Решение по делу № 2а-1249/2019 от 06.06.2019

Дело № 2а-1249/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2019 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Сафоновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Андросовой Анастасии Олеговны к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Андросова А.О. обратилась в суд с указанным выше иском, которым просила признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГ за о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес >; обязать административного ответчика устранить нарушения прав административного истца путем выдачи административному истцу уведомления о соответствии и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке. В обосновании заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером С целью строительства на указанном земельном участке индивидуального жилого дома, истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с соответствующим уведомлением. В ответ на данное обращение, администрацией было составлено и направлено в адрес истца уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на расположение земельного участка согласно действующим правилам землепользования и застройки в зоне СХ2 – зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения, в которой не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство. С данным отказом истец не согласен, считает, что он нарушает его права, так как согласно правоподтверждающему документу участок имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, согласно генеральному плану Гурьевского городского округа участок истца отнесен к территориальной зоне с индексом СХ2, что позволяет его использовать для строительства жилого дома. Считает, что отказ администрации нарушает права административного истца по распоряжению имуществом, собственником которого он является. По указанным основаниям и доводам просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного истца – Броништова О.А. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Иные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность; наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Частью 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес >.

11 апреля 2019 года истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), приложив схематическое изображение планируемого к строительству объекта.

15 апреля 2019 года администрацией Гурьевского городского округа было составлено и направлено в адрес истца уведомление за о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке по мотивам того, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в территориальной зоне СХ2 – зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения, где составом видов разрешенного использования данной территориальной зоны не предусмотрено размещение индивидуального жилого дома.

Проверяя обоснованность мотивов, по которым администрация Гурьевского городского округа отказала истцу в выдаче запрашиваемого им уведомления о соответствии параметров и допустимости размещения объекта жилищного строительства, а также доводы истца по заявленному требованию, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу положений частей 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.

Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в статье 260 Гражданского кодекса РФ. Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п. 2 и п. 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику (статья 56 Земельного кодекса РФ и статья 280 Гражданского кодекса РФ).

В рассматриваемом случае, в отношении спорного земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу, какие-либо ограничения его прав не существует, что также усматривается из кадастровой выписки о земельном участке и свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правила землепользования и застройки Добринского сельского поселения, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

Положения статей 2, 18 и 51 Градостроительного кодекса РФ не содержат прямого запрета на осуществление и возведение жилого дома, а закрепляют положения о том, что разрешение на строительство должно осуществляться на основе градостроительных норм и должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Нормы Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусматривают возможность строительства индивидуального жилого дома на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства в том случае, если этот земельный участок расположен в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).

В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов. Согласно ч. 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли (в том числе земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Материалами дела бесспорно подтверждено и это обстоятельство ответчиком не оспаривается, что земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, расположен на землях населенного пункта. Участок обременен объектом незавершенного строительства, степенью готовности более 50%, участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

06 февраля 2018 года начальником управления архитектуры и градостроительства администрации Гурьевского городского округа истцу был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером (путем раздела которого был образован участок ). Согласно п. 2.2. указанного градостроительного плана основной вид разрешенного использования земельного участка истца позволяет использовать данный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Добринского сельского поселения, участок истца расположен в территориальной зоне, где составом основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства с возможностью размещения жилого дачного дома.

Таким образом, приведенная в оспариваемом уведомлении информация о невозможности возведения на участке истца жилого дома, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации от ДД.ММ.ГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по указанным в нем причинам, является незаконным.

Доказательств наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения истца с уведомлением, не возможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих возможности такого строительства и возведения жилого дома, стороной ответчика представлено не было. Материалы дела таких документов не содержат.

Также следует обратить внимание, что 30 сентября 2019 года администрацией Гурьевского городского округа были проведены публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки Гурьевского городского округа. Согласно протокола проведения публичных слушаний администрацией было положительно рассмотрено коллективное предложение жителей <адрес > о необходимости внесения изменений в проект правил в части уточнения зонирования квартала , в котором расположен участок Андросовой А.О., относительно строительства индивидуальных жилых домов и ведения личного подсобного хозяйства.

С учетом изложенного, с целью восстановления прав административных истцов, на основании п. 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по выдаче испрашиваемого административным истцом уведомления в отношении объекта, планируемого к возведению на основании представленной стороной истца проектной документации при обращении в администрацию 11 апреля 2019 года. Принятая судом мера направлена на своевременное получение соответствующего уведомления в целях реализации прав истца в отношении земельного участка, собственником которого он является, и недопущения в дальнейшем нарушения сроков рассмотрения заявления административного истца о выдаче уведомления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Андросовой Анастасии Олеговны – удовлетворить.

Признать незаконными уведомление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Возложить на администрацию Гурьевского городского округа обязанность по выдаче Андросовой Анастасии Олеговны в установленном законом порядке и с соблюдением требований градостроительного законодательства уведомления о соответствии и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2019 года.

Судья А.Ю. Кунина

2а-1249/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андросова Анастасия Олеговна
Ответчики
Администрация ГГО
Другие
Броништова Олеся Александровна
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Кунина Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
gurievsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Дело оформлено
13.01.2020Дело передано в архив
19.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее