Решение
Именем Российской Федерации
05 июля 2017 года Пресненский районный суд
в составе судьи Пархоменко Ж.В.,
при секретаре Л.А. Гореловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4993/17
по иску Сотниковой Светланы Викторовны к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении факта постоянного проживания в городе Москве, признании права на постановку на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений,
установил:
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об установлении факта постоянного проживания в городе Москве, признании права на постановку на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений мотивировав свои требования тем, что в декабре 2004 года истец совместно с детьми переехала из деревни Каменка Орловской области в г. Москву. 14.12.2004г. истец трудоустроилась в ООО «КОРСТОНСТРОЙ», где исполняла свои обязанности до 31.07.2009г. С января 2005 года истец с детьми проживает с Сотниковым И.А. Брак между истцом и Сотниковым заключен 28.12.2007г. 26.08.2008г. истец с детьми зарегистрирована по адресу: ....
В связи с чем, истец просит суд установить факт постоянного проживания истца в городе Москве с 01.12.2004г., признать за истцом право на постановку на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами г. Москвы и предусматривающими возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы гражданами, признании нуждающимися в жилых помещениях.
Свои требования основывают на Конституции Российской Федерации, Законе РФ от 25 июня 1993 года, № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. ст. 12, 39, 264-268 ГПК РФ.
В судебное заседание истец явилась, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ДГИ г. Москвы не явился, о мете и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Третьи лица Сотников И.А., Соболевская Е.Ю. в судебное заседание явились, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав истца, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Как установлено судом и подтверждено материалами дела:
С декабря 2004 года истец совместно с детьми переехала из деревни Каменка Орловской области в г. Москву.
14.12.2004 г. истец трудоустроилась в ООО «КОРСТОНСТРОЙ», где исполняла свои обязанности до 31.07.2009г.
С января 2005 года истец с детьми проживает с Сотниковым И.А.
Брак между истцом и Сотниковым заключен 28.12.2007 г.
26.08.2008г. истец с детьми зарегистрирована по адресу: ..., что подтверждается выпиской из домовой книги.
В ходе судебного разбирательства, истец пояснила, что она вместе с семьей проживают и осуществляют трудовую деятельность на территории Москвы на протяжении более 10 лет.
В соответствии ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в определениях от 09.05.2002 года N 123-О, от 04.03.2004 года N 80-О, от 15.07.2010 года N 955-О-О, от 25.11.2010 года N 1543-О-О, от 24.02.2011 года N 161-О-О, от 05.06.2012 года N 1059-О, от 17.06.2013 года N 996-О, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления с целью предоставления малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище, жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлен Законом г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения».
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения», одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилого фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилое помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 3 вышеуказанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Основанием для регистрации гражданина по месту пребывания в соответствии Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 года N 713, является заявление о регистрации по месту пребывания (пункт 9).
По смыслу указанных норм, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания, является его обязанностью, установленной федеральным законом и производится на основании его волеизъявления и предъявляемых им документов, подтверждающих временный или постоянный характер пользования жилым помещением, с которым он связывает реализацию своего права на свободу места пребывания и жительства. Действия или бездействие государственных органов, нарушающие какие-либо права и свободы гражданина, связанные с регистрацией по месту жительства или по месту пребывания, могут быть обжалованы в суд.
Согласно неоднократным разъяснениям Конституционного суда РФ, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его конкретными органами.
Статьей 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения», предусмотрено:
1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
3. Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
4. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
5. Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
Решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр срок принятия соответствующего решения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Каждая сторона, если иное не предусмотрено федеральным законом, согласно положений части 1 статьи 55, части 1 статьи 56 и части 1 статьи 57 ГПК РФ, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, путем представления суду соответствующих доказательств, содержащих сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, на основании изложенного, у суда отсутствуют основания для установления факта постоянного проживания истца в г. Москве с 2004 года по настоящее время для цели постановки на жилищный учет, поскольку как усматривается из единого жилищного документа истец постоянно зарегистрирована в Москве по адресу ... с 2008 года.
Статьей 28 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» предусмотрен перечень жителей города Москвы, которым предоставляются жилые помещения по договору найма, а именно: жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подавшим заявление о предоставлении жилого помещения по договору найма; жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления им жилых помещений по договору найма; жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире и обеспеченным по нормам предоставления на каждого члена семьи, в случае освобождения изолированного жилого помещения в этой коммунальной квартире и при отсутствии проживающих в этой квартире жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий; участникам городских жилищных программ.
Статья 7 указанного выше Закона предусматривает, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в
порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Как установлено судом выше, истцами в нарушении ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств проживания истцов в городе Москве сроком не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 25.01.2006 г. № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи.
Таким органом является Департамент городского имущества города Москвы.
Таким образом, требования истцов о признании их малоимущими удовлетворению не подлежат, поскольку именно к полномочиям ДГИ г. Москвы относится рассмотрение и принятие решения по вопросу о признании гражданина малоимущим в целях постановки на жилищный учет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Сотниковой Светланы Викторовны к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении факта постоянного проживания в городе Москве, признании права на постановку на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Ж.В. Пархоменко
...