дело № 12-1234/2021

УИД 86RS0001-01-2021-003558-09

                                              РЕШЕНИЕ

                  по делу об административном правонарушении

07.12.2021 года                                                               г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры Черкашин В.В.,

с участием: защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Троицкой Н.М., представителя административного органа Службы контроля ХМАО – Югры Торсанова С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Зайцева К.С. - Троицкой Н.М. на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО – Югры Братищевой М.В. от 28 апреля 2021 года по делу №3/2021-ТС, которым должностное лицо – директор Департамента промышленности ХМАО – Югры Зайцев Кирилл Сергеевич привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,

                                           УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО – Югры Братищевой М.В. от 28 апреля 2021 года, должностное лицо – директор Департамента промышленности ХМАО – Югры Зайцев К.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Зайцева К.С.-Троицкая Н.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что административным органом действия Зайцева К.С. по выплате субсидии признаны незаконными, так как указанная субсидия была предоставлена без предъявления получателем субсидии документов, подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение которых предоставлялась субсидия. Вместе с тем, из анализа Порядка, являющегося Приложением №14 к государственной программе автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса» (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.20218 №344-п) и Административного регламента, утвержденного приказом Департамента от 20.12.2017 №8-нп, следует, что после принятия решения комиссии о предоставлении субсидии, Департамент не вправе требовать от заявителя предоставления каких-либо документов. Соглашение о предоставлении субсидии (дополнительное соглашение) заключается после того как заявителем предоставлены документы, необходимые для получения государственной услуги и не может возлагать на заявителя дополнительные требования по предоставлению документов для перечисления субсидии. Документы КФК Чурилович Ф.В. предоставил в полном объеме и в соответствии с требованиями, установленными Порядком.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности Зайцев К.С., не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем, суд решил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В жалобе также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования. Суд удовлетворяет данное ходатайство. Так первоначально жалоба подана защитником в установленный законом срок посредством электронной почты, возвращена заявителю в связи с нарушением порядка ее подачи, 28.05.2021 жалоба подана повторно. Т.е. срок пропущен на 1 день. Суд находит уважительной причину пропуска срока и восстанавливает его, при этом исходит из необходимости обеспечения права лица на его защиту и его доступ к правосудию.

В судебном заседании защитник Троицкая Н.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы, просила обжалуемое постановление отменить.

В судебном заседании Торсанов С.С. и в письменном отзыве на жалобу представитель административного органа Службы контроля ХМАО – Югры указал о законности и обоснованности постановления, так как Зайцевым К.С. было принято решение о предоставлении субсидии без документов подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение которых предоставлялась субсидия, что прямо противоречит законодательству, так как сама по себе субсидия это возмещение понесенных затрат за счет бюджетных средств, размер которого необходимо подтверждать. Также поддержал ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как административным органом было обжаловано решение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2021г.

Суд отказывает в удовлетворении ходатайства ввиду ограниченности сроков рассмотрения дела, так как материалы дела поступили в суд 08.10.2021г. Кроме того обжалование административным органом решения суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2021г. не является безусловным основанием для отложения рассмотрения дела.

Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО – Югры Братищевой М.В. от 28 апреля 2021 года, должностное лицо - Зайцев К.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за то, что являясь директором Департамента промышленности ХМАО – Югры, 29 сентября 2019 года, находясь по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: ХМАО – Югра г. Ханты-Мансийск ул. Рознина, дом № 64, предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству Чуриловичу Ф.В. (далее по тексту КФК Чурилович Ф.В.) субсидию в сумме 499 203 руб. 00 коп. с нарушением условий её предоставления, установленных пунктом 2.9 Порядка предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, являющегося приложением № 14 к Государственной программе ХМАО – Югры «Развитие агропромышленного комплекса» утвержденной постановлением Правительства ХМАО – Югры от 05 октября 2018 года № 344-п (далее по тексту Порядок), и установленных пунктом 3.1.2 Соглашения № 38-С-30 о предоставлении субсидии на поддержку агропромышленного комплекса в рамках реализации государственной программы ХМАО – Югры «Развитие агропромышленного комплекса» от 18 мая 2019 года (далее по тексту Соглашение № 38-С-30), а именно при непредставлении получателем субсидии документов, подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение, которых предоставляется субсидия, чем нарушил требования ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Суд находит обжалуемое постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ заключается в нарушении условий предоставления субсидий.

Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ имеет бланкетный характер и подлежит применению с учетом положений ст.78 Бюджетного кодекса и других норм отраслевого законодательства, регламентирующих условия предоставления субсидий.

Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 22.10.2014) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.12.2018) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п (в ред. от 26.04.2019) утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса». В приложении № 14 к данной государственной программе определен Порядок предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Порядок).

Пунктами 1.2 и 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент), до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, с целью возмещения части затрат при осуществлении производства, реализации и (или) собственной переработке молока - субсидии предоставляются, в частности, крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - Получатели), зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка основанием для перечисления субсидии является соглашение о предоставлении субсидии (далее - Соглашение), заключенное между Департаментом и Получателем.

Форма и содержание Соглашения должны отвечать требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1.6 и 1.7 Порядка.

Перечень документов, предоставляемых Получателем в Департамент для предоставления субсидии, приведён в пункте 2.1 Порядка: так, Получатели в срок не позднее 10 декабря текущего финансового года представляют в Департамент: 1) заявление о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Департаментом; 2) реквизиты банковского счета Получателя; 3) справку-расчет субсидий на реализацию и (или) собственную переработку молока, справки-расчеты о движении поголовья сельскохозяйственных животных за отчетный период текущего финансового года, отчетного и предшествующего отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в текущем и отчетном финансовом году), документы, подтверждающие продуктивность за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в текущем и отчетном финансовом году), по формам, утвержденным Департаментом; 4) реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за период, заявленный для предоставления субсидии.

Кроме того, на основании пункта 2.2 Порядка Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», по необходимости, следующие документы: 1) документы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 2) документы, подтверждающие отсутствие выплат средств бюджета автономного округа, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.1 Порядка; 3) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - указанные документы могут быть представлены Получателем самостоятельно в день подачи заявления на предоставление субсидии.

Пунктом 2.3 Порядка установлен запрет на истребование от Получателя иных документов (копий документов), не предусмотренных Порядком.

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка Департамент в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2.1 Порядка, осуществляет их проверку на предмет достоверности и направляет поступившие документы на рассмотрение комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, действующей при Департаменте (далее - комиссия). Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается комиссией в течение 3 рабочих дней со дня поступления на её рассмотрение документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2 Порядка. Решение оформляется протоколом заседания комиссии.

В случае принятия решения о предоставлении субсидии Департамент в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола направляет Получателю подписанное со стороны Департамента Соглашение для его подписания лично или посредством почтового отправления (пункт 2.6 Порядка).

Согласно пункту 2.9 Порядка в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка, Департамент осуществляет перечисление субсидии Получателю в пределах утверждённых бюджетных ассигнований. Перечисление средств осуществляется в порядке, сроки и на счета, установленные Соглашением.

Пунктом 2.8 Порядка предусмотрены следующие исчерпывающие основания для отказа в предоставлении субсидии: 1) отсутствие средств федерального бюджета, бюджета автономного округа на реализацию Порядка; 2) нарушение срока представления документов; 3) непредставление Получателем документов, указанных в пунктах 2.1,2.6 Порядка; 4) представление документов с нарушением требований к их оформлению; 5) выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности; 6) несоответствие Получателя требованиям, установленным пунктами 1.3,1.9,1.10 Порядка.

Согласно оспариваемому постановлению, директор Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Зайцев К.С. 24.09.2019г. подписал Приказ № 38-п-207 о предоставлении КФХ Чуриловичу Ф.В. субсидии, оформленной Соглашением от 18.05.2019г. № 38-С-30, в нарушение требования пункта 2.9 Порядка и пункта 3.1.2 Соглашения от 18.05.2019г., предусматривавшего в качестве условия предоставления субсидии представление Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Зайцева К.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ (в ред. от 27.12.2018) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

Согласно п.3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий (п.2).

В данном рассматриваемом случае нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидии в автономном округе, является постановление Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года № 344-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса» (в редакции, действовавшей до 29.12.2020). Условия предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве установлены Порядком, являющемся приложением № 14 к указанному постановлению Правительства ХМАО-Югры.

Получатели для получения субсидии предоставляют в Департамент документы, перечень которых установлен пунктом 2.1 Порядка и является исчерпывающим. В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, требовать от Получателя предоставления документов, не предусмотренных Порядком, не допускается.

Предоставление получателем субсидии КФК Чурилович Ф.В. документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения от 18.05.2019 (документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия), Порядком не предусматривалось, и требовать такие документы от Получателя субсидии Департамент не мог в силу требований пункта 2.3 Порядка.

При этом Соглашение о предоставлении субсидии не является нормативным правовым актом или муниципальным правовым актом, который определяет порядок предоставления субсидии, его содержание должно соответствовать установленным нормативным требованиям. Невыполнение каких-либо условий такого соглашения, если эти условия не предусмотрены нормативным правовым актом или муниципальным правовым актом, само по себе не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление от 28.04.2021, вынесенное в отношении Зайцева К.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Зайцева К.С. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд,

                                                   РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ №3/2021-░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 15.15.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ - ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░                                                                       ░.░. ░░░░░░░░

12-1234/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ЗАЙЦЕВ КИРИЛЛ СЕРГЕЕВИЧ
Другие
Троицкая Наталия Михайловна
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Черкашин В.В.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
08.10.2021Материалы переданы в производство судье
07.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее