Судья – Габидулина Э.И. Дело № 2-2753-33-1830/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2016 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Тарасовой Н.В.
судей Ребровой И.В. и Котовой М.А.
при секретаре Наумовой А.А.
с участием прокурора Степановой Е.И.,
а также представителя ответчика Администрации Великого Новгорода – Торговиной О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 июня 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах Смирнова В.А., к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установила:
Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах Смирнова В.А., обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода об обязании предоставить Смирнову В.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование, что Смирнов В.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 02 июня 2016 года исковые требования прокурора Великого Новгорода удовлетворены и постановлено:
Обязать Администрацию Великого Новгорода предоставить Смирнову В.А. <...> года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона.
В апелляционной жалобе Администрация Великого Новгорода просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана неверная оценка, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем строительства или приобретения жилых помещений на территории Новгородской области за счет субвенций, поступающих из бюджета Новгородской области, после чего жилые помещения передаются в муниципальную собственность и включаются в специализированный жилищный фонд для последующего предоставления детям-сиротам. Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 02.09.2013г. № 792 Смирнов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, постановлением Администрации от 30.12.2015 г. №5537 ему для временного проживания предоставлено жилое помещение маневренного фонда Великого Новгорода в доме №<...> по ул. <...>. Администрацией Великого Новгорода осуществлены все необходимые действия в рамках действующего областного законодательства, а поэтому Администрация прав и законных интересов истца не нарушала и не нарушает. Указывает, что дальнейшее исполнение Администрацией возложенных на неё обязанностей напрямую зависело и зависит от действий органов исполнительной власти субъекта и наличия достаточного финансирования из областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, поддержавшую жалобу по доводам в ней изложенным, выслушав прокурора Степанову Е.И., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Смирнов В.А. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 02 сентября 2013г. № <...> Смирнов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Мать истца - Глебова (ранее Смирнова) И.Л. умерла <...> (свидетельство о смерти <...>). Сведения об отце Смирнова В.А. записаны со слов матери.
Постановлением Администрации Великого Новгорода № <...> от 10 мая 2011 г. над Смирновым В.А. установлено попечительство, попечителем назначена Смирнова М.Ф. За Смирновым В.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Великий Новгород, <...>.
Согласно справке РКЦ № <...> Смирнов