Решение по делу № 2а-205/2021 от 15.04.2021

Дело № 2а-205/2021

УИД

                                                        РЕШЕНИЕ

                                        Именем Российской Федерации

12 августа 2021 года                                               п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Силяевой И.Л.,

при секретаре судебного заседания Шагалиной К.А.,

с участием административного истца Епифанцева Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Епифанцева Николая Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 (ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области), Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании бездействия незаконным, выплате компенсации,

                                                       установил:

Епифанцев Н.С. обратился в суд с указанным административным иском ссылаясь на следующее. 18 ноября 1999 года он был заключен под стражу, в 2000 году приговором Читинского областного суда истец был осужден к пожизненному лишению свободы. С 27 декабря 2001 года по 04 июля 2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области. В ноябре 2018 года переведен на обычные условия содержания.

Согласно ч.1 ст.12 УИК РФ, осужденные имеют право на получение информации о своих правах, обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания. Согласно пункта 9 раздела 2 Правил внутреннего распорядка (утвержденных Приказом Минюста РФ №295 от 16.12.2016 г.) при поступлении в исправительное учреждение осужденные знакомятся под роспись со своими правами, обязанностями установленными законодательством РФ и Правилами. Расписки приобщаются к материалам дела.

Незаконным бездействием администрации ответчика нарушено право истца на получение информации, затрагивающей права и законные интересы истца, а также создано препятствие для реализации принадлежащего ему права на длительное свидание с близкими родственниками в период с 2017 г. по 2018 г. Скрыты изменения, внесенные в п. «б» ч.3 ст.125 УИК РФ, Федеральным законом №292 от 16.10.2017 г.

Нарушены права предусмотренные статьями 3 и 8 Европейской конвенции о правах человека и основных свобод. Созданы препятствия для реализации прав, принадлежащих истцу в силу закона, в том числе на государственную и судебную защиту в соответствии с ч.1 ст.17, ст.21,45, 46, 24 Конституции РФ).

Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, поскольку о нарушении своего права истец узнал в декабре 2020 года.

Просит признать бездействие администрации ответчика незаконным, признать нарушенным права истца и взыскать компенсацию за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 рублей.

16 апреля 2021 года определением Чернышевского районного суда Забайкальского края в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) (л.д.28).

Административный истец Епифанцев Н.С., участвуя в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы с 2001 года в исправительной колонии г. Соль-Илецка в течение 17 лет 6 месяцев. До ноября 2018 года находился на строгих условиях содержания. Он не был уведомлен администрацией колонии, что в УИК РФ в октябре 2017 года были внесены изменения и осужденным на строгих условиях содержания положено одно длительное свидание в год. В связи с отсутствием данной информации его родные и гражданская жена не могли приехать к нему на свидание в период с октября 2017 г. по ноябрь 2018 г. В ноябре 2018 года он был переведен на обычные условия отбывания наказания. Знал, что на обычных условиях отбывания наказания ему положено длительное свидание в год, но поскольку сотрудником учреждения было разъяснено, что он готовится в переводу в другую колонию, а дата перевода является закрытой информацией, не стал настаивать на длительном свидании, поскольку его родные могли приехать в период его этапирования. 04 августа 2019 года он этапирован в ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. При общении с другими осужденными он узнал, что с октября 2017 года осужденные на строгих условиях имеют право на одно длительное свидание в год. Он обратился в администрацию учреждения с заявлением о разъяснении этого права и 31 декабря 2020 года получил ответ, что в личном деле сведений об ознакомлении его с изменениями закона, предоставившего ему право на длительное свидание нет. Получив данную информацию он, в феврале 2021 года, обратился с административным исковым заявлением в суд. Полагает, что срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, поскольку он узнал о нарушении своего права 31.12.2020 года.

Указывает, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что он в период нахождения в ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области был ознакомлен с изменениями закона, дающими право на длительное свидание в период с октября 2017 по ноябрь 2018 г. В личном деле таких сведений не имеется, а представленный ответчиком журнал радиотрансляций не является надлежащим доказательством. Он не прошит, в журнале присутствует дата 30 февраля 2017 года, чего быть не может. Кроме того, прослушивание радиопередач не являлось обязательным для осужденных, он в указанный период времени работал, мог находиться в дневное время в рабочем помещении, где нет радио, а при работе в ночную смену, он днем отдыхал в соответствии в распорядком дня. Также по просьбе осужденных сотрудник учреждения мог отключить радиоточку. Об изменении закона, дающего право на длительное свидание при строгих условиях из радиопередачи, не знал, сотрудники учреждения данную информацию ему не сообщали, от осужденных с которыми он общался такой информации он не получал.

Полагает, что бездействием административного ответчика нарушено его право на общение с родными и гражданской женой, и просит взыскать компенсацию в размере 200 000 рублей.

Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения Исправительная колония №6 (ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области) Р.А. Шарипов, действующий на основании доверенности от 23.06.2020 г. (л.д.82), будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

В письменном возражении исковые требования не признал, указав, что осужденный Епифанцев Н.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области с 27.12.2001 г. по 04.07.2019 г.

В соответствии с ч.1 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также ознакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Данное право осужденных закреплено в Правилах внутреннего распорядка, исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 г. № 295.

Данное требование в учреждении было соблюдено. По прибытии в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области осужденный Епифанцев Н.С. был ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с условиями и порядком отбывания наказания в исправительном учреждении.

В соответствии с п. 9 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 г. №295 в карантинном отделении осуждённые под роспись знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами, распорядком дня ИУ, проходят инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания в ИУ.

Кроме того, осужденные информируются под роспись о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия. Указанные расписки приобщаются к личным делам осужденных.

Законодатель не обязывает администрацию исправительного учреждения знакомить осужденных с изменениями прав, обязанностей, порядка и условий отбывания наказания в письменной форме.

Все изменения о правах и обязанностях осужденных, а также об условиях и порядке отбывания наказания доводятся до осужденных посредством радиотрансляции. Все камеры оснащены радиоточками, через которые осуществляется трансляция различных радиопрограмм и радиолекций.

Все осужденные, содержащиеся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, были ознакомлены с правами на длительные свидания.

Из сообщения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 31.12.2020 г. № , предоставленного истцом, усматривается, что осужденный Епифанцев Н.С. по прибытии в учреждение 01.08.2019 г. был ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, ному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.210 КАС РФ). Полагает, что срок для обращения в суд о признании действий (бездействий) ответчика незаконным, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Требование о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является производным к требованиям о признании незаконным действий и возложении обязанностей, поэтому удовлетворению также не подлежит.

В соответствии со ст.12.1. УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Считает, что действующим законодательством определено, что содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывания им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. Вследствие чего не порождают у него права на компенсацию вреда.

Считает, что действия административного ответчика соответствуют действующему законодательству РФ и возложенным на него обязанностям, совершены в пределах предоставленной компетенции и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Также полагают, что размер компенсации в сумме 200 000 не соответствует принципам разумности и справедливости, учитывая негативных последствий для административного истца (л.д. 43-46).

Представитель административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) будучи своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судом на месте определено, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Допрошенная в судебном заседании 07 июня 2021 года свидетель ПАА пояснила, что является <данные изъяты> Епифанцева Николая. В период отбывания наказания Епифанцевым они поддерживали отношения, писали письма, она ездила к нему на длительное свидание в колонию, находящуюся в Хабаровском крае. В период нахождения Епифанцева в исправительном учреждении Оренбургской области ни она, ни братья Епифанцева Николая не ездили на длительные свидания, несмотря на наличие материальной возможности, поскольку такого права не было.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.1, 2, 3 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

На основании пункта 9 части 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации 16 декабря 2016 г. N 295, в карантинном отделении осужденные под роспись знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами, распорядком дня ИУ, проходят инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ.

Кроме того, осужденные информируются под роспись о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия. Указанные расписки приобщаются к личным делам осужденных.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В судебном заседании установлено, что осужденный Епифанцев Н.С. отбывал наказание пожизненное лишение свободы с 27.12.2001 г. по 04.07.2019 г. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области г., затем был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Постановлением врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области КЮП осужденный Епифанцев Н.С. переведен из строгих на обычные условия отбывания наказания с 15 ноября 2018 года. О чем в этот же день было объявлено Епифанцеву Н.С. под роспись (л.д.111).

01 октября 2020 года Епифанцев Н.С. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с заявлением о наличии в материалах личного дела сведений об ознакомлении с правами и обязанностями, порядком и условиями отбывания наказания (л.д.102).

На данное заявление согласно справки , выданной 25.02.2021 г. ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю сообщило, что в личном деле осужденного Епифанцева Н.С. за период с 01.01.2001 г. по 04.07.2019 г. имеются расписки от 27.12.2001 и 12.12.2012 г. об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля (л.д.132).

31 декабря 2020 г. Администрация ФКУ ИК-6 по Хабаровскому краю на запрос Епифанцева Н.С. сообщила об изменении ч.3 ст.125 УИК РФ внесенных Федеральным законом №292-ФЗ от 16.10.2017 г. в части наличия права у осужденных в строгих условиях в ИК особого режима, иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года.

Кроме того имеются указание, что материалы личного дела осужденного Епифанцева Н.С. не имеют материальной информации (расписки, уведомления) об ознакомлении Епифанцева Н.С. с указанными изменениями законодательства (л.д.5).

Также, как следует из показаний административного истца и подтверждено материалами дела, Епифанцев Н.С. в ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области был трудоустроен приказом от 28.04.2016 г. -ос в швейный цех по пошиву специальной одежды и обуви, освобожден от должности 28.06.2019 г. приказом -ос. Сведений о датах фактических выходов на работу в администрации учреждения не имеется, однако Епифанцев Н.С. отработал в октябре 2017 г. - 20 дней, в ноябре 2017 г. - 21 день, в декабре 2017 г. - 21 день (л.д.101,118).

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит указание на обязанность администрации отбирать с осужденных расписки о полученной информации (ч.1 ст.12 УИК РФ) о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч.2 ст.62 КАС РФ).

В части подтверждения доводов административного ответчика об ознакомлении Епифанцева Н.С. с изменениями законодательства принятии Федерального закона от 16.10.2017 г. №292-ФЗ «О внесении изменений в УИК РФ», представленной административным ответчиком копией журнала проведения радиотрансляций (л.д.76-81), суд приходит к следующему.

Установлено, что радиоточки в ФКУ ИК-6 ФСИН России по Оренбургской области имелись, радиотрансляции велись, что подтвердил в судебном заседании и административный истец Епифанцев Н.С. Административным ответчиком предоставлена копия журнала радиотрансляций в котором имеется запись № 46 согласно которой 31.10.2017 года ответственным за проведение занятий озвучена тема: «Федеральный закон от 16.10.2017 г. № 292-ФЗ «О внесении изменений в УИК РФ».

Однако представленная копия журнала каких-либо сведений об учреждении, в котором проводились данные радиотрансляции, не содержит, отсутствует время проведения данных программ, что не позволяет суду сделать вывод, что данные радиотрансляции проводились в ФКУ ИК-6 ФСИН России по Оренбургской области. Журнал не прошит, каких-либо доказательств, достоверных сведений, что данный журнал велся в учреждении, ответственных лиц за проведение радиотрансляций, не имеется. Кроме того, запись № 9 в данном журнале датирована 30 февраля 2017 года. При указанных обстоятельствах, суд относится к данному доказательству критически.

Кроме того, как установлено в судебном заседании в октябре 2017 г. Епифанцев работал в швейном цехе в должности швея. Согласно показаниям Епифанцева Н.С., не опровергнутым административным ответчиком, работа носила сменный характер (месяц в дневную смену, месяц в ночную смену). При работе в дневную смену он находился рабочий день в помещении швейного цеха, где радиоточка отсутствовала. При работе в ночную смену, после окончания рабочего времени, он, возвращаясь в жилое помещение, согласно распорядка дня, спал с 9-00 до 17-00. В это время также не мог слушать радиотрансляции.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доказательств, с достоверностью подтверждающих ознакомление Епифанцева Н.С. с изменениями законодательства, предоставившим ему право на длительное свидание при строгих условиях отбывания наказания (27 октября 2017 года по 15 ноября 2018 года), административный ответчик не представил.

В связи с чем суд приходит к выводу, что административный ответчик Епифанцев Н.С. узнал о наличии у него права на длительное свидание при строгих условиях отбывания наказания только 31 декабря 2020 года. Административное исковое заявление датировано 02.02.2021 года, поступило в Чернышевский районный суд Забайкальского края 11.02.2021 года, т.е. в течении установленного трехмесячного срока для подачи административного искового заявления.

Из вышеуказанного следует, что срок для подачи административного искового заявления пропущен административным истцом Епифанцевым Н.С. по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21); каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1); семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1).

Федеральным законом от 16.10.2017 N 292-ФЗ (начало действия документа 27 октября 2017 года) внесены изменения в ст.125 УИК РФ, которыми осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, проживающих в помещениях камерного типа, предоставлено право на одно длительное свидание в течение года.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области осужденный к пожизненному лишению свободы Епифанцев Н.С., отбывающий наказание в строгих условиях не был ознакомлен с указанным изменением закона, что повлекло нарушение его прав, как человека и гражданина, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, на уважение частной и семейной жизни, в период с 27 октября 2017 года (начало действия документа) по 15 ноября 2018 года (изменение условий содержания). При таких обстоятельствах бездействие административного истца ФКУ ИК-6 ФСИН России по Оренбургской области нашло свое подтверждение, и заявленные административные исковые требования Епифанцева Н.С. подлежат удовлетворению в этой части.

В связи с чем, подлежат удовлетворению и требования административного истца Епифанцева Н.С. о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.

Что касается размера данной компенсации суд приходит к следующему.

Административным истцом Епифанцевым Н.С. заявлено требование о присуждении компенсации в размере 200 000 рублей.

При определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении суд учитывает, что сумма компенсации должна быть адекватной и реальной, учитывать фактические обстоятельства допущенного нарушения, его характер, продолжительность периода бездействия административного ответчика, составляющего один год восемнадцать дней (заявитель не использовал свое право только на 1 длительное свидание).

Также суд учитывает, что социальные связи с родственниками, а также гражданской женой у административного ответчика были сохранены, (гражданская жена использует право на его посещение на длительных свиданиях). Доводы истца, что за указанное время умер его брат, с которым он мог бы увидеться при наличии права на длительное свидание в указанный период, административным истцом не подтверждено.

Кроме того, суд принимает во внимание также действия Епифанцева Н.С., который с 15 ноября 2018 года, был переведен на обычные условия содержания, и имел право на длительное свидание, однако имея информацию об этапировании его в будущем, добровольно принял решение об отказе от длительного свидания, не предпринимал каких-либо действий (обращение с заявлением о предоставлении длительного свидания.).

Каких-либо иных негативных, необратимых, тяжелых последствий для административного истца установлено не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца Епифанцева Н.С. о взыскании компенсации подлежат удовлетворению в части, в пользу Епифанцева Н.С. подлежит взысканию с ФСИН России, как главного распорядителя денежных средств по ведомственной принадлежности, за счет казны РФ, компенсация в размере 70 000 рублей.

В соответствии с п. 9 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 175, 176, 177-180, 227 КАС РФ,

                                                           решил:

Административные исковые требования Епифанцева Николая Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 6 (ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области) в части не ознакомления Епифанцева Николая Сергеевича с правом на длительное свидание в период с 27 октября 2017 года по 15 ноября 2018 года.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Епифанцева Николая Сергеевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Епифанцеву Николаю Сергеевичу, отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу:                И.Л. Силяева

           Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2021 года.

2а-205/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Епифанцев Николай Сергеевич
Ответчики
ФКУ ИК № 6 УФСИН России по Оренбургской области
Федеральная служба исполнения наказаний
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальский края
Судья
Силяева Ирина Леонидовна
Дело на сайте суда
chernishevsk.cht.sudrf.ru
15.04.2021Регистрация административного искового заявления
15.04.2021Передача материалов судье
16.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее