Докладчик Евлогиева Т.Н. Дело № 33а-4178/2021
Судья Александров Ю.Н. инистративное дело № 2а-234/2021
21RS0005-01-2021-000350-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Кудряшовой Р.Г., Шумилова А.А.,
при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании урегулировать вопрос организации снабжения населения топливом, поступившее по апелляционной жалобе администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2021 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением (с последующим уточнением) к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности урегулировать вопрос организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом – дровами.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки установлены факты нарушения администрацией Ибресинского района законодательства в сфере организации снабжения населения твердым топливом (дровами): вопрос организации снабжения населения твердым топлив не урегулирован, соответствующее положение не принято и не утверждено. В связи с выявленным нарушением 18 мая 2021 года в адрес главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации снабжения населения твердым топливом (дровами).
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2021 года постановлено:
«Признать бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики урегулировать вопрос организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом - дровами.»
На указанное решение администрацией Ибресинского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба на предмет его отмены со ссылкой на то, что администрация Ибресинского района Чувашской Республики является ненадлежащим ответчиком по делу. Приводится довод о том, что в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», положений уставов сельских поселений в составе Ибресинского района Чувашской Республики организация в границах сельских, городских поселений теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством, относится к вопросу местного значения сельских, городских поселений.
В возражении, поданном на указанную апелляционную жалобу, прокуратура Ибресинского района просила решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурор не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом; до начала судебного заседания представил суду заявление об отказе от административного иска.
В соответствии со ст. 150, ст. 307 КАС РФ неявка названных лиц не является препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайлова И.Н. не возражала против принятия отказа административного истца от иска и прекращения производства по делу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, поскольку остальные лица, участвующие в деле, о судебном заседании извещены надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (часть 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 этой же статьи).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Ибресинского района во исполнение поручения Прокуратуры Республики проверки соблюдения администрацией Ибресинского района законодательства в сфере организации снабжения населения, проживающего на территории Ибресинского района, использующего печное отопление, твердым топливом (дровами), выявлены нарушения законодательства. Проверкой установлено, что администрацией Ибресинского района вопрос организации снабжения жителей района твердым топливом - дровами не урегулирован, соответствующее положение не принято и не утверждено.
Факт отсутствия в администрации Ибресинского района Чувашской Республики нормативного регулирования снабжения жителей, проживающих на территории Ибресинского района Чувашской Республики, твердым топливом ответчиком не оспаривается.
Спорным в данном административном деле является вопрос о распределении обязанности по организации снабжения населения топливом между администрациями сельских поселений Ибресинского района и администрацией Ибресинского района.
Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 часть 1 статья 2).
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14-16.2 закона.
Пункт 4 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона, определяющей полномочия муниципального района, к полномочиям муниципального района не относит вопрос организации в границах муниципального района снабжения населения топливом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 закона, определяющей полномочия городского и сельского поселений, организация в границах поселения снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
В то же время в части 3 статьи 14 закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи, а также предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).
В силу части 4 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Уставом администрации Ибресинского района, утвержденным решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики №25/1 от 24.12.2012, его статьей 7 вопрос организации в границах района снабжения населения топливом в границах района не отнесен к вопросам местного значения Ибресинского района.
На территории Чувашской Республики действует Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Пункт 4 части 1 статьи 9 указанного закона Чувашской Республики, определяющий вопросы местного значения муниципального района к полномочиям муниципального района также не относит вопрос организации в границах муниципального района снабжения населения топливом.
Вопрос организации снабжения населения топливом в границах поселения пунктом 4 части 1 частью 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики относит к вопросам местного значения городского и сельского поселений.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Закона Чувашской Республики в уставах сельских поселений и Ибресинского городского поселения, который одновременно является административным центром Ибресинского района, входящих в состав территории Ибресинского района (статья 2 Устава Ибресинского района) предусмотрена обязанность сельских и городского поселений по организации снабжения населения поселений топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодательство Российской Федерации, Чувашской Республики и Уставы органов местного самоуправления относят решение вопросов организации снабжения населения поселений топливом к компетенции сельских и городского поселений.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий публично-правовой спор, указанные положения действующего законодательства не учел и возложил обязанность по организации снабжения населения поселений Ибресинского района топливом, в том числе твердым топливом – дровами, на администрацию района.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам принимает отказ прокурора от административного иска, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц, в том числе неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор вышел в суд с настоящим иском, не нарушает; публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Таким образом, имеются основания для принятия отказа прокурора от иска.
На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа от иска решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2021 года подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 46, 157, 194, 195, 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
принять отказ прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от административного иска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности урегулировать вопрос организации снабжения населения топливом.
Решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2021 года отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности урегулировать вопрос организации снабжения населения Ибресинского района топливом, в том числе твердым топливом - дровами прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н Евлогиева
Судьи: А.А. Шумилов
Р.Г. Кудряшова