Судья Сизова И.Ю. Дело № 33а-108/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2018 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.
судей Холчевой О.П., Степановой Л.А.,
при секретаре Паниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мудровой Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области Щучкина В.Н. на решение Вичугского городского суда Ивановской области от 18 октября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Вичугского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Старовичугского городского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л а :
Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Административные исковые требования были мотивированы тем, что по результатам проверки Вичугской межрайонной прокуратурой исполнения ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации было установлено, что администрацией муниципального образования – Старовичугское городское поселение не зарегистрировано право собственности на дороги, находящиеся в границах данного муниципального образования и включенные в перечень автомобильных дорог местного значения: <адрес> установленных требований нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, отсутствие зарегистрированного права собственности не позволяет органу местного самоуправления расходовать бюджетные средства на содержание дорог, решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Административный истец просил суд обязать Администрацию Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения федерального законодательства путем государственной регистрации права собственности на указанные автомобильные дороги местного значения.
Решением Вичугского городского суда Ивановской области от 18 октября 2017 года административные исковые требования Вичугского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель Администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области Щучкин В.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что действующее законодательство не определяет автомобильные дороги как объект недвижимого имущества, в связи с чем полагает, что дороги не подлежат государственной регистрации как объект недвижимого имущества. Полагает, что для включения сведений об автомобильной дороге в Единый государственный реестр автомобильных дорог достаточно сведений о реквизитах правоустанавливающих документов, каковым в данном случае является акт приемки-передачи муниципального имущества от 10.09.2007 г. Просит решение суда отменить, полностью отказать прокурору в удовлетворении административного иска.
В возражениях на апелляционную жалобу помощником Вичугского межрайонного прокурора Минько Е.В. указано об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Щучкин В.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца прокурор Хохлова А.П.полагала решение суда законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильные дороги, указанные в административном исковом заявлении, были переданы в собственность Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, что подтверждено актом приемки-передачи муниципального имущества от 10.09.2007 г.
Данные автомобильные дороги указаны в перечне улично-дорожной сети Старовичугского городского поселения, утвержденного постановлением Администрации Старовичугского городского поселения № 126 от 10.11.2010 г. и внесены в реестр муниципального имущества, находящегося в собственности Старовичугского городского поселения, из которого следует, что право собственности на спорные автомобильные дороги не зарегистрировано.
Руководствуясь положениями вышеизложенных норм федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что непринятие мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ.
При разрешении данного административного дела суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не относит автомобильные дороги к объектам недвижимого имущества вследствие чегодороги не подлежат государственной регистрации как объект недвижимого имуществаподлежат отклонению.
Автомобильные дороги, указанные в перечне улично-дорожной сети Старовичугского городского поселения, и внесенные в реестр муниципального имущества, находящегося в собственности Старовичугского городского поселения, обозначены как автомобильные дороги, имеющие твердое покрытие (грунтовые, щебень, асфальт), по каждой дороге в реестре муниципального имущества имеются сведения о их балансовой стоимости. Характеристики и функциональное использование этих автомобильных дорог - для движения автотранспорта, административным ответчиком в суде первой инстанции не оспаривались.В судебном заседании представитель административного ответчика Щучкин В.Н. не отрицал, что по спорным автомобильным дорогам осуществляется движение транспорта. Кроме того, материалы дела содержат сведения о том, что Старовичугским городским поселением оформлено право собственности на одну из дорог поселения протяженностью 2,08 км (л.д.8). Доказательств того, что в отношении автомобильных дорог местного значения, используемых в границах Старовичугского городского поселения, не может быть осуществлена государственная регистрация права собстувенности, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Вопреки доводам жалобы внесение сведений в Единый государственный реестр автомобильных дорог о реквизитах правоустанавливающих документов на автомобильные дороги, каковым в данном случае является акт приемки-передачи муниципального имущества от 10.09.2007 г. не заменяет собой надлежащее оформление права собственности на автомобильные дороги.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанные автомобильные дороги, включающие в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог и расположенные на них конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, в связи с чем судебная коллегия полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего дела бездействие администрации поселения нарушает и права неопределенного круга лиц, что также свидетельствует о наличии у прокурора предусмотренных статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочий для обращения в суд.
Изложенное свидетельствует о том, что не оформление права собственности на объекты недвижимого имущества – спорные автомобильные дороги, является бездействием со стороны административного ответчика - Администрации Старовичугского городского поселения.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вичугского городского суда Ивановской области от 18 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области Щучкина В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: Мудрова Е.В.
Судьи: Холчева О.П.
Степанова Л.А.