Решение по делу № 3а-874/2020 от 13.05.2020

К делу № 3а-874/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Песецкой С.В.,

при секретаре судебного заседания: < Ф.И.О. >2,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации г.Сочи к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю № 4/4 от 03 марта 2020 года

У С Т А Н О В И Л :

Администрация г.Сочи обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю № 4/4 от 03 марта 2020 года.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю было рассмотрено заявление ЗАО «Ремонтно-механический завод» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый (или условный) номер <№..>

Решением Комиссии по рассмотрению споров от 03 марта 2020 года № 4/4 установлена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый (или условный) номер <№..> площадью <№..> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : для эксплуатации зданий и сооружений ремонтно - механического завода, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости, равной <№..> рублей.

Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка кадастровый (или условный) номер <№..>, составляет <№..> рублей.

Администрация г.Сочи считает, что указанное решение комиссии является незаконным и нарушающим права муниципального образования, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Представитель административного истца Администрации г.Сочи, представитель административного ответчика ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель заинтересованного лица ЗАО «Ремонтно-механический завод» в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Огиди О.М.И., в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представив отзыв на административное исковое заявление, считает, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в состав которых также входит спорный земельный участок, допущено не было. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению арендных платежей, которые в данном случае отнесены к источникам доходов бюджета, что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета. Просит вынести законное и обоснованное решение, с учетом изложенной позиции.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, суд считает необходимым рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса, поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.

ПредставительКомиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю действующий на основании доверенности Рягузова М.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требовании администрации.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Администрации г.Сочи.

В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления участков в пределах их компетенции.

Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела 03 июня 1998 года между Администрацией г.Сочи и ЗАО «Ремонтно-механический завод» был заключен договор аренды земельного участка № <№..> кадастровый (или условный) номер <№..> площадью <№..> кв.м, вид разрешенного использования : для эксплуатации зданий и сооружений ремонтно - механического завода, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, улица Донская, 16, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 24 апреля 2020 года за № 99/2020/326307307.

Срок действия договора по 01 апреля 2047 года.

Расчет арендной платы произведен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый (или условный) номер <№..>

В силу пункта 1,5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года.

Согласно, данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельного участка кадастровый (или условный) номер <№..> составляет <№..> рублей.

В силу статьи 24.18 Федеральный закон от <Дата> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде, или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263, предписывает соответствующим комиссиям принимать решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету о его оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов. Если же отличие превышает 30%, комиссия отклоняет заявление о пересмотре, кроме случаев, когда заявитель, помимо отчета оценщика, представит положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям.

В силу положений Закона об оценочной деятельности, а также приведенного Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также по проверке положительного экспертного заключения на отчет об оценке.

Решением Комиссии по рассмотрению споров от 03 марта 2020 года № 4/4, установлена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый (или условный) номер <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости, равной <№..> рублей, что составляет менее 30 %, а именно 22 %.

Административный истец не согласен с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю. В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов ссылается на то обстоятельство, что заниженная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному уменьшению размера арендной платы.

С данными доводами суд согласиться не может.

На основании подпункта «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 13 статьи ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ее председателем назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа Росреестра. В Краснодарском крае на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 19 декабря 2011 года № П/512 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.

В соответствии с пунктом 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом.

Аналогичный перечень документов предусмотрен абзацами 18-25 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ.

Согласно пункту 16 Порядка секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее, чем за пять рабочих дней до заседания комиссии, а также в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

В соответствии с пунктами 10,12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.

Согласно принятого решения Комиссии, заявление ЗАО «Ремонтно-механический завод» было рассмотрено на заседании Комиссии с участием всех членов комиссии, явка 100%. В ходе рассмотрения заявления и приложенных к ним документам Комиссией установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости менее 30 %, а именно на 22 %. Также, установлено, что оформление и содержание отчета об оценке от 03 февраля 2020 года за № Л-20-611-1600, выполненного оценщиком Лабитиным В.О. соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам.

Решением Комиссии от 03 марта 2020 года № 4/4 удовлетворено заявление ЗАО «Ремонтно-механический завод» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, все члены комиссии проголосовали «за». При таких обстоятельствах, исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности и Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решение Комиссии от 03 марта 2020 года № 4/4, является законным и обоснованным.

Решение Комиссии принято в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с соблюдением установленного для его принятия порядка (оснований, сроков и процедуры), при соответствии его содержания требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Заседание Комиссии от 03 марта 2020 года является правомочным, поскольку на нем присутствовали все члены комиссии. Положительное решение Комиссии принято единогласно, исходя из анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и экспертного заключения.

Отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный и доходный подходы. В рамках сравнительного подхода экспертом проведен анализ сегмента рынка, к которому принадлежат оцениваемый участок, подобран ряд аналогов, сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. В заключении приведен подробный расчет стоимости оцениваемого земельного участка с применением доходного подхода и согласование результатов расчетов различными подходами стоимости этих объектом оценки.

Соответствие подготовленного оценщиком отчета требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, подтверждено.

Доводы административного истца о необоснованности результатов определения кадастровой стоимости являются несостоятельными и опровергаются содержанием отчета об оценке. Оснований не доверять выводам оценщика у суда не имеется, поскольку он подтверждается результатами анализа рынка земельных участков, приведенными в отчете.

Доказательств несоответствия представленного ЗАО «Ремонтно-механический завод» отчета об оценке положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не представлено. Отличие кадастровой стоимости земельного участка от величины рыночной стоимости этого участка, определенной в отчете об оценке, не свидетельствует о недостоверности последней.

В соответствии с положениями статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-0, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Наличие у заинтересованного лица права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется, исходя из кадастровой стоимости (по формуле, включающей величину; кадастровой стоимости) является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости спорного земельного участка.

Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей, расхождение данных о рыночной стоимости спорного земельного участка и кадастровая стоимость нарушает права ЗАО «Ремонтно-механический завод» как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для юридического лица. При этом, нарушенные права арендатора могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Таким образом, закон не связывает возможность законного правообладателя земельного участка (арендатора) в реализации права на изменение кадастровой стоимости земельного участка, с получением обязательного согласия собственника земельного участка.

Каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения и нарушение прав и свобод административного истца, материалами дела не установлено. Администрацией г.Сочи не представлено доказательств, подтверждающих административные исковые требования.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Администрации г.Сочи об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.

Руководствуясь статьями 20, 175, 177, 180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Администрации г.Сочи к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю № 4/4 от 03 марта 2020 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции г.Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июня 2020 года.

РЎСѓРґСЊСЏ

3а-874/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация города Сочи
Ответчики
Упарвление Росреестра по Краснодарскому краю
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Упарвлении Росреестра по КК
Другие
ЗАО "Ремонтно-механический завод"
Департамен имущественных отношений КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Песецкая Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.06.2020Предварительное судебное заседание
03.06.2020Предварительное судебное заседание
17.06.2020Предварительное судебное заседание
23.06.2020Предварительное судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Дело оформлено
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее