Дело № 2-1689/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2019 года г. Елизово Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.С.
при секретаре судебного заседания Гуделёве И.М.,
с участием представителя третьего лица Мосиенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овцынова Ивана Сергеевича к администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения,
установил:
Истец Овцынов И.С. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, администрации Елизовского городского поселения, в котором просит возложить на ответчика обязанность заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на состав семьи: супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование заявленных требований истец указывает, что с 21 июня 2018 года по настоящее время проходит службу по контракту в войсковой части № в г. Елизово. Решением 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в г. Петропавловск-Камчатский признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту военной службы и внесен в соответствующий единый реестр. В связи с освобождением жилой площади другим военнослужащим по адресу <адрес>, в мае 2019 года указанная квартира была предложена истцу для заселения на состав семьи из трёх человек. 22 мая 2019 года с фактическим освобождением квартиры и ее принятием по акту, истец с семьей вселился в указанную квартиру, в настоящее время проживает в данном жилом помещении и оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Собрав необходимые документы, обратился к ответчику с заявлением о заключении договора найма специализированного жилого помещения, но ответчиком ему было отказано в заключении такого договора. Такой отказ истец считает незаконным и противоречащим ст. 15 Федеральному закону от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец Овцынов И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик о слушании дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал в полном объеме. Поскольку указанная в иске квартира находится в собственности Елизовского городского поселения, решения администрацией Елизовского городского поселения об отнесении жилого помещения к виду служебных жилых помещений не принималось, следовательно, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением квартиры к виду служебных жилых помещений является прерогативой ответчика.
В судебном заседании представитель третьего лица Мосиенко С.А. поддержал исковые требования, полагал, что требования истца подлежат удовлетворению, так как Овцынов в установленном законом порядке включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту службы в городе Елизово на состав семьи из трёх человек, согласился на предоставление квартиры №, расположенной в доме <адрес>, принял её по акту у военнослужащего ФИО7., в администрацию Елизовского городского поселения было направлено ходатайство о заключении с истцом договора найма служебного жилого помещения на период прохождения военной службы, следовательно, предоставление военнослужащему жилого помещения муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения на основании решения уполномоченного органа Министерства Обороны Российской Федерации является обязанностью администрации муниципального образования. При этом ранее спорное жилое помещение находилось в государственной собственности и в ведении Министерства Обороны Российской Федерации, в связи с чем оно не утрачивает своего назначения и может быть распределено исключительно военнослужащим.
На основании ст. 167 ГПК РФ и с учетом представителя третьего лица Мосиенко С.А., дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя третьего лица Мосиенко С.А., изучив исковое заявление, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им, в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Согласно ст. 12, ч. 1 ст.130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления и его компетенцию, Федеральный закон от 05.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" такие вопросы местного значения, как содержание и использование муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относит к ведению муниципальных образований (подпункты 5 и 10 пункта 2 статьи 6).
Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда, на условиях договора социального найма жилого помещения.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанной статьи, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение в жилые помещения, ранее занимаемые военнослужащими.
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в определении от 25 декабря 2003 года № 453-О отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» – в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, – не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Таким образом, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения на основании решения уполномоченного органа Министерства обороны РФ является обязанностью администрации муниципального образования, что предполагает заключение с таким военнослужащим договора найма служебного жилого помещения.
В силу приведенных выше требований Закона, определяющих специальный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, в том числе жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, решение о предоставление военнослужащему такого жилого помещения обязательно для муниципального образования – собственника жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что Овцынов И.С. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в войсковой части №, что подтверждается контрактом о прохождении военной службы и справкой войсковой части №.
Членами семьи истца являются его жена ФИО2 и дочь ФИО3
Жилое помещение – квартира №, расположенная в доме <адрес> до 26 апреля 2006 года принадлежала на праве собственности Российской Федерации, после чего право собственности было зарегистрировано за Елизовским районным муниципальным образованием и на основании Закона Камчатского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Елизовским муниципальным районом и Елизовским городским поселением» 01 июля 2014 года перешла в собственность Елизовского городского поселения.
На основании ордера № 6990 от 27 апреля 1993 года указанное жилое помещение было предоставлено ФИО7 и членам его семьи, которые были зарегистрированы в квартире с 18 мая 1993 года по 30 января 2013 года.
Истец обратился в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принято решение о включении Овцынов И.С. в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы Елизово.
Решением начальника 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» № 94 от 06.06.2019 истцу, с учетом членов его семьи, предоставлено специализированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
До распределения спорного жилого помещения истцу, квартиру занимал военнослужащий ФИО7, который ее освободил.
Из справок № 175 и № 176 от 19.03.19 года следует, что истец и его супруга жилых помещений в Елизовском районе в собственности не имеют, зарегистрированы при войсковой части №.
Актом от 22.05.2019 жилое помещение от военнослужащего ФИО7 передано Овцынову И.С.
Письмом ответчика от 03.10.2019 истцу отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения по причине того, что жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, судом установлено, что вышеуказанное жилое помещение, находившееся в собственности Российской Федерации и в ведении Министерства Обороны Российской Федерации, первоначально было распределено для проживания на период прохождения военной службы военнослужащему ФИО7, впоследствии данная квартира была распределена для проживания на период прохождения военной службы военнослужащему Овцынову И.С. и передана последнему от ФИО7 по акту 22 мая 2019 года.
Доводы представителя ответчика о том, что спорная квартира не являлась служебной, она относится к муниципальному жилищному фонду, из которого могут предоставляться жилые помещения только гражданам определенных категорий, военнослужащие к которым не относятся, являются несостоятельными и необоснованными, поскольку законодатель, исходя из публичных целей, и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе и военнослужащих. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается (Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-О).
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются всеми правами, предусмотренными статьями 99, 104 ЖК РФ, в том числе правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 ЖК РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Поскольку статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военным организациям предоставлено право предоставлять военнослужащим служебные жилые помещения, в порядке повторного заселения, то на орган местного самоуправления возложена обязанность заключения с военнослужащими договор найма служебного жилого помещения именно на те жилые помещения, которые ранее занимали военнослужащие.
Учитывая, что отказ ответчика заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения являлся незаконным, поскольку в силу п. 1 ст. 100 ЖК РФ ответчик обязан был заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры, до настоящего времени обязанность органом местного самоуправления в отношении истца не исполнена, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на администрацию Елизовского городского поселения заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения на вышеуказанную квартиру на состав семьи из трёх человек.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. С учетом приведенной нормы закона, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности – не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Овцынова Ивана Сергеевича к администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на администрацию Елизовского городского поселения обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Овцыновым Иваном Сергеевичем договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на состав семьи: супруга ФИО2, дочь ФИО3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 13 ноября 2019 года.
Судья подпись С.С. Бондаренко
Копия верна Судья С.С. Бондаренко