Дело № 2-200/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Алушта
Алуштинский городской суд в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре Донских Е.А.,
с участием истцов Нагорных В.И., Нагорных Т.В., ответчиков Рыбалко А.В., Жанзак Л.В., Фрольцовой А.А.. Латышкевой Т.М., Мариенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагорных В.И., Нагорных Т.В., Нагорных В.В., Малеевой А.В., Коростелевой Н.В. к Рыбалко А.В. , Рыбалко А.А. , Жанзак Л.В. , ФИО11, Латышевой Т.Мю , Латышеву В.Н. , Мариенко О.В. , Латышеву Д.В. , третье лицо Администрация г. Алушты, о признании права собственности на помещения общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просят признать за Нагорных В.И., Нагорных Т.В., Нагорных В.В., Малеевой А.В. и Коростелёвой Н.В. право общей собственности в порядке приобретательной давности на нежилые помещения общего пользования: на коридор (литер 1а), площадью 13,2 кв.м. и на коридор (литер II), площадью 8,7 кв.м., общей площадью 19,9 кв.м., находящиеся на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковое заявление по существу мотивировано тем, что собственник <адрес>, расположенной по <адрес>, обратился в Алуштинский городской суд Республики с исковым заявлением о признании права собственности в порядке приобретательной давности на нежилые помещения общего пользования, находящиеся на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно, на коридор (литер 2а), площадью 6 кв.м. и на коридор (литер II), площадью 8,7 кв.м., что в общей сложности составляет 14,7 кв.м.
Коридор (литер 2а), площадью 6 кв.м., коридор (литер 1а), площадью 13,2 кв.м., и коридор (литер II), площадью 8,7 кв.м., общая площадь которых составляет 27,9 кв.м., находятся в общем пользовании собственников квартир № и №.
С момента приватизации жилых помещений собственники квартир № и № по <адрес>, владели указанными выше коридорами (литер 2а, литер 1а литер II) открыто. Владение указанными помещениями осуществлялось и осуществляется непрерывно, так как имущество из владения собственников квартир № и № никогда не выбывало, и добросовестно, так как собственники предполагали, что владеют указанными выше помещениями, как своими собственными.
Кроме того, истцы указывают, что в период владения указанными коридорами претензий от других лиц, проживающих в данном жилом доме, не предъявлялось, права на них не предъявлял, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось.
В судебном заседании истцы поддержали исковое заявление по изложенным в нем основаниям, указывая что всеми совладельцами квартир в данном доме проведены реконструкции и перепланировки, в результате чего все соседи имеют отдельные сходы в свои квартиры, без использования спорных коридоров, которыми фактически никто кроме них не пользуется.
Ответчик Рыбалко А.В. возражал против удовлетворения искового заявления, указывая на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.
Ответчики Жанзак Л.В. , Фральцовой А.А. . ФИО18, Мариенко О.В. , против удовлетворения иска также возражали, по существу указывая на то что спорные коридоры являются общедомовым имуществом и они имеют законный интерес в их использовании.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате слушания извещены судебными извещениями по адресам, указанным в иске.
Представитель третьего лица Администрации г. Алушты в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, исследовав материалы инвентарного дела БТИ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным домом (л.д. 42).
Согласно свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей собственности гражданину Нагорных В.И. и членам его семьи Нагорных Т.В., ФИО19, ФИО20, Нагорных В.В. в равных долях. <адрес> квартиры составляет 32,6 кв.м. Право на указанную квартиру в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не зарегистрировано (л.д. 53).
Согласно выписки из ЕГРН, собственниками нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, являются Малеевой А.В., Коростелевой Н.В. , Нагорных В.В., Нагорных Т.В., Нагорных В.И. (по 1/5 доли каждый). <адрес> помещения составляет 26,7 кв.м. (л.д. 107-111).
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры) № в <адрес>, указанное помещение состоит из: жилой комнаты площадью 12,0 кв.м., жилой комнаты площадью 14,7 кв.м., кухни площадью 5,9 кв.м. <адрес> квартиры составляет 32,6 кв.м. Самовольно присоединенными местами общего пользования на первом этаже являются: коридор литер Iа площадью 13,2 кв.м., коридор литер II площадью 8,7 кв.м. В цокольном этаже <адрес> являются: подвал литеры III площадью 27,1 кв.м., кладовая литеры IVа площадью 10,3 кв.м., санузел литеры Iа площадью 3,7 (л.д.55-57).
Квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности Рыбалко А.В. (29/50 долей), Рыбалко А.А. (21/50 долей). Площадь квартиры составляет 37,2 кв.м. (л.д. 85-88).
Собственником <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес> (кадастровый №) является Жанзак Л.В. Площадь квартиры составляет 34 кв.м. (л.д. 89-91)
Согласно выписки из ЕГРН Жанзак Л.В. является собственником <адрес> в <адрес> (кадастровый №). Площадь квартиры составляет 120,1 кв.м. (л.д. 92-97).
ФИО11, согласно выписки из ЕГРН, является собственником <адрес> в <адрес> (кадастровый №). Площадь квартиры составляет 24,4 кв.м. (л.д. 98-100).
Собственниками <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес> (кадастровый №) являются Латышевой Т.Мю , Мариенко О.В. по ? доли. Площадь квартиры составляет 30,3 кв.м. (л.д. 101-104).
Согласно выписок из ЕГРН на цокольном этаже <адрес> расположены: нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 48 кв.м., нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 56,1 кв.м., нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 21,6 кв.м. (л.д. 105-106; 112-115).
В силу ст. 3 ГПК РФ предметом судебной защиты являются не любые требования, а только те, которые связаны с защитой нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ст. 12 ГК РФ гражданские права защищаются путем признания права.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу что истцами, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено бесспорных доказательств и обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права собственности в порядке приобретательной давности, поскольку на протяжении всего указанного периода, а также на момент получения имущества во владение истцы знали об отсутствии у них права собственности на спорные помещения.
Добросовестность давностного владельца определяется на момент получения имущества во владение и предполагает, что лицо, владеющее имуществом, должно считать себя не только собственником имущества, но и не знать, что у него отсутствуют основания для возникновения права собственности.
Из содержания искового заявления и представленных письменных доказательств, следует, что истцы достоверно знали, о том, что спорное недвижимое имущество не принадлежит им на праве собственности, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Части 2 и 3 указанной статьи предусматривает что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Таким образом, согласие всех собственников помещений является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, по делу установлено, что истцами, места общего пользования на первом этаже: коридор литер Iа площадью 13,2 кв.м., коридор литер II площадью 8,7 кв.м. присоединены самовольно, без такого согласия, а исковые требования заявленные в порядке приобретательной давности направлены на достижение юридически значимого результата в виде легализации таких действий в обход согласия всех иных собственников помещений данного многоквартирного дома, что является нарушением положений ст. 36 ЖК РФ, что, по мнению суда, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Нагорных В.И., Нагорных Т.В., Нагорных В.В., Малеевой А.В., Коростелевой Н.В. к Рыбалко А.В. , Рыбалко А.А. , Жанзак Л.В. , ФИО11, Латышевой Т.Мю , Латышеву В.Н. , Мариенко О.В. , Латышеву Д.В. , третье лицо Администрация <адрес>, о признании права собственности на помещения общего пользования – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2021 г.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко