъяты>», предприятие создано МО «Лужское городское поселение». К числу видов деятельности указанного предприятия п. 5.4 отнесена организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
В связи с ликвидацией администрации Лужского городского поселения, исполнение ее полномочий возложено на администрацию Лужского муниципального района.
Постановлением Главы администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № № на МУП «<данные изъяты>» возложены обязанности единой специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Лужского городского поселения. Этим же постановлением утверждено Положение о единой специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории Лужского городского поселения.
Таким образом, МУП «<данные изъяты>» является специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной администрацией Лужского городского поселения.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 3 Устава Скребловского сельского поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения являются вопросом местного значения поселения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 29 Устава поселения, администрация Скребловского сельского поселения осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении учрежденных администрацией муниципальных предприятий и учреждений, в том числе определяет условия, порядок и цели их деятельности, утверждает их уставы, назначает на должности и освобождает от должности их руководителей, заслушивает отчеты об их деятельности.
Таким образом, для решения возложенных на орган местного самоуправления задач в указанной сфере, администрация Скребловского сельского поселения вправе по собственному усмотрению, руководствуясь положениями статьи 29 Устава, создать специализированную службу как в виде самостоятельного юридического лица, так и не исключается создание соответствующей службы посредством образования структурного подразделения администрации.
В силу положений вышеприведенных ст.ст. 9, 25, 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле» именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отсутствие созданной специализированный службы по вопросам похоронного дела нарушает права граждан, круг которых определить невозможно.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Устанавливая срок, в течение которого административным ответчиком должны быть совершены действия, суд учитывает, что для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела и определения порядка ее деятельности требуются временные затраты, а также финансовые затраты.
Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности.
Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
Секретарь И.В. Купцова
В окончательной форме решение принято 19 декабря 2016 года
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-2721/2016 Лужского городского суда
Решение вступило в законную силу __________________2016 года
Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
Секретарь И.В. Купцова