44OS0000-01-2020-000252-78
дело № 3а-330/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2020 года г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Потаповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Армеева Николая Евгеньевича к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Армеев Н.Е. обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является долевым собственником (доля в праве ?) следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 764,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 28 790 774,81 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1052,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, здание гаража, нежилые помещения № и № в здании гаража, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 14 040 512,69 руб.
Однако согласно отчетам №-О/20 и №-О/20, составленным <данные изъяты> (оценщик ФИО2), рыночная стоимость данных объектов недвижимости составляет соответственно 15 875 000 руб. и 6 300 000 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что влечет за собой увеличение размера налоговых платежей и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определённой отчетами об оценке.
Судом исключен из участвующих в деле лиц Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, изменен процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика, привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Бахарева Светлана Владимировна и Бахарев Валерий Николаевич (долевые собственники объектов недвижимости).
В судебном заседании представитель административного истца Армеева Н.Е. – Морозова О.В. заявленные требования поддержала, административный истец Армеев Н.Е. в судебное заседание не явился.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Кострома, заинтересованные лица Бахарева С.В. и Бахарев В.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не представили возражений против определённой в отчетах рыночной стоимости объектов недвижимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Армеев Николай Евгеньевич является долевым собственником (доли в праве по ?) следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 764,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> /том 1 л.д. 11, право собственности зарегистрировано 03 октября 2008 года/;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1052,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, здание гаража, нежилые помещения № и № в здании гаража /том 1 л.д. 12, право собственности зарегистрировано 11 августа 2005 года/.
Долевым собственником (доля в праве ?) нежилого здания с кадастровым номером № является также Бахарева Светлана Владимировна /том 1 л.д. 17/.
Долевым собственником (доля в праве ?) нежилого помещения с кадастровым номером № является также Бахарев Валерий Николаевич /том 1 л.д. 18/.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 28 790 774,81 руб., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 14 040 512,69 руб. /том 1 л.д. 13, 14/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств Армеева Н.Е., а, следовательно, затрагивают его права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости №-О/20 и №-О/20, составленные <данные изъяты>» (оценщик ФИО2), в которых рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 15 875 000 руб., рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 6 300 000 руб. /том 1 л.д. 19-196, том 2 л.д. 1-141/.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведены обоснованные доводы, свидетельствующие о недостоверности результатов оценки, содержащихся в отчетах; ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Административное исковое заявление поступило в суд 07 августа 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 764,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 15 875 000 (пятнадцать миллионов восемьсот семьдесят пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1052,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, здание гаража, нежилые помещения № и № в здании гаража, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 6 300 000 (шесть миллионов триста тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 07 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Лукоянов
Мотивированное решение суда составлено 01 октября 2020 года.