Судья Сыроватская Р.Р.
Судья-докладчик Ананикова И.А. № 33-3290/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ананиковой И.А.
судей Алсыковой Т.Д., Стефанкова Д.В.
при секретаре Назаренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Ольхонского районного муниципального образования, Администрации Шара – Тоготского муниципального образования, СНТ «Панорама» об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе представителя СНТ «Панорама» Здышева Е.Л.
на заочное решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 6 июня 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с вышеназванным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, прокурор Ольхонского района ссылался на то, что Администрацией Шара – Тоготского МО по договору безвозмездного пользования от 16.05.2016 № 2 садоводческому некоммерческому товариществу (СНТ) «Панорама» был предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым № Номер изъят в м. Хужир-Нугэ, площадью 25077 кв.м на срок до 16.05.2021. Полагая, что земельный участок предоставлен СНТ «Панорама» незаконно, с нарушением положений ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», а также предусмотренного ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» порядка предоставления земельных участков, при отсутствии у администрации МО правомочий на его предоставление, просил с учетом заявления об уточнении иска в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 59 т. 6) истребовать имущество из чужого незаконного владения СНТ «Панорама» земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, площадью 25077 кв.м., расположенный в местности Хужир – Нугэ Ольхонского района, в распоряжение Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае; исключить сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
Приведенным выше заочным решением суда постановлено иск удовлетворить частично. Истребовать из чужого незаконного владения СНТ «Панорама» земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, площадью 25077 кв.м., расположенный в местности Хужир – Нугэ Ольхонского района, в распоряжение Российской Федерации, в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае. Взыскать с СНТ «Панорама» государственную пошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель СНТ «Панорама» Здышев Е.Л. просит заочное решение суда отменить и принять по делу новое решение. Мотивирует это тем, что суждения суда о нарушении порядка предоставления спорного земельного участка противоречат положениям ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ст.ст. 39.10, 39.14 ЗК РФ. Ссылается на то, что выводы суда о нахождении спорного земельного участка в границах Прибайкальского национального парка и об отнесении его к федеральным землям основаны на неверном определении обстоятельств дела и недопустимых доказательствах.
В отзыве относительно апелляционной жалобы представитель Минприроды России Геворков И.С. просит заочное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, третьих лиц, третьи лица не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие, признав извещение надлежащим с учетом ст. 113 ГПК РФ, п.1 ст. 1651. ГК РФ.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., объяснения прокурора Вокиной А.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены заочного решения, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п.1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п.3).
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте относятся земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В ст. 94 ЗК РФ указано, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Аналогичные положения содержались в Земельном кодексе РФ в редакции 01.05.2016, действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений администрации Ольхонского районного МО.
Согласно ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно ст. 2 ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ РФ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности (ст.5 ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ РФ).
В соответствии с преамбулой ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Ольхонский район, следовательно, м. Хужир-Нугэ входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Пунктом 5 ст. 6 ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые территории федерального значения находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Из приведенных норм следует, что земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте, находятся в управлении федеральных органов государственной власти, их использование осуществляется в рамках установленных законом ограничений.
В соответствии с абз. 21 Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Спорный земельный участок находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где в силу буквального толкования приведенной нормы запрещено размещение дачного некоммерческого товарищества, строительство дачных домов и иных сооружений, соответствующих целям деятельности ДНТ.
Договор безвозмездного пользования земельным участком от 16.05.2016 № 2, по которому Администрация Шара – Тоготского МО предоставила СНТ «Панорама» в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым Номер изъят в м. Хужир-Нугэ, площадью 25077 кв.м для ведения садоводства сроком с 16.05.2016 по 16.05.2021, заключен при отсутствии у исполнительного органа муниципального образования права на распоряжение земельными участками, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти, при нарушении явно установленного законом запрета (ограничение оборотоспособности земельных участков, отнесенных к всемирному природному наследию), нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц, в интересах которых ведется Список всемирного наследия.
Законодательство Российской Федерации является открытым и общедоступным, при этом Земельный кодекс РФ и ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» были официально опубликованы задолго до предоставления спорного земельного участка, поэтому о действующих запретах заведомо знали или должны были знать ответчики.
При таком положении суд первой инстанции, правильно руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к обоснованным выводам о том, что вышеуказанный договор не влечет правовых последствий для заключивших его сторон и иных лиц, и подлежащими применению способами восстановления нарушенного права Российской Федерации и неопределенного круга лиц являются возврат спорного участка во владение Российской Федерации, от имени которой выступает Росимущество в лице его органов.
Поскольку государственная собственность на особо охраняемые территории возникла в силу закона и земельный участок, о котором возник спор, во владении ДНТ «Панорама» оказался помимо воли собственника в результате превышения своих полномочий администрацией Шара – Тоготского МО, то обстоятельства, связанные с соблюдением порядка создания ДНТ, предоставлением земельного участка для ведения садоводства, значения для дела не имеют. Следовательно, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом к рассматриваемым правоотношениям ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на выводы суда не влияют.
Также не влияют на выводы суда доводы Здышева Е.Л. об отсутствии доказательств нахождения спорного участка в границах Прибайкальского национального парка.
На основании изложенного решение является законным, обоснованным, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 6 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Ананикова
Судьи Т.Д. Алсыкова
Д.В. Стефанков