Решение по делу № 2а-1441/2021 от 19.10.2021

УИД- 36RS0020-01-2021-002898-98

Дело №2а-1441/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски, ул.Ленина, д.6 08 декабря 2021 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Спицыной М.Г.,

при секретаре Пещеревой О.Ю.,

с участием представителя административного ответчика адвоката Саликова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Ткаченко Александру Сергеевичу о взыскании таможенных платежей и пени, восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным исковым заявлением,

У С Т А Н О В И Л:

Ростовская таможня обратилась в суд к Ткаченко А.С. с административным иском о взыскании с последнего задолженности по таможенным платежам в размере 290530,94 рубля и пени в размере 182291,99 рубля. В обоснование иска указано на неисполнение Ткаченко А.С. своей обязанности по их уплате в связи с ввозом 08.02.2015 на территорию ЕАЭС транспортного средства ВАЗ 2103, 1980 года выпуска, которое по истечению срока временного ввоза с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. При этом административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи данного административного иска ссылаясь на то, что направить своевременно административному ответчику уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей не представилось возможным в связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в период с 2015-2017 гг. и отсутствием почтовой связи рядом с населенными пунктами Донецкой и Луганской Народных Республик, а также принять меры по соблюдению досудебного порядка.

Представитель административного ответчика адвокат Саликов А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на пропуск административным органом срока для обращения в суд с заявленным требованием при отсутствии уважительности причины его пропуска. Пояснил, что административным истцом действительно в 2015 году на территорию Российской Федерации было временно ввезено заявленное в иске транспортное средство, таможенные платежи по которому не были уплачены административным ответчиком. При этом после въезда в 2015 году он не выезжал с территории Российской Федерации, где был зарегистрирован по месту жительства, с 2018 года он является гражданином Российской Федерации, после чего постоянно зарегистрирован по месту жительства на ее территории с 15.12.2018. Сведения об этом могли быть получены административным истцом, обладавшим информацией о том, что территорию страны ответчик не покидал. В связи с этим считает несостоятельными доводы административного истца о том, что своевременному обращению за взысканием заявленных сумм препятствовала сложная политическая ситуация на границе с Украиной в период с 2015 по 2017 год, не позволившая направить административному ответчику уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей.

Представитель административного истца – Ростовской таможни, административный ответчик Ткаченко А.С. в судебное заседание не явились, о его месте и времени надлежаще извещены.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства при данной явке.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Часть 6 статьи 289 данного Кодекса предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Действия, совершаемые должностными лицами Ростовской таможни при обнаружении фактов неуплаты таможенных пошлин, а также меры, принимаемые при исполнении функций таможенного органа по принудительному взысканию таможенных пошлин в отношении физических лиц-плательщиков таможенных пошлин, в связи с наступлением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляются в рамках действующего таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, следует из объяснений представителя административного ответчика, что 08.02.2015 через таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни (правопреемник - Ростовская таможня в соответствии с приказом ФТС России от 27.03.20 №330) гражданином <адрес> Ткаченко А.С. на таможенную территорию ЕАЭС по пассажирской таможенной декларации было временно ввезено для личного пользования транспортное средство ВАЗ 21013, 1980 года выпуска, №, объём двигателя - 1200 куб. см. Сроком его временного ввоза установлен до 07.02.2016 (л.д.26-27).

По истечению указанного срока указанное транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. По данному факту таможенным постом вынесено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования №№.

Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшим на момент возникновения указанных правоотношений), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

При этом в соответствии со статьей 277 Таможенного кодекса таможенного союза временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечению установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии со статьей 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При неуплате в установленный срок таможенных пошлин, налогов начисляются пени (часть 4 статьи 91 Таможенного кодекса таможенного союза).

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации", меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Статьей 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции на момент направления административному истцу уведомления об уплате таможенных платежей) установлено, что принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, либо со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

При этом установленный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

На основании ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Миллеровской таможней в адрес Ткаченко А.С. было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.03.2020 № 10315000/У2020/0000128 в размере 392 963,26 рубля. Данное уведомление направлено по адресу Ткаченко А.С. на основании информации, указанной в Решении № 10315040/250320/ТСЛП/0122, а также в документах поста (досье мигранта ФМС России).

Согласно ч. 15 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную ответственность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его законному представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом (ч. 22 ст. 73 Закона № 289-ФЗ).

В соответствии с ч. 25 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) по почте заказным письмом такой документ направляется таможенным органом физическому лицу по адресу, указанному таким лицом таможенному органу, в том числе в таможенных документах, а также по адресу, установленному таможенным органом на день направления уведомления (уточнения к уведомлению).

В соответствии с ч. 23 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при направлении уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.

Уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 25.03.2020 № 10315000/У2020/0000128 ни в установленный срок, ни до настоящего времени Ткаченко А.С. не исполнено.

Согласно ч. 3 ст. 270 ТК ЕАЭС, при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени.

При этом, в соответствии со ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст. 76 Закона № 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности, по уплате которых начислены пени.

В соответствии с ч. 10 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставка пени принимается равной 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день ее принятия, если иное не предусмотрено ч. 11 указанной статьи.

Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 ч. 13 и ч. 14 ст. 72 Закона № 289-ФЗ, начиная со дня. следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 11 ст. 72 Закона № 289-ФЗ).

Частью 14 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.

Расчет подлежащих уплате таможенных платежей произведен в соответствии с п. 7 ст. 14 Соглашения с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшей на день регистрации ПТД - 08.02.2015, установленной п. 12 Приложения 5 к Соглашению - в размере 3,2 евро за 1 куб.см, рабочего объема двигателя. Таким образом, сумма таможенных платежей составила 290 530,94 рубля. Данный расчет административным ответчиком не оспорен.

Декларация на транспортное средство была зарегистрирована таможенным органом 08.02.2015, срок временного ввоза транспортного средства установлен до 07.02.2016, таким образом уведомление от 28.03.2020 об уплате таможенных платежей выставлено таможенным органом с нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 1 частью 5 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ и пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ, нормы которого подлежали применению на момент обращения таможенного органа в суд с настоящим исковым заявлением.

При этом под обращением в суд следует также понимать обращение таможенного органа с заявлением о выдаче судебного приказа к мировой судье.

К мировому судье судебного участка №2 в Лискинском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ткаченко А.С. таможенных платежей и пени Ростовская таможня обратилась 28.05.2021 (л.д.13).

09.06.2021 в пользу Ростовской таможни был выдан судебный приказ, которым с Ткаченко А.С. взыскана задолженность по уплате таможенных платежей и пени в отношении Ткаченко А.С. в размере 290530,94 рубля, пени за период с 08.02.2016 по 14.05.2021 в размере 158257,82 рубля на общую сумму 448788,76 рубля. 23.07.2021 данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника Ткаченко А.С.

В заявлении истец просит восстановить пропущенный процессуальный причине срок.

Поскольку нормы КАС РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство. При этом сами причины должен указать заявитель. По смыслу закона не могут рассматриваться в качестве таких уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче иска, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с административным иском с пропуском установленного срока.

Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласной разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (дата обращения 28.05.2021).

Ссылки заявителя на то, что срок на обращение в суд был пропущен в связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в период с 2015 по 2017 год, не позволившей направить административному ответчику уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, расцениваются судом как несостоятельные, не являющиеся уважительной причиной пропуска срока и основанием для восстановления срока на обращение в суд с вышеназванным иском. Судом установлено, что с 24.11.2018 Ткаченко А.С. имеет паспорт гражданина Российской Федерации, с 15.12.2018 постоянно зарегистрирован по месту жительства на ее территории. При таких обстоятельствах своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с заявлением к мировому судье о взыскании задолженности с административного ответчика таможенный орган уже утратил право на принудительное взыскание задолженности, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствия доказательств уважительности пропуска срока административным истцом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Ростовской таможни к Ткаченко Александру Сергеевичу о взыскании таможенных платежей и пени, восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным исковым заявлением – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ

УИД- 36RS0020-01-2021-002898-98

Дело №2а-1441/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски, ул.Ленина, д.6 08 декабря 2021 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Спицыной М.Г.,

при секретаре Пещеревой О.Ю.,

с участием представителя административного ответчика адвоката Саликова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Ткаченко Александру Сергеевичу о взыскании таможенных платежей и пени, восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным исковым заявлением,

У С Т А Н О В И Л:

Ростовская таможня обратилась в суд к Ткаченко А.С. с административным иском о взыскании с последнего задолженности по таможенным платежам в размере 290530,94 рубля и пени в размере 182291,99 рубля. В обоснование иска указано на неисполнение Ткаченко А.С. своей обязанности по их уплате в связи с ввозом 08.02.2015 на территорию ЕАЭС транспортного средства ВАЗ 2103, 1980 года выпуска, которое по истечению срока временного ввоза с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. При этом административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи данного административного иска ссылаясь на то, что направить своевременно административному ответчику уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей не представилось возможным в связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в период с 2015-2017 гг. и отсутствием почтовой связи рядом с населенными пунктами Донецкой и Луганской Народных Республик, а также принять меры по соблюдению досудебного порядка.

Представитель административного ответчика адвокат Саликов А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на пропуск административным органом срока для обращения в суд с заявленным требованием при отсутствии уважительности причины его пропуска. Пояснил, что административным истцом действительно в 2015 году на территорию Российской Федерации было временно ввезено заявленное в иске транспортное средство, таможенные платежи по которому не были уплачены административным ответчиком. При этом после въезда в 2015 году он не выезжал с территории Российской Федерации, где был зарегистрирован по месту жительства, с 2018 года он является гражданином Российской Федерации, после чего постоянно зарегистрирован по месту жительства на ее территории с 15.12.2018. Сведения об этом могли быть получены административным истцом, обладавшим информацией о том, что территорию страны ответчик не покидал. В связи с этим считает несостоятельными доводы административного истца о том, что своевременному обращению за взысканием заявленных сумм препятствовала сложная политическая ситуация на границе с Украиной в период с 2015 по 2017 год, не позволившая направить административному ответчику уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей.

Представитель административного истца – Ростовской таможни, административный ответчик Ткаченко А.С. в судебное заседание не явились, о его месте и времени надлежаще извещены.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства при данной явке.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Часть 6 статьи 289 данного Кодекса предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Действия, совершаемые должностными лицами Ростовской таможни при обнаружении фактов неуплаты таможенных пошлин, а также меры, принимаемые при исполнении функций таможенного органа по принудительному взысканию таможенных пошлин в отношении физических лиц-плательщиков таможенных пошлин, в связи с наступлением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляются в рамках действующего таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, следует из объяснений представителя административного ответчика, что 08.02.2015 через таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни (правопреемник - Ростовская таможня в соответствии с приказом ФТС России от 27.03.20 №330) гражданином <адрес> Ткаченко А.С. на таможенную территорию ЕАЭС по пассажирской таможенной декларации было временно ввезено для личного пользования транспортное средство ВАЗ 21013, 1980 года выпуска, №, объём двигателя - 1200 куб. см. Сроком его временного ввоза установлен до 07.02.2016 (л.д.26-27).

По истечению указанного срока указанное транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. По данному факту таможенным постом вынесено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования №№.

Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшим на момент возникновения указанных правоотношений), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

При этом в соответствии со статьей 277 Таможенного кодекса таможенного союза временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечению установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии со статьей 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При неуплате в установленный срок таможенных пошлин, налогов начисляются пени (часть 4 статьи 91 Таможенного кодекса таможенного союза).

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации", меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Статьей 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции на момент направления административному истцу уведомления об уплате таможенных платежей) установлено, что принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, либо со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

При этом установленный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

На основании ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Миллеровской таможней в адрес Ткаченко А.С. было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25.03.2020 № 10315000/У2020/0000128 в размере 392 963,26 рубля. Данное уведомление направлено по адресу Ткаченко А.С. на основании информации, указанной в Решении № 10315040/250320/ТСЛП/0122, а также в документах поста (досье мигранта ФМС России).

Согласно ч. 15 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную ответственность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его законному представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом (ч. 22 ст. 73 Закона № 289-ФЗ).

В соответствии с ч. 25 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) по почте заказным письмом такой документ направляется таможенным органом физическому лицу по адресу, указанному таким лицом таможенному органу, в том числе в таможенных документах, а также по адресу, установленному таможенным органом на день направления уведомления (уточнения к уведомлению).

В соответствии с ч. 23 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при направлении уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.

Уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 25.03.2020 № 10315000/У2020/0000128 ни в установленный срок, ни до настоящего времени Ткаченко А.С. не исполнено.

Согласно ч. 3 ст. 270 ТК ЕАЭС, при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени.

При этом, в соответствии со ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст. 76 Закона № 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности, по уплате которых начислены пени.

В соответствии с ч. 10 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставка пени принимается равной 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день ее принятия, если иное не предусмотрено ч. 11 указанной статьи.

Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 ч. 13 и ч. 14 ст. 72 Закона № 289-ФЗ, начиная со дня. следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 11 ст. 72 Закона № 289-ФЗ).

Частью 14 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.

Расчет подлежащих уплате таможенных платежей произведен в соответствии с п. 7 ст. 14 Соглашения с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшей на день регистрации ПТД - 08.02.2015, установленной п. 12 Приложения 5 к Соглашению - в размере 3,2 евро за 1 куб.см, рабочего объема двигателя. Таким образом, сумма таможенных платежей составила 290 530,94 рубля. Данный расчет административным ответчиком не оспорен.

Декларация на транспортное средство была зарегистрирована таможенным органом 08.02.2015, срок временного ввоза транспортного средства установлен до 07.02.2016, таким образом уведомление от 28.03.2020 об уплате таможенных платежей выставлено таможенным органом с нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 1 частью 5 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ и пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ, нормы которого подлежали применению на момент обращения таможенного органа в суд с настоящим исковым заявлением.

При этом под обращением в суд следует также понимать обращение таможенного органа с заявлением о выдаче судебного приказа к мировой судье.

К мировому судье судебного участка №2 в Лискинском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ткаченко А.С. таможенных платежей и пени Ростовская таможня обратилась 28.05.2021 (л.д.13).

09.06.2021 в пользу Ростовской таможни был выдан судебный приказ, которым с Ткаченко А.С. взыскана задолженность по уплате таможенных платежей и пени в отношении Ткаченко А.С. в размере 290530,94 рубля, пени за период с 08.02.2016 по 14.05.2021 в размере 158257,82 рубля на общую сумму 448788,76 рубля. 23.07.2021 данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника Ткаченко А.С.

В заявлении истец просит восстановить пропущенный процессуальный причине срок.

Поскольку нормы КАС РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду, рассматривающему соответствующее ходатайство. При этом сами причины должен указать заявитель. По смыслу закона не могут рассматриваться в качестве таких уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче иска, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с административным иском с пропуском установленного срока.

Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласной разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (дата обращения 28.05.2021).

Ссылки заявителя на то, что срок на обращение в суд был пропущен в связи со сложной политической ситуацией на границе с Украиной в период с 2015 по 2017 год, не позволившей направить административному ответчику уведомление о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных платежей, расцениваются судом как несостоятельные, не являющиеся уважительной причиной пропуска срока и основанием для восстановления срока на обращение в суд с вышеназванным иском. Судом установлено, что с 24.11.2018 Ткаченко А.С. имеет паспорт гражданина Российской Федерации, с 15.12.2018 постоянно зарегистрирован по месту жительства на ее территории. При таких обстоятельствах своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с заявлением к мировому судье о взыскании задолженности с административного ответчика таможенный орган уже утратил право на принудительное взыскание задолженности, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствия доказательств уважительности пропуска срока административным истцом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Ростовской таможни к Ткаченко Александру Сергеевичу о взыскании таможенных платежей и пени, восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным исковым заявлением – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ

1версия для печати

2а-1441/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ростовская таможня
Ответчики
Ткаченко Александр Сергеевич
Суд
Лискинский районный суд Воронежской области
Судья
Спицына Марина Геннадьевна
Дело на сайте суда
liskinsky.vrn.sudrf.ru
19.10.2021Регистрация административного искового заявления
19.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Подготовка дела (собеседование)
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее