Дело №2а-423/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исилькульский городской суд Омской области в составе
председательствующего судьи Белобородовой Т.Г.,
при секретаре Сусленко А.Е., с участием прокурора Вдовиной М.С.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 20 июля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об обязании разработать и принять программу использования и охраны земель Солнцевского сельского поселения
УСТАНОВИЛ:
Исилькульский межрайонный прокурора обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, обоснование со ссылкой на ст. 3, 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14, 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1, 2, 12, 13, 11 Земельного кодекса РФ, указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в результате которой установлено, что у администрации в собственности имеются земельные участки (реестр земель прилагается). Однако, в нарушение приведенных норм законодательства администрацией Солнцевского сельского поселения программа использования и охраны земель, находящихся в собственности поселения, не разработана. В связи с выявленным нарушением межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Солнцевского сельского поселения внесено представление. Из ответа на представление следует, что выявленные нарушения не устранены. В связи с чем, просил обязать администрацию Солнцевского сельского поселения разработать и принять программу использования и охраны земель Солнцевского сельского поселения.
В судебном заседании представитель административного истца, помощник прокурора Вдовина М.С., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика – глава Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ФИО4, в своем заявлении указал о рассмотрении дела в их отсутствие, с требованиями истца согласны.
Исследовав доказательства по делу с учетом заявленных требований и доводов сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
На основании п.п. 3, 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; содействие в развитии сельскохозяйственного производства.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Пунктом 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу требований ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктом 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с положениями пп.пп. 1-3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно п. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесена разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.
Из материалов дела следует, что администрация Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в собственности имеет земельные участки, что подтверждается реестром муниципального имущества администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-28).
Исилькульским межрайонным прокурором, после проведенной проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, 10.06.2020 года на имя главы администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. (л.д.6)
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № главы Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, следует, что программа использования и охраны земель будет разработана в 4 квартале 2020 года. (л.д. 7)
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом исследованных доказательств, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком не выполнены требования законодательства об охране окружающей среды, чем нарушены права неопределенного круга лиц, участников земельных отношений в границах муниципального образования, включая собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков, направленных на сохранение земли, как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области разработать и принять программу использования и охраны земель Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Т.Г. Белобородова