Дело № 2-144/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2024 года с. Пировское
Пировский районный суд Красноярского края в составе - председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Мухаметзяновой Е.В.,
с участием процессуального истца - заместителя прокурора Пировского района Красноярского края Варламовой Т.В., представителя ответчика администрации Пировского муниципального округа Красноярского края – Трофимова А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интереса неопределенного круга лиц к администрации Пировского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении,-
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пировского муниципального округа <адрес>, с учетом уточнения исковых требований, о возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в исправное состояние, обеспечивающее длительное, надежное использование; разработать и утвердить руководителем план по проведению капитального и текущего ремонта по котельным, расположенным по адресам: <адрес>; <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>а; <адрес> в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу; разработать паспорт на тепловую сеть от котельной до потребителей по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> совместно с главным государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора проверки соблюдения требований законодательства о теплоснабжении установлено, что здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> не содержится в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование; в котельных, расположенных по указанным выше адресам отсутствует ежегодный план по проведению капитального и текущего ремонта зданий и сооружений котельной, утвержденный руководителем организации; отсутствует паспорт на тепловую сеть от котельной до потребителей. Несоблюдение требований вышеуказанного законодательства может являться причиной чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причинения вреда здоровью граждан, нанесения ущерба их имуществу, что является недопустимым.
В судебном заседании процессуальный истец – заместитель прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования, с учетом уточнения адресов нахождения объектов теплоснабжения, поддержала по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Пировского муниципального округа по доверенности ФИО4 уточненные исковые требования признал в полном объеме, предоставил суду соответствующее заявление, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Третьи лица - ООО «Стратегия «НОРД», Енисейское управление по экологическому, технологическому и атомному надзору о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представителей в суд не направили, причин неявки суду не сообщили, возражений на исковое заявление не представили.
Третье лицо – <адрес> о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, представитель по доверенности ФИО5 просил рассмотреть дело без его участия, предоставил в суд возражения на исковое заявление, согласно которым полагает, что местная администрация является ненадлежащим ответчиком в отношении исковых требований об осуществлении капитального ремонта котельной №. Согласно п.1 Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № Концессионер (ООО «Стратегия «НОРД») обязуется за свой счет реконструировать (модернизировать) имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Концессионного соглашения, право собственности принадлежит Концеденту (<адрес>) и осуществлять деятельность по производству и передаче тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Концессионным соглашением, права владения и пользования объектом Концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Согласно п.51 Концессионного соглашения в случае возникновения обстоятельств, вызванных преждевременным выходом из строя, износом, поломкой имущества, являющегося объектом Концессионного соглашения или иного имущества, обеспечивающего технологический процесс и бесперебойное оказание услуги теплоснабжения, или функционально связанного с данным процессом, Концессионер незамедлительно обязан произвести замену такого имущества за счет собственных средств, при условии, что вышедшее из строя имущество или часть его, передавалось Концессионеру в исправном работоспособном состоянии, что должно быть отражено в акте объекта Концессионного соглашения и иного имущества. В п.1 приложения № к Концессионному соглашению в отношении котельной № указано, что техническое состояние удовлетворительное, фактический износ составляет 60%. Доказательств того, что к местной администрации применим п.51 Концессионного соглашения, прокурором не представлено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, полагает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; реализация предусмотренных ч.ч.5-7 ст.7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения; рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения; направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу п.п.8,17 ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Согласно ч.ч.1,2 ст.19 Федерального закона №190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенным для выработки теплоты.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой <адрес> совместно с главным государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора проверки соблюдения требований законодательства о теплоснабжении установлено, что в нарушение п.2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – ПТЭ ТЭ), в котельной, расположенной по адресу: <адрес>, не представлена проектная документация на котельную.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке использования котельных, расположенных по адресам: <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>а; <адрес>.
В нарушение п.3.3.1 ПТЭ ТЭ здание котельной, расположенной по адресу: <адрес> не содержится в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование.
В нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ ПТЭ ТЭ в котельной, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует ежегодный план по проведению капитального и текущего ремонта зданий и сооружений котельной, утвержденный руководителем организации.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке использования котельных, расположенных по адресам: <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>а; <адрес>.
В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭ ТЭ в котельной, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует паспорт на тепловую сеть от котельной до потребителей.
Аналогичные нарушения выявлены при проверке использования тепловых сетей, расположенных по адресам: <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>б; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем указанных сооружений коммунального хозяйства является муниципальное образование Пировский муниципальный округ <адрес>.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.6 Устава Пировского муниципального округа, утвержденного решением Пировского окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №р, к вопросам местного значения относятся организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Нарушения требований законодательства о теплоснабжении граждан, проживающих в указанных выше населенных пунктах Пировского муниципального округа <адрес> свидетельствует о невозможности реализации основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в виде обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечения энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечения приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечения экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пировского муниципального округа о возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в исправное состояние, обеспечивающее длительное, надежное использование; разработать и утвердить руководителем план по проведению капитального и текущего ремонта по котельным, расположенным по адресам: <адрес>; <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>а; <адрес> в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу; разработать паспорт на тепловую сеть от котельной до потребителей по следующим адресам: <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>б; <адрес>; <адрес>; <адрес> в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу подлежащими удовлетворению. При этом, суд считает разумными сроки для устранения нарушений.
Доводы представителя третьего лица - <адрес> о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком в отношении исковых требований об осуществлении капитального ремонта котельной №, поскольку согласно п.1 Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № указанная обязанность возложена на ООО «Стратегия «НОРД» основаны на неверном толковании норм закона и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ).
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.п.1, 5 ч.1 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (ч.2 ст.28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ).
Из ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п.21 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу ч.12 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.
В целях настоящего Федерального закона к техническому обслуживанию объекта концессионного соглашения относятся мероприятия, направленные на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий устанавливается концессионным соглашением (ч.3.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, основной целью которых в сфере теплоснабжения, в том числе является: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, а также принимая во внимание, что концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № не определена зона финансовой и организационной ответственности Концедента и Концессионера по вопросу проведения ремонта котельной, выявленные недостатки инфраструктуры фактически концессионным соглашением не охвачены в рамках обязательств Концессионера, а в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт неисправного состояния здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> (разрушена стена), что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения вреда здоровью граждан, нанесения ущерба их имуществу, суд пришел к выводу, что администрация Пировского муниципального округа является надлежащим ответчиком по делу, на которого возложена обязанность по приведению объекта в исправное состояние, обеспечивающее длительное, надежное использование.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить.
Обязать администрацию Пировского муниципального округа <адрес> привести здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в исправное состояние, обеспечивающее длительное, надежное использование в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Пировского муниципального округа <адрес> разработать и утвердить руководителем план по проведению капитального и текущего ремонта по котельным, расположенным по адресам: <адрес>; <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>а; <адрес> в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Пировского муниципального округа <адрес> разработать паспорт на тепловую сеть от котельной до потребителей по адресам: <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>б; <адрес>; <адрес>; <адрес> в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд в течение 1 месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова
Копия верна: Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело № 2-144/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
26 августа 2024 года с. Пировское
Пировский районный суд Красноярского края в составе - председательствующего судьи Мельниковой И.Н.,
при секретаре Мухаметзяновой Е.В.,
с участием процессуального истца - заместителя прокурора Пировского района Красноярского края Варламовой Т.В., представителя ответчика администрации Пировского муниципального округа Красноярского края – Трофимова А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пировского района Красноярского края в интереса неопределенного круга лиц к администрации Пировского муниципального округа Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении,-
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить.
Обязать администрацию Пировского муниципального округа <адрес> привести здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в исправное состояние, обеспечивающее длительное, надежное использование в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Пировского муниципального округа <адрес> разработать и утвердить руководителем план по проведению капитального и текущего ремонта по котельным, расположенным по адресам: <адрес>; <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>а; <адрес> в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Пировского муниципального округа <адрес> разработать паспорт на тепловую сеть от котельной до потребителей по адресам: <адрес>, ул. 1 мая, <адрес>б; <адрес>; <адрес>; <адрес> в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд в течение 1 месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Н. Мельникова
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.