Решение по делу № 33-2570/2022 от 04.08.2022

Судья Космачева О.В. № 33-2570/2022

№ 2-1983/2022

№ 67RS0002-01-2022-001279-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2022 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Гузенковой Н.В.,

судей Дороховой В.В., Моисеевой М.В.,

при помощнике судьи Кузьменковой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Разумной С.А. к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области - Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкову Ю.С., Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда,

с апелляционной жалобой представителя истца Разумной С.А.Нагорного А.А. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.06.2022.

Заслушав доклад судьи Дороховой В.В., представителя истца - Нагорного А.А., представителя ответчиков- Аппарата Администрации Смоленской области, Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкова Ю.С. - Козловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Разумная С.А. обратилась в суд с иском к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области – Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкову Ю.С., Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что она 23.08.2021 с электронного адреса <данные изъяты> направила на электронный адрес region@admin-smolensk.ru, который используется Губернатором Смоленской области, обращение в форме электронного документа за № 2167-1-229. Не получив в установленный законом срок ответа на свое обращение, она обратилась к ИП Нагорному А.А. за оказанием юридической помощи. В рамках заключенного с ней договора № 445 от 11.11.2021, Нагорный А.А. обратился в прокуратуру Смоленской области с соответствующей жалобой, в которой просил принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав истца. В ходе проведенной прокуратурой Смоленской области проверки было установлено, что должностными лицами Администрации Смоленской области не были исполнены требования Инструкции о порядке рассмотрения обращения граждан, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193 в части несообщения истцу о необходимости повторного направления ею обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с выявленными нарушениями порядка рассмотрения обращений прокуратурой Смоленской области в отношении Администрации Смоленской области вынесено представление об устранении и недопущении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан. В последующем на ее обращение от 23.08.2021 Департаментом Смоленской области по внутренней политике 18.01.2022 был дан ответ за № 0123/04-01. Она считает, что в результате неправомерных действий ответчиков ей были причинены моральный вред и убытки в виде расходов на юридические услуги. С учетом изложенного, просит взыскать с ответчиков солидарно убытки в размере 1000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Истец Разумная С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца Нагорный А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Аппарата Администрации Смоленской области и Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкова Ю.С. - Козлова И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала представленные письменные возражения.

Представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области Казаков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме ввиду их необоснованности.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.06.2022 в удовлетворении исковых требований Разумной С.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель истца Разумной С.А. – Нагорный А.А. просит решение суда отменить, считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно истолковал Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006. Так, суд не учел, что обращение направлено от имени Разумной С.А., а не Общественного движения ОГР «Источник Власти», жалоба в прокуратуру Смоленской области подана Нагорным А.А., как представителем Разумной С.А., а не общественного движения ОГР «Источник Власти». При рассмотрении жалобы прокуратура Смоленской области также не установила, что обращения были поданы ОД ОГР «Источник Власти». Суд пришел к неправильному выводу о том, что электронный адрес, с которого 23.08.2021 было направлено обращение, не принадлежит истцу. Вывод суда о том, что истец не доказала факт причинения ей вреда, опровергается представленными доказательствами, в частности материалами проверки прокуратуры Смоленской области по жалобе Разумной С.А.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца- Нагорный А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и удовлетворить исковые требования Разумной С.А.

Представитель Аппарата Администрации Смоленской области, Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкова Ю.С. - Козлова И.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.

В судебное заседание не явились истец, представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 23.08.2021 Разумная С.А. с электронной почты <данные изъяты> направила на электронный адрес region@admin-smolensk.ru Губернатору Смоленской области электронное обращение (письмо) №2167-1-229 с просьбой оказать содействие в реализации конституционного права граждан Смоленской области.

Данное обращение подписано Разумной С.А. как председателем Общественного движения «Объединение граждан России «Источник Власти» (л.д. 14,16).

Однако в установленный законом срок ответ на данное обращение не поступил.

11.11.2021 между Разумной С.А. и ИП Нагорным А.А. заключен договор на оказание услуг в области права № 445, в соответствии с которым последний принял на себя обязательства по подготовке и подаче в прокуратуру Смоленской области жалобы на незаконные действия Администрации Смоленской области при рассмотрении обращения № 2167-1-229 от 23.08.2021, а Разумная С.А. – выплатить за оказанные услуги вознаграждение в сумме 1 000 руб. (л.д. 57).

