УИД86RS0007-01-2023-004031-50
Дело № 88-14135/2024
мотивированное определение
изготовлено 21 августа 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 20 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3370/2023 по иску Шипачевой Ирины Александровны к администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, признании права на получение муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения, возложении обязанности выплатить единовременную поощрительную выплату в связи с назначением пенсии за выслугу лет муниципальному служащему,
по кассационной жалобе администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 ноября 2023 года, дополнительное решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шипачева И.А. обратилась в суд с иском к администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения №7 от 31 августа 2023 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, признании права на получение муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения с 03 августа 2023 года, возложении обязанности произвести начисление и выплачивать муниципальную пенсию за выслугу лет с 03 августа 2023 года, выплатить единовременную поощрительную выплату в связи с назначением пенсии за выслугу лет муниципальному служащему.
В обоснование исковых требований указала, что она работала в администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, уволена 31 декабря 2022 года в связи с сокращением штата. На момент увольнения замещала должность муниципальной службы - являлась заместителем начальника управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска. С 19 июля 2023 года ей назначена пенсия по старости на основании пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации». 03 августа она обратилась в администрацию города Нефтеюганска с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости. Однако ей отказано в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет на основании пункта 1.2.3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, поскольку ей страховая пенсия по старости назначена не в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Такая позиция ответчика противоречит пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 ноября 2023 года, дополнительным решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2023 года, оставленных без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года, исковые требования Шипачевой И.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, №7 от 03 августа 2023 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет. За Шипачевой И.А. признано право на получение муниципальной пенсии за выслугу лет с момента обращения с заявлением - с 03 августа 2023 года. На администрацию города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность начислить и выплачивать Шипачевой И.А. муниципальную пенсию за выслугу лет с 03 августа 2023 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Шипачевой И.А. отказано.
В кассационной жалобе администрация города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ставит вопрос об отмене решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 ноября 2023 года, дополнительного решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе повторяет свою позицию, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций. Считает ошибочным выводы судов о наличии у Шипачевой И.А. права на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет ввиду назначения ей пенсии на основании пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», а не на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указывает, что в силу названного закона страховая пенсия по старости назначается при достижении определенного возраста, которого Шипачева И.А. не достигла.
От Шипачевой И.А. поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шипачева И.А. работала в администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Уволена 31 декабря 2022 года в связи с сокращением штата по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. На момент увольнения Шипачева И.А. замещала должность муниципальной службы - являлась заместителем начальника управления опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
С 19 июля 2023 года Шипачевой И.А. назначена пенсия по старости на основании пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» с применением норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
03 августа Шипачева И.А. обратилась в администрацию города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет к пенсии по старости.
Решением комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск №7 от 31 августа 2023 года Шипачевой И.А. отказано в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет со ссылкой на пункт 1.2.3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и(или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, поскольку ей пенсия назначена в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации. При этом установлено, что у истца стаж муниципальной службы на дату увольнения составлял 21 год 08 месяцев 18 дней.
Не согласившись с принятым решением, Шипачева И.А. обратилась в суд с иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шипачевой И.А., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 12 части 1 статьи 11, пункта 5 части 1 статьи 23, части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года №113-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и(или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, исходил из того, что при увольнении с муниципальной службы лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нефтеюганска, имеют право на муниципальную пенсию. Условиями назначения пенсии являются:
наличие у лица, замещавшего должность муниципальной службы, стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению №2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в 2023 году продолжительность стажа муниципальной службы должна быть не менее 18 лет 06 мес.;
замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск не менее 12 полных месяцев;
увольнение с муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нефтеюганска в том числе по пунктам 1-3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;
при увольнении с муниципальной службы по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, муниципальный служащий имеет право на муниципальную пенсию, если непосредственно перед увольнением он замещал должность муниципальной службы не менее полного месяца, при этом суммарная продолжительность таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев. В соответствии с пунктом 1.2.3 вышеуказанного Порядка, муниципальная пенсия является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях.
На основании анализа положений приведенных норм материального права, суды пришли к выводу о том, что пенсия в соответствии с положениями пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» назначается в соответствии с порядком назначения страховой пенсии по старости и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривают наличие у муниципального служащего права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Исходя из приведенных обстоятельств, принимая во внимание, что Шипачева И.А. имеет стаж муниципальной службы продолжительностью 21 год 08 месяцев, на момент увольнения по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации у неё имелся стаж работы при замещении должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск 12 полных месяцев, она замещала должность муниципальной службы более одного месяца перед увольнением по данному основанию, с 19 июля 2023 года ей назначена пенсия по старости на основании пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» с применением норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», суды признали незаконным отказ в назначении истцу муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденным решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, возложив на ответчика обязанность назначить и выплачивать муниципальную пенсию за выслугу лет с момента обращения с заявлением - с 03 августа 2023 года.
Отклоняя аналогичные кассационной жалобе доводы администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об отсутствии у Шипачевой И.А. права на получение муниципальной пенсии с 3 августа 2023 года в связи с не достижением возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а также о назначении ей пенсии не на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд апелляционной инстанции указал, что устанавливаемая в соответствии пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» пенсия назначается в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденный решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, не содержит в качестве условия назначения муниципальной пенсии достижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, а указывает лишь на то, что пенсия должна быть назначена в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Поскольку Шипачевой И.А. пенсия назначена в порядке и на условиях названного Федерального закона, при этом в силу прямого указания, содержащегося в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет муниципальным служащим назначается, в том числе к пенсии, назначенной досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», суд пришел к выводу о том, что все предусмотренные Порядком, утвержденным решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, условия для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет Шипачевой И.А. соблюдены, она имеет право на получение пенсии с даты обращения с 03 августа 2023 года.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам, судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры доводы об отсутствии у Шипачевой И.А. права на получение муниципальной пенсии ввиду недостижения ею пенсионного возраста и назначения ей досрочной пенсии на основании пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», аналогичны правовой позиции при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция ответчика проанализирована судами первой и апелляционной инстанций, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Применение норм материального права при принятии уполномоченным органом оспариваемого Шипачевой И.А. решения об отказе в назначении муниципальной пенсии по выслуге лет судами проверено и обоснованно признано не верным, в результате чего установлены оснований для удовлетворения заявленных ею требований. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Проанализировав положения Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и (или) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, суды пришли к верному выводу о том, что муниципальная пенсия является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях. Установив, что Шипачевой И.А. пенсия назначена в порядке и на условиях названного Федерального закона, при этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет муниципальным служащим назначается, в том числе к пенсии, назначенной досрочно на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», суды пришли к верному выводу о соблюдении Шипачевой И.А. всех предусмотренных Порядком, утвержденным решением Думы города Нефтеюганска 30 июня 2017 года №193-VI, условий для назначения муниципальной пенсии и о наличии у неё права на получение пенсии с даты обращения с 03 августа 2023 года.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года №32-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой» отмечено, что органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств преследуемой цели. Это означает, что установленный ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть схожими по своим основным параметрам, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Выводы судов о наличии у Шипачевой И.А. права на назначение пенсии по выслуге лет, вопреки ошибочному мнению заявителя, основаны на указанных нормах материального права и соответствуют принятому органом местного самоуправления Порядку назначении муниципальной пенсии за выслугу лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами по доводам кассационной жалобы не усматривается. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки и мотивированно отклонены. Оснований не соглашаться с выводами судов, приведенных в обжалуемых судебных актах, у судебной коллегии не имеется.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
В связи с окончанием кассационного производства подлежит отмене приостановление исполнения решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 ноября 2023 года, дополнительного решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 ноября 2023 года, дополнительное решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 ноября 2023 года, дополнительного решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи