Дело №2а-35/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ11 марта 2022г. пгт. Покровское
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гончаровой О.Н.,
с участием помощника прокурора Кащеева В.В.,
при секретаре Никишиной З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной информацией,
установил:
прокурор Покровского района Орловской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной информацией.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенного 14.02.2022г. прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлено, что на сайте https://diplomsosl.com/ размещена информация о возможности покупки: дипломов о высшем образовании, дипломов колледжей(техникумов) без прохождения обучения. Вход на сайт является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет», информация на сайте распространяется бесплатно. На указанном сайте указаны: номер телефона, адрес электронной почты, на который необходимо направить сообщение для оформления заказа, а также имеется информация о порядке оплаты и его доставке. Также на сайте имеется подробная информация о ценах на оформление вышеуказанных документов. В ходе проведенной проверки, установлено, что, интернет ресурс https://diplomsosl.com/ расположен на технических площадях хостинга провайдера «AS204601ON-LINE-DATA» и находится за пределами юрисдикции Российской Федерации. Доменное имя https://diplomsosl.com/ зарегистрировано в компании в Дренте, Голландия и находится за пределами юрисдикции Российской Федерации, предоставление информации о владельце доменного имени https://diplomsosl.com/ и IP-адресах, с которых осуществлялось системное администрирование данного ресурса, невозможно. При использовании универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологиях и массовых коммуникаций, расположенного по адресу: https://eais.rkn.gov.ru/ установлено, что мер к ограничению доступа в отношении сайта https://diplomsosl.com/ не принималось.
Факт размещения указанной информации, а также отсутствия ограничения доступа в отношении сайта подтверждается снимками экрана Интернет-сайтов https://eais.rkn.gov.ru/ и https://diplomsosl.com/, а также актом обследования сайтов.
Указанная информация запрещена действующим законодательством и является основанием для признания ее запрещенной к распространению на территории РФ. По изложенным основаниям административный истец просит суд признать информацию, размещенную на сайте https://diplomsosl.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; после вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта https://diplomsosl.com/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию распространение, которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Орловской области Кащеев В.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Орловской области.
Заинтересованное лицо – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, об отложении судебного заседания, а равно о рассмотрении дела в отсутствие представителя не ходатайствовало.
Административные ответчики в ходе подготовки дела к судебному разбирательству установлены не были.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов).
В силу части 1 статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 5 статьи 15 указанного Федерального закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр) (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ).
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети "Интернет" подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Размещенная на вышеуказанном сайте информация противоречит действующему законодательству и представляет реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку позволяет создать ошибочное впечатление о возможности получения за плату образования без прохождения такового, чем может лишить данных лиц приобретаемых в процессе образования (обучения) знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.
Кроме того, указанная информация фактически способствует совершению преступления как со стороны реализующих бланки дипломов и других документов, так и лиц, их приобретающих.
В соответствии с положениями статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и, в соответствии со статьей 1 КАС РФ, суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных и интересов граждан, прав и законных интересов организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в средствах массовой информации, в том числе, и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным иском, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках представленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее Реестр).
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009г. №228, к компетенции Роскомнадзора отнесено создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 ФЗ от 27.07.2006г. №149-ФЗ, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с положениями пунктам 4,6,7 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено, настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливается настоящим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: основное общее образование (подтверждаетсяаттестатомоб основном общем образовании); среднее общее образование (подтверждаетсяаттестатомо среднем общем образовании).
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Пунктом 16 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Согласно пункту 27 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утв. Приказом Минобрнауки России № 112 от 13.02.2014, диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождения от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, использования заведомого подложного документа.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождения его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача или сбыт.
Ограничение доступа к информации основано на части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение и необходимость ограничения доступа к указанным сведениям, а также на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что помощником прокурора Покровского района Орловской области произведен осмотр интернет-сайта https://diplomsosl.com/. В ходе мониторинга сайта установлено, что на указанном сайте пользователю предоставляется информация возможности покупки: дипломов о высшем образовании, дипломов колледжей (техникумов) без прохождения обучения.
Как указано на сайте единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», на момент проверки указатель https://diplomsosl.com/ в этом реестре отсутствует.
Установить владельца доменного имени не представляется возможным в связи с тем, что регистратор находится за пределами Российской Федерации, вне юрисдикции правоохранительных органов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исходя из положений названных выше норм права, учитывая, что выложенная в сети Интернет информация содержит материалы, которые могут мотивировать пользователей «Интернет» ресурса на совершение неправомерных действий, данная информация противоречит целям и задачам действующего законодательства, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и удовлетворяет заявление.
Принятое судом решение является основанием для включения указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с пункта 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
руководствуясь статьями 265.1 – 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной информацией удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с доменным именем https://diplomsosl.com/ о продаже аттестатов, дипломов, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страниц сайта в автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Покровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья О.Н.Гончарова