Решение по делу № 2-3224/2017 от 23.05.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата>.                                 

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего Федерального судьи Сидорова П.А.,

при секретаре Трефиловой Е.П.,

с участием прокурора Сапарова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <номер> по иску <...> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Снежко Л. П., Шмелеву В. В.чу об обязании разработать проект рекультивации, проведении работ по рекультивации,

УСТАНОВИЛ:

Раменский городской прокурор в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к ответчикам, которым просит обязать Шмелева В.В. разработать и согласовать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), а именно земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда, обязать Шмелева В.В. провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Приказа Минприроды России <номер> и Роскомзема <номер> от <дата> «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда. Обязать Снежко Л.П. собственника земельного участка, разработать и согласовать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), а именно земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040439:27, расположенный по адресу: «участок находится примерно в 850 м по направлению на юг от ориентира: д. Редькино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>», общей площадью <...> кв.м с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда, обязать Снежко Л.П. провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Приказа Минприроды России <номер> и Роскомзема <номер> от <дата> «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда.

В обосновании иска указали, что Шмелеву В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040439:167, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 24 476 кв.м с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Снежко Л.П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: «участок находится примерно в 850 м по направлению на юг от ориентира: д. Редькино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>», общей площадью 21 224 кв.м с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения экологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на земельных участках, в том числе с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, проводились работы по размещению (складированию) отходов производства и потребления (строительные отходы, твердые коммунальные отходы, грунты) и их планировке и (утилизации) с использованием специализированной техники. По морфологическому составу отходы производства и потребления представляют собой отходы грунта при проведении земляных работ, мусор от сноса и разборки зданий (несортированный), твердые коммунальные отходы. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов указанные отходы производства и потребления относятся к IV-V классу опасности. Указанный факт установлен материалами административного расследования Министерства экологии и природопользования от <дата>. В связи с чем, прокурор был вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании прокурор Сапаров Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Шмелева В.В. по доверенности Шмелева С.Д. исковые требования не признала, в иске просила отказать, пояснив, что в настоящее время строительный мусор с участка убран силами Шмелева В.В. кроме того, указала, что при проведении осмотра не присутствовал геодезист, Шмелев В.В. пытался неоднократно пресечь свалку мусора. Так же считает, что нет необходимости разрабатывать проект рекультивации.

В судебное заседание ответчица Снежко Л.П. не явилась, извещалась надлежащим образом. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Учитывая, что судом были созданы всем участникам процесса условия для реализации их прав, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося ответчика Снежко Л.П. Ранее были представлены возражения, из которых усматривается, что земельный участок был приобретен <дата>, а факт размещения и складирования отходов был выявлен до приобретения участка в собственность. Снежко Л.П. какие-либо работы по размещению (складированию) отходов производства и потребления (строительные отходы, твердые отходы, грунты) и их планировке и (утилизации) с использованием спецтехники не проводились и не заказывались. Покупкой и оформления участка занимался ее представитель. Договора купли-продажи и передаточные акты земельных участков он подписывал по доверенности, которая была выдана в установленном законом порядке. На момент выявления фактов правонарушения, совершения сделок с участками по настоящее время находилась в городе Краснодаре и обо всех нарушениях узнала по почте. Приобретенный участок расположен в границах кадастрового квартала номер: <номер> и имеет следующие характеристики: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: прочие земли сельскохозяйственного назначения, в том числе болота, нарушенные земли, занятые полигонами, свалками, оврагами, песками, за исключением земельных участков в составе земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огорнических и дачных объединений. Таким образом, вид разрешенного использования участка определен неверно и участок используется по назначению. Считает иск не основанным на требованиях действующего законодательства, в связи с чем не подлежащим удовлетворению.

Третье лицо Администрация <...> муниципального района Московской области в судебное заседание представителя не выделили, извещались надлежащим образом.

Представитель третьего лицо Министерства экологии и природопользования Московской области в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шмелеву В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 24 476 кв.м с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Снежко Л.П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <номер> расположенный по адресу: «участок находится примерно в 850 м по направлению на юг от ориентира: д. Редькино, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>», общей площадью 21 224 кв.м с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения экологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на земельных участках, в том числе с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, проводились работы по размещению (складированию) отходов производства и потребления (строительные отходы, твердые коммунальные отходы, грунты) и их планировке и (утилизации) с использованием специализированной техники.

По морфологическому составу отходы производства и потребления представляют собой отходы грунта при проведении земляных работ, мусор от сноса и разборки зданий (несортированный), твердые коммунальные отходы. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов указанные отходы производства и потребления относятся к IV-V классу опасности.

Указанный факт установлен материалами административного расследования Министерства экологии и природопользования от <дата>.

С <дата> по настоящее время собственниками земельных участков меры по предотвращению и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы не проводились.

Работы по рекультивации на указанных земельных участках не проведены.

Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно с ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Пункт 4.11 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от <дата> <номер>-ст, определяет, что объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Однако, указанные земельные участки не являются объектами размещения (хранения) отходов, не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пункт 4.13 вышеуказанного ГОСТа определяет, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона об отходах транспортирование отходов должно осуществляться при наличии паспорта отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах, а также наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Часть 1 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Часть 2 указанной статьи запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.9 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.<дата>-03, утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от <дата> <номер>, размещение отходов в искусственных понижениях рельефа (выемки, карьеры, котлованы и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.<дата>-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> <номер>, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Однако на указанных земельных участках с кадастровыми номерами вышеуказанные условия при размещении отходов производства и потребления не соблюдаются. Отходы производства и потребления размещены на открытом грунте, в отсутствии противофильтрационного основания, что создает угрозу загрязнения окружающей среды.

Согласно п.п. 3 - 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ <номер>, Роскомзема <номер> от <дата>, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Ст. 1 ФЗ от <дата> № 7-ФЗ Закона об охране окружающей среды определено, что окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природной средой (природой) является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

К компонентами природной среды относятся земля, недра, почвы.

Охрана окружающей среды - деятельность физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность);

Согласно ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 указанного закона граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии со ст. 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В материалы гражданского дела предоставлены постановления Министерства экологии и природопользования:

- <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности Илюхина Ю.В.

- <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности Каладзе Г.Д.

- <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности Аникушина С.И.

- <номер> от <дата> о привлечении к административной ответственности Андрейкина В.Н., согласно которым данные граждане были привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами) в связи с тем, что осуществили завоз и размещение отходов производства и потребления (грунт с включениями строительных и коммунальных отходов.

Однако, это не является основанием для отказа в иске, т.к. бремя ответственности за содержание земельных участков лежит на собственнике.

Тот факт, что Шмелевым В.В. вывезен мусор с его земельного участка не может освободить его от необходимости проведения работ по восстановления плодородия почв в связи с тем, что в суд не представлено доказательств того, что вывоз производился специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Утверждения ответчиков о том, что земельные участки приобретались ими в таком состоянии, суд не может положить в основу решения, т.к. ими подписывались передаточные акты и при приобретении земельный участков у них не возникло никаких вопросов.

Таким образом, Снежко Л.П. и Шмелевым В.В. (собственниками земельных участков) в установленном законом порядке меры по предотвращению и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, в том числе от водной и ветровой эрозии, иных воздействий, не проводились, работы по рекультивации на земельном участке с кадастровым номером <номер> и <номер> соответственно не осуществлены.

Использование указанных участков без принятия данных мер нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятные условия жизнедеятельности человека. Негативные последствия деградации земельного участка влияют на близлежащие земельные участки, относящиеся к неразграниченной государственной и частной собственности.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Зиновьев И.В. пояснил, что лично видел и сообщал с полицию о том, что на данных земельных участках происходил сброс отходов.

Однако, доказательств того, что ответчики обращались в правоохранительные органы с целью пресечения правонарушений, связанных с использованием земельных участков, в суд представлено не было.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Обязать Шмелева В. В.ча разработать и согласовать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), а именно земельного участка с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, общей площадью 24 476 кв.м. с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», а так же провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Приказа Минприроды России <номер> и Роскомзема <номер> от <дата> «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в течение одного года с момента вступления в силу решения суда.

Обязать Снежко Л. П. разработать и согласовать проект рекультивации нарушенных земель (приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), а именно земельного участка с кадастровым номером <номер>, по адресу: «участок находится примерно в 850 м. по направлению на юг от ориентира: д. Редькино, положенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>», общей площадью 21 224 кв.м. с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», а так же провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Приказа Минприроды России <номер> и Роскомзема <номер> от <дата> «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в течение одного года с момента вступления в силу решения суда.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья                            П.А. Сидоров         

В окончательном виде решение изготовлено <дата> года

2-3224/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Раменский городской прокурор
Ответчики
Шмелев В.В.
Снежко Л.П.
Другие
Администрация Раменского муниципального района
Министерство экологии и природопользования МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
23.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2017Передача материалов судье
23.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2017Судебное заседание
24.07.2017Судебное заседание
23.08.2017Судебное заседание
30.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее