дело № 2-389/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года с. Туруханск, Красноярского края
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
при секретаре Зизенко Н.Г.,
с участием истца помощника прокурора Туруханского района Чурбанова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации <данные изъяты> сельсовета Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности,
установил:
прокурор Туруханского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к администрации <данные изъяты> сельсовета о возложении обязанности в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённым приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Туруханского района с составлением по ее итогу акта с отражением всех показателей дорог, определенных пунктом 6 указанного порядка. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Туруханского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности выявлены нарушения требований безопасности автомобильных дорог, а именно не в полном объеме исполнены обязательные требования о проведении ежегодной оценки технического состояния дорог муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в 2017 году. Акты проверки не составлены, что свидетельствует о не установлении всех необходимых для оценки технического состояния показателей.
В судебном заседании помощник прокурора Туруханского района Красноярского края Чурбанов С.А. заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал, суду пояснил, что выявленные в ходе проведённой проверки нарушения до настоящего момента не были устранены в добровольном порядке, что нарушает требования действующего законодательства.
Представитель ответчика – глава администрации <данные изъяты> сельсовета Туруханского района Красноярского края ФИО4, в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно, надлежащим образом. Направила в суд пояснения, в которых указала, что согласна с требования ми прокурора Туруханского района. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Подпунктом «б» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплен ряд вопросов местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги (ч. 1 ст. 5 Закона № 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч. 9 ст. 5 Закона №257-ФЗ).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц ( ст. 6 Закона №257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (п. 1 ст. 17 Закона №257-ФЗ).
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 17 Закона №257-ФЗ).
Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, который определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортно- эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов.
В соответствии с п. 2 Порядка (утв. приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150) оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией не реже одного раза в год (п. 3 и п. 4 Порядка).
При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (п. 5 Порядка).
Согласно п.6 Порядка, в процессе диагностики автомобильных дорог определяются:
1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; наличие элементов водоотвода; наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и колейность дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность и удобство движения транспортного потока; пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами; степень воздействия дороги на окружающую среду.
Пунктом 7 Порядка (утв. приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150) установлено, что по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: 1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 ноября 2017 года прокурором Туруханского района Красноярского края Беликовым А.С. проведена проверка на предмет исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Туруханского района Красноярского края (л.д. 9).
Представитель ответчика зам. Глава администрации <данные изъяты> сельсовета Туруханского района Красноярского края ФИО6 представила прокурору объяснение, в котором указала, что 23.06.2017 года была проведена оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Туруханского района Красноярского края, на основании которой был составлен акт оценки технического состояния дорого <данные изъяты> сельского поселения (л.д. 10-13).
На основании изложенного и учитывая, что ответчиком администрацией <данные изъяты> сельсовета Туруханского района не представлено доказательств проведения полной оценки и диагностики технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Туруханского района Красноярского края в 2017 году в соответствии с Правилами утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года №150, поскольку представленный акт технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения <данные изъяты> сельсого поселения от26.06.2017 года, является не достаточным для определения соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Туруханского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <данные изъяты> сельсовета Туруханского района о возложении обязанности провести в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённым приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Туруханского района с составлением по ее итогу акта с отражением всех показателей дорог, определенных пунктом 6 указанного порядка.
Определяя срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд учитывая возможность для ответчика реализовать мероприятия по обеспечению проведения диагностики и оценки технического состояния указанных выше автомобильных дорог, следовательно, исполнимость требований прокурора, приходит к выводу, что срок исполнения обязанности, указанный истцом, обусловлен установленным порядком осуществления государственных функций в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Красноярском крае в отношении автомобильных дорог общего пользования. Такой срок является разумным и достаточным для проведения необходимых процедур, направленных на исполнение соответствующей обязанности.
Руководствуясь статьями 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации <данные изъяты> сельсовета Туруханского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <данные изъяты> сельсовета Туруханского района Красноярского края устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённым приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» провести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Туруханского района с составлением по ее итогу акта с отражением всех показателей дорог, определенных пунктом 6 указанного порядка, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Красноярский краевой суд со дня вынесения решения, с подачей жалобы через суд, поставивший решение.
Председательствующий Л.В. Житникова