Выплата вознаграждения по договору произведена Разумной С.А. 06.12.2021 (л.д. 62, 64).

Во исполнение обязательств по договору представителем Разумной С.А. Нагорным А.А. было направлено прокурору Смоленской области обращение в электронном виде за № 2167-9-310/Ин229 от 15.11.2021 о нарушении должностными лицами Администрации Смоленской области порядка рассмотрения обращений граждан при рассмотрении заявления Разумной С.А. от 23.08.2021 и о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 12).

На данное обращение прокуратурой Смоленской области (за подписью начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства) заявителю направлен ответ от 14.12.2021, согласно которому в ходе проведенной проверки установлено, что направленное 23.08.2021 Разумной С.А. обращение в адрес Губернатора Смоленской области через официальную электронную почту Администрации Смоленской области region@admin-smolensk.ru было доставлено в тот же день. Однако, данное обращение не было зарегистрировано, не рассматривалось, заявитель о необходимости обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в соответствии с п. 3.1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193, не информировался, что свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения обращения граждан (л.д. 27-28).

По данному нарушению в адрес Администрации Смоленской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства; разъяснен порядок обращения к Губернатору Смоленской области; сообщено о вынесении 14.12.2021 определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ (л.д. 94-96).

В целях устранения нарушения прав заявителя обращение Разумной С.А. от 23.08.2021, а также обращение Нагорного А.А. для организации рассмотрения были направлены прокуратурой Смоленской области в аппарат Администрации Смоленской области (л.д. 98).

29.12.2021 заместителем Губернатора Смоленской области на внесенное представление прокурора был дан ответ о неполучении обращения Разумной С.А., направленного в адрес Губернатора Смоленской области на указанный электронный адрес. Одновременно сообщено, что обращение Разумной С.А., поступившее из прокуратуры Смоленской области 28.12.2021 (вх. 13/07637) принято к рассмотрению (л.д. 97).

На данное обращение Департаментом Смоленской области по внутренней политике Разумной С.А. и Нагорному А.А. дан письменный ответ за № 0123/04-01 от 18.01.2022 о том, что решение вопросов о размещении материалов в средствах массовой информации находится в компетенции редакций, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе (л.д. 32).

Судом также установлено, что 01.06.2020 на общем собрании учредителей Общественного движения «Объединение граждан России «Источник Власти» было учреждено данное общественное объединение, утвержден его устав, председателем Общественного движения избрана Разумная С.А. (л.д. 25).

Согласно уставу Общественного движения - Объединения граждан России «Источник власти» движение является массовым общественным объединением, преследующим социальные и иные общественно полезные цели, не является юридическим лицом (л.д. 18-23, 25).

Отказывая в удовлетворении требований Разумной С.А., суд, руководствуясь ст. 33 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 15, ст. 151, ст. 1064, 1069, 1071, 1082, 1101 ГК РФ, п. 1, п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 8, ч.1 ст.9, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 1.1, 1.5., 5.1. Положения об Аппарате Администрации Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 01.02.2008 № 64, п. 1.2, п. 2.3, п. 3.1.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, поступивших на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193, исходил из того, что заявленное истцом требование направлено на защиту собственного интереса истца как физического лица, тогда как обращение Губернатору Смоленской области было подано истцом, как уполномоченным представителем общественного движения, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - российских граждан и жителей Смоленской области, при этом в иске не приведены обстоятельства, указывающие на нарушение оспариваемыми действиями непосредственно прав и законных интересов Разумной С.А., а также истцом не доказано, что электронный адрес, с которого направлено обращение, принадлежит истцу, а не общественному движению.

Не установив нарушения личных прав Разумной С.А. бездействием ответчиков по регистрации и рассмотрению ее обращения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца убытков и компенсации морального вреда.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в связи со следующим.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу п. 1, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В соответствии со ст. 5 названного федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.09.2011 № 1068-О-О, статья 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права; правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (ст. 151 и гл. 59 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность за вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц регулируется ст. 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Аппарате Администрации Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 01.02.2008 № 64 (далее – Положение), Аппарат Администрации Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим обеспечение деятельности Губернатора Смоленской области, Администрации Смоленской области по реализации ими полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также исполнительно-распорядительные функции в сферах организации мобилизационной подготовки и мобилизации; развития международных, межрегиональных связей, связей с Республикой Беларусь в рамках Договора о создании Союзного государства от 08.12.99, регионального сотрудничества. Аппарат является государственным органом Смоленской области по управлению государственной гражданской службой Смоленской области, а также органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять функции по организации подготовки управленческих кадров.

Пунктом 1.4. указанного Положения предусмотрено, что финансирование расходов на содержание Аппарата и реализацию возложенных на Аппарат функций осуществляется из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Аппарат Администрации Смоленской области обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в финансовом органе Смоленской области и территориальном органе Федерального казначейства, печати со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности (п.1.5 Положения).

Руководство Аппаратом осуществляет первый заместитель Губернатора - руководитель Аппарата (п. 5.1 Положения).

В соответствии с п.п. 3.12., 3.12.1. Аппарат Администрации Смоленской области, среди прочих функций:

-организует личный прием граждан членами Администрации, руководителями органов исполнительной власти и уполномоченными на то лицами, работу с письменными обращениями (обращениями, поступившими в форме электронного документа, устными обращениями) граждан, объединений граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом), и юридических лиц (далее - обращения граждан и юридических лиц), поступившими на имя Губернатора, его заместителей и в Администрацию;

- подготавливает поручения о рассмотрении письменных обращений граждан и юридических лиц, обращений, поступивших в форме электронного документа, осуществляет их направление в органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы в соответствии с их компетенцией, организации, осуществляющие публично значимые функции;

- осуществляет контроль за ходом и сроками рассмотрения письменных обращений граждан и юридических лиц, поступивших на имя Губернатора, его заместителей и в Администрацию.

Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193 утверждена Инструкция, которая определяет порядок организации рассмотрения и учета обращений граждан Российской Федерации, поступивших на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области в письменной форме, в форме электронного документа, а также устных обращений граждан.

Согласно данной Инструкции работу с обращениями граждан, поступившими на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области, организует Аппарат Администрации Смоленской области. Структурным подразделением Аппарата Администрации Смоленской области, организующим рассмотрение и учет обращений граждан, является Управление по работе с обращениями граждан (п. 1.2 Инструкции).

С момента регистрации письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, гражданин имеет право на получение информации о ходе рассмотрения соответствующего обращения, на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п.2.3 Инструкции).

Обращение в форме электронного документа может быть направлено через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае направления обращения в форме электронного документа в адрес Губернатора Смоленской области и (или) его заместителей на официальные электронные адреса указанных лиц и (или) на официальный электронный адрес Управления, заявитель информируется в день обработки входящей корреспонденции о необходимости обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием ссылки на этот ресурс по указанному в обращении адресу электронной почты (п.3.1.2 Инструкции).

Письменное обращение или обращение, поступившее в форме электронного документа, в течение трех дней с момента поступления регистрируется Управлением путем присвоения порядкового номера в автоматизированной системе электронного документооборота (п. 3.2 Инструкции).

В связи с неполным установлением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по делу судебной коллегией предложено истцу представить доказательства, подтверждающие факт направления и доставки получателю 23.08.2021 в 16 часов 31 минуту обращения с адреса электронной почты истца <данные изъяты> на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru.

Разумной С.А. были представлены уведомление о доставке обращения исх. № 2167-1-229 от 23.08.2021 на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru (аналогичное уведомление имеется в материалах надзорного производства № 7-1120-2021 (л.д. 13), а также на оборотной стороне л.д. 14), распечатки свойств уведомления (лог-файлы) о доставке обращения с исх. 2167-1-229 от 23.08.2021 на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru и свойств (лог-файлы) электронного письма с направленным обращением исх. №2167-1-229 от 23.08.2021 на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru.

Проанализировав в совокупности представленные доказательства, результаты проведенной прокуратурой Смоленской области проверки по обращению Нагорного А.А. от 15.11.2021, действующего в интересах Разумной С.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на обращение к Губернатору Смоленской области было реализовано Разумной С.А. путем направления такого обращения на электронный адрес region@admin-smolensk.ru, которое было доставлено адресату. Однако, в результате неправомерных действий должностных лиц Аппарата Администрации Смоленской области поданное истцом обращение не было зарегистрировано, не было рассмотрено, и заявитель не был проинформирован о необходимости повторного обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области. Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки и подтверждены надлежащими доказательствами.

В свою очередь, доказательств того, что обращение Разумной С.А. не поступало на электронный адрес region@admin-smolensk.ru и не было доставлено адресату, ответчиками не представлено.

Неисполнение Аппаратом Администрации Смоленской области порядка рассмотрения обращений граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» привело к нарушению личных неимущественных прав Разумной С.А. на своевременное и полное получение информации о результатах рассмотрения поданного ею обращения, что является основанием для взыскания с Аппарата Администрации Смоленской области, как органа исполнительной власти Смоленской области, организующего работу с обращениями граждан, за счет средств областного бюджета Смоленской области в пользу Разумной С.А. компенсации морального вреда, размер которой с учетом конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцу нравственных страданий, периода неисполнения ответчиком обязанности по предоставлению ответа на обращение, степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости, определяется судебной коллегией в размере 500 рублей.

При этом, судебная коллегия находит несостоятельными выводы суда о том, что обращение Губернатору Смоленской области было подано истцом, как уполномоченным представителем общественного движения, а не как физическим лицом, поскольку из представления прокуратуры Смоленской области усматривается, что должностными лицами Аппарата Администрации Смоленской области был нарушен порядок рассмотрения обращения именно Разумной С.А.

Указание в обращении Разумной С.А. себя в качестве председателя ОД ОГР «Источник Власти» не свидетельствует о том, что такое обращение было составлено ею не от своего имени, как физического лица, а от лица общественного движения, и не умаляет ее право как гражданина, являющегося участником такого движения, лично направить соответствующее письмо должностному лицу государственного органа в защиту, в том числе собственного интереса, что соответствует положениям ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который Разумная С.А. ссылалась в своем обращении.

Кроме того, из обращения от 23.08.2021 усматривается, что оно подписано электронной подписью именно Разумной С.А.

Выводы суда о том, что электронный адрес, с которого направлено обращение, не принадлежит истцу, надлежащими доказательствами не подтверждены. Кроме того, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не обязывает направлять электронное обращение именно с электронного адреса его автора.

Из материалов дела видно, что для защиты своего нарушенного права Разумная С.А. обратилась за юридической помощью к ИП Нагорному А.А., который в рамках заключенного с ней договора на оказание услуг в области права № 445 от 11.11.2021 подготовил и подал в прокуратуру Смоленской области жалобу на незаконные действия Администрации Смоленской области при рассмотрении обращения Разумной С.А. за № 2167-1-229 от 23.08.2021.

Вознаграждение по договору в сумме 1000 рублей выплачено Разумной С.А. в полном объеме.

Поскольку указанные убытки у Разумной С.А. возникли в результате неправомерных действий должностных лиц Аппарата Администрации Смоленской области, судебная коллегия в силу положений ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 15, 1064 ГК РФ считает возможным взыскать с Аппарата Администрации Смоленской области за счет средств областного бюджета Смоленской области в пользу Разумной С.А. 1000 рублей в счет возмещения понесенных ею убытков.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 328, п. 3,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.06.2022 отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Разумной С.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Аппарата Администрации Смоленской области за счет средств областного бюджета Смоленской области в пользу Разумной С.А. в счет компенсации морального вреда 500 рублей, в счет возмещения убытков 1000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Разумной С.А., в том числе, - к руководителю Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкову Ю.С. - отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2022

Судья Космачева О.В. № 33-2570/2022

№ 2-1983/2022

№ 67RS0002-01-2022-001279-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2022 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Гузенковой Н.В.,

судей Дороховой В.В., Моисеевой М.В.,

при помощнике судьи Кузьменковой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Разумной С.А. к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области - Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкову Ю.С., Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда,

с апелляционной жалобой представителя истца Разумной С.А.Нагорного А.А. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.06.2022.

Заслушав доклад судьи Дороховой В.В., представителя истца - Нагорного А.А., представителя ответчиков- Аппарата Администрации Смоленской области, Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкова Ю.С. - Козловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Разумная С.А. обратилась в суд с иском к Аппарату Администрации Смоленской области, Первому заместителю Губернатора Смоленской области – Руководителю Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкову Ю.С., Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании убытков и компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что она 23.08.2021 с электронного адреса <данные изъяты> направила на электронный адрес region@admin-smolensk.ru, который используется Губернатором Смоленской области, обращение в форме электронного документа за № 2167-1-229. Не получив в установленный законом срок ответа на свое обращение, она обратилась к ИП Нагорному А.А. за оказанием юридической помощи. В рамках заключенного с ней договора № 445 от 11.11.2021, Нагорный А.А. обратился в прокуратуру Смоленской области с соответствующей жалобой, в которой просил принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав истца. В ходе проведенной прокуратурой Смоленской области проверки было установлено, что должностными лицами Администрации Смоленской области не были исполнены требования Инструкции о порядке рассмотрения обращения граждан, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193 в части несообщения истцу о необходимости повторного направления ею обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с выявленными нарушениями порядка рассмотрения обращений прокуратурой Смоленской области в отношении Администрации Смоленской области вынесено представление об устранении и недопущении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан. В последующем на ее обращение от 23.08.2021 Департаментом Смоленской области по внутренней политике 18.01.2022 был дан ответ за № 0123/04-01. Она считает, что в результате неправомерных действий ответчиков ей были причинены моральный вред и убытки в виде расходов на юридические услуги. С учетом изложенного, просит взыскать с ответчиков солидарно убытки в размере 1000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Истец Разумная С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца Нагорный А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Аппарата Администрации Смоленской области и Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкова Ю.С. - Козлова И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала представленные письменные возражения.

Представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области Казаков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме ввиду их необоснованности.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.06.2022 в удовлетворении исковых требований Разумной С.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель истца Разумной С.А. – Нагорный А.А. просит решение суда отменить, считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно истолковал Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006. Так, суд не учел, что обращение направлено от имени Разумной С.А., а не Общественного движения ОГР «Источник Власти», жалоба в прокуратуру Смоленской области подана Нагорным А.А., как представителем Разумной С.А., а не общественного движения ОГР «Источник Власти». При рассмотрении жалобы прокуратура Смоленской области также не установила, что обращения были поданы ОД ОГР «Источник Власти». Суд пришел к неправильному выводу о том, что электронный адрес, с которого 23.08.2021 было направлено обращение, не принадлежит истцу. Вывод суда о том, что истец не доказала факт причинения ей вреда, опровергается представленными доказательствами, в частности материалами проверки прокуратуры Смоленской области по жалобе Разумной С.А.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца- Нагорный А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и удовлетворить исковые требования Разумной С.А.

Представитель Аппарата Администрации Смоленской области, Первого заместителя Губернатора Смоленской области - Руководителя Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкова Ю.С. - Козлова И.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.

В судебное заседание не явились истец, представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 23.08.2021 Разумная С.А. с электронной почты <данные изъяты> направила на электронный адрес region@admin-smolensk.ru Губернатору Смоленской области электронное обращение (письмо) №2167-1-229 с просьбой оказать содействие в реализации конституционного права граждан Смоленской области.

Данное обращение подписано Разумной С.А. как председателем Общественного движения «Объединение граждан России «Источник Власти» (л.д. 14,16).

Однако в установленный законом срок ответ на данное обращение не поступил.

11.11.2021 между Разумной С.А. и ИП Нагорным А.А. заключен договор на оказание услуг в области права № 445, в соответствии с которым последний принял на себя обязательства по подготовке и подаче в прокуратуру Смоленской области жалобы на незаконные действия Администрации Смоленской области при рассмотрении обращения № 2167-1-229 от 23.08.2021, а Разумная С.А. – выплатить за оказанные услуги вознаграждение в сумме 1 000 руб. (л.д. 57).

Выплата вознаграждения по договору произведена Разумной С.А. 06.12.2021 (л.д. 62, 64).

Во исполнение обязательств по договору представителем Разумной С.А. Нагорным А.А. было направлено прокурору Смоленской области обращение в электронном виде за № 2167-9-310/Ин229 от 15.11.2021 о нарушении должностными лицами Администрации Смоленской области порядка рассмотрения обращений граждан при рассмотрении заявления Разумной С.А. от 23.08.2021 и о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 12).

На данное обращение прокуратурой Смоленской области (за подписью начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства) заявителю направлен ответ от 14.12.2021, согласно которому в ходе проведенной проверки установлено, что направленное 23.08.2021 Разумной С.А. обращение в адрес Губернатора Смоленской области через официальную электронную почту Администрации Смоленской области region@admin-smolensk.ru было доставлено в тот же день. Однако, данное обращение не было зарегистрировано, не рассматривалось, заявитель о необходимости обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в соответствии с п. 3.1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193, не информировался, что свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения обращения граждан (л.д. 27-28).

По данному нарушению в адрес Администрации Смоленской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства; разъяснен порядок обращения к Губернатору Смоленской области; сообщено о вынесении 14.12.2021 определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ (л.д. 94-96).

В целях устранения нарушения прав заявителя обращение Разумной С.А. от 23.08.2021, а также обращение Нагорного А.А. для организации рассмотрения были направлены прокуратурой Смоленской области в аппарат Администрации Смоленской области (л.д. 98).

29.12.2021 заместителем Губернатора Смоленской области на внесенное представление прокурора был дан ответ о неполучении обращения Разумной С.А., направленного в адрес Губернатора Смоленской области на указанный электронный адрес. Одновременно сообщено, что обращение Разумной С.А., поступившее из прокуратуры Смоленской области 28.12.2021 (вх. 13/07637) принято к рассмотрению (л.д. 97).

На данное обращение Департаментом Смоленской области по внутренней политике Разумной С.А. и Нагорному А.А. дан письменный ответ за № 0123/04-01 от 18.01.2022 о том, что решение вопросов о размещении материалов в средствах массовой информации находится в компетенции редакций, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе (л.д. 32).

Судом также установлено, что 01.06.2020 на общем собрании учредителей Общественного движения «Объединение граждан России «Источник Власти» было учреждено данное общественное объединение, утвержден его устав, председателем Общественного движения избрана Разумная С.А. (л.д. 25).

Согласно уставу Общественного движения - Объединения граждан России «Источник власти» движение является массовым общественным объединением, преследующим социальные и иные общественно полезные цели, не является юридическим лицом (л.д. 18-23, 25).

Отказывая в удовлетворении требований Разумной С.А., суд, руководствуясь ст. 33 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 15, ст. 151, ст. 1064, 1069, 1071, 1082, 1101 ГК РФ, п. 1, п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 8, ч.1 ст.9, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 1.1, 1.5., 5.1. Положения об Аппарате Администрации Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 01.02.2008 № 64, п. 1.2, п. 2.3, п. 3.1.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, поступивших на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193, исходил из того, что заявленное истцом требование направлено на защиту собственного интереса истца как физического лица, тогда как обращение Губернатору Смоленской области было подано истцом, как уполномоченным представителем общественного движения, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - российских граждан и жителей Смоленской области, при этом в иске не приведены обстоятельства, указывающие на нарушение оспариваемыми действиями непосредственно прав и законных интересов Разумной С.А., а также истцом не доказано, что электронный адрес, с которого направлено обращение, принадлежит истцу, а не общественному движению.

Не установив нарушения личных прав Разумной С.А. бездействием ответчиков по регистрации и рассмотрению ее обращения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца убытков и компенсации морального вреда.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в связи со следующим.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу п. 1, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В соответствии со ст. 5 названного федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Этому праву корреспондирует обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.09.2011 № 1068-О-О, статья 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права; правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (ст. 151 и гл. 59 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность за вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц регулируется ст. 1069 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Аппарате Администрации Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 01.02.2008 № 64 (далее – Положение), Аппарат Администрации Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим обеспечение деятельности Губернатора Смоленской области, Администрации Смоленской области по реализации ими полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также исполнительно-распорядительные функции в сферах организации мобилизационной подготовки и мобилизации; развития международных, межрегиональных связей, связей с Республикой Беларусь в рамках Договора о создании Союзного государства от 08.12.99, регионального сотрудничества. Аппарат является государственным органом Смоленской области по управлению государственной гражданской службой Смоленской области, а также органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять функции по организации подготовки управленческих кадров.

Пунктом 1.4. указанного Положения предусмотрено, что финансирование расходов на содержание Аппарата и реализацию возложенных на Аппарат функций осуществляется из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Аппарат Администрации Смоленской области обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета в финансовом органе Смоленской области и территориальном органе Федерального казначейства, печати со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности (п.1.5 Положения).

Руководство Аппаратом осуществляет первый заместитель Губернатора - руководитель Аппарата (п. 5.1 Положения).

В соответствии с п.п. 3.12., 3.12.1. Аппарат Администрации Смоленской области, среди прочих функций:

-организует личный прием граждан членами Администрации, руководителями органов исполнительной власти и уполномоченными на то лицами, работу с письменными обращениями (обращениями, поступившими в форме электронного документа, устными обращениями) граждан, объединений граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом), и юридических лиц (далее - обращения граждан и юридических лиц), поступившими на имя Губернатора, его заместителей и в Администрацию;

- подготавливает поручения о рассмотрении письменных обращений граждан и юридических лиц, обращений, поступивших в форме электронного документа, осуществляет их направление в органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы в соответствии с их компетенцией, организации, осуществляющие публично значимые функции;

- осуществляет контроль за ходом и сроками рассмотрения письменных обращений граждан и юридических лиц, поступивших на имя Губернатора, его заместителей и в Администрацию.

Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 193 утверждена Инструкция, которая определяет порядок организации рассмотрения и учета обращений граждан Российской Федерации, поступивших на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области в письменной форме, в форме электронного документа, а также устных обращений граждан.

Согласно данной Инструкции работу с обращениями граждан, поступившими на имя членов Администрации Смоленской области, в адрес Администрации Смоленской области, организует Аппарат Администрации Смоленской области. Структурным подразделением Аппарата Администрации Смоленской области, организующим рассмотрение и учет обращений граждан, является Управление по работе с обращениями граждан (п. 1.2 Инструкции).

С момента регистрации письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, гражданин имеет право на получение информации о ходе рассмотрения соответствующего обращения, на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п.2.3 Инструкции).

Обращение в форме электронного документа может быть направлено через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае направления обращения в форме электронного документа в адрес Губернатора Смоленской области и (или) его заместителей на официальные электронные адреса указанных лиц и (или) на официальный электронный адрес Управления, заявитель информируется в день обработки входящей корреспонденции о необходимости обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием ссылки на этот ресурс по указанному в обращении адресу электронной почты (п.3.1.2 Инструкции).

Письменное обращение или обращение, поступившее в форме электронного документа, в течение трех дней с момента поступления регистрируется Управлением путем присвоения порядкового номера в автоматизированной системе электронного документооборота (п. 3.2 Инструкции).

В связи с неполным установлением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по делу судебной коллегией предложено истцу представить доказательства, подтверждающие факт направления и доставки получателю 23.08.2021 в 16 часов 31 минуту обращения с адреса электронной почты истца <данные изъяты> на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru.

Разумной С.А. были представлены уведомление о доставке обращения исх. № 2167-1-229 от 23.08.2021 на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru (аналогичное уведомление имеется в материалах надзорного производства № 7-1120-2021 (л.д. 13), а также на оборотной стороне л.д. 14), распечатки свойств уведомления (лог-файлы) о доставке обращения с исх. 2167-1-229 от 23.08.2021 на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru и свойств (лог-файлы) электронного письма с направленным обращением исх. №2167-1-229 от 23.08.2021 на адрес электронной почты region@admin-smolensk.ru.

Проанализировав в совокупности представленные доказательства, результаты проведенной прокуратурой Смоленской области проверки по обращению Нагорного А.А. от 15.11.2021, действующего в интересах Разумной С.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на обращение к Губернатору Смоленской области было реализовано Разумной С.А. путем направления такого обращения на электронный адрес region@admin-smolensk.ru, которое было доставлено адресату. Однако, в результате неправомерных действий должностных лиц Аппарата Администрации Смоленской области поданное истцом обращение не было зарегистрировано, не было рассмотрено, и заявитель не был проинформирован о необходимости повторного обращения через официальный сайт Администрации Смоленской области. Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки и подтверждены надлежащими доказательствами.

В свою очередь, доказательств того, что обращение Разумной С.А. не поступало на электронный адрес region@admin-smolensk.ru и не было доставлено адресату, ответчиками не представлено.

Неисполнение Аппаратом Администрации Смоленской области порядка рассмотрения обращений граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» привело к нарушению личных неимущественных прав Разумной С.А. на своевременное и полное получение информации о результатах рассмотрения поданного ею обращения, что является основанием для взыскания с Аппарата Администрации Смоленской области, как органа исполнительной власти Смоленской области, организующего работу с обращениями граждан, за счет средств областного бюджета Смоленской области в пользу Разумной С.А. компенсации морального вреда, размер которой с учетом конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцу нравственных страданий, периода неисполнения ответчиком обязанности по предоставлению ответа на обращение, степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости, определяется судебной коллегией в размере 500 рублей.

При этом, судебная коллегия находит несостоятельными выводы суда о том, что обращение Губернатору Смоленской области было подано истцом, как уполномоченным представителем общественного движения, а не как физическим лицом, поскольку из представления прокуратуры Смоленской области усматривается, что должностными лицами Аппарата Администрации Смоленской области был нарушен порядок рассмотрения обращения именно Разумной С.А.

Указание в обращении Разумной С.А. себя в качестве председателя ОД ОГР «Источник Власти» не свидетельствует о том, что такое обращение было составлено ею не от своего имени, как физического лица, а от лица общественного движения, и не умаляет ее право как гражданина, являющегося участником такого движения, лично направить соответствующее письмо должностному лицу государственного органа в защиту, в том числе собственного интереса, что соответствует положениям ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который Разумная С.А. ссылалась в своем обращении.

Кроме того, из обращения от 23.08.2021 усматривается, что оно подписано электронной подписью именно Разумной С.А.

Выводы суда о том, что электронный адрес, с которого направлено обращение, не принадлежит истцу, надлежащими доказательствами не подтверждены. Кроме того, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не обязывает направлять электронное обращение именно с электронного адреса его автора.

Из материалов дела видно, что для защиты своего нарушенного права Разумная С.А. обратилась за юридической помощью к ИП Нагорному А.А., который в рамках заключенного с ней договора на оказание услуг в области права № 445 от 11.11.2021 подготовил и подал в прокуратуру Смоленской области жалобу на незаконные действия Администрации Смоленской области при рассмотрении обращения Разумной С.А. за № 2167-1-229 от 23.08.2021.

Вознаграждение по договору в сумме 1000 рублей выплачено Разумной С.А. в полном объеме.

Поскольку указанные убытки у Разумной С.А. возникли в результате неправомерных действий должностных лиц Аппарата Администрации Смоленской области, судебная коллегия в силу положений ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 15, 1064 ГК РФ считает возможным взыскать с Аппарата Администрации Смоленской области за счет средств областного бюджета Смоленской области в пользу Разумной С.А. 1000 рублей в счет возмещения понесенных ею убытков.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 328, п. 3,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.06.2022 отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Разумной С.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Аппарата Администрации Смоленской области за счет средств областного бюджета Смоленской области в пользу Разумной С.А. в счет компенсации морального вреда 500 рублей, в счет возмещения убытков 1000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Разумной С.А., в том числе, - к руководителю Аппарата Администрации Смоленской области Свириденкову Ю.С. - отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2022

33-2570/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Разумная Светлана Александровна
Ответчики
Департамент бюджета и финансов Смоленской области
Первый заместитель Губернатора Смоленской области - Руководитель Аппарата Администрации Смоленской области Свириденков Юрий Сергеевич
Аппарат Администрации Смоленской области
Другие
Нагорный Александр Александрович
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Дорохова Валентина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
04.08.2022Передача дела судье
27.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022Передано в экспедицию
04.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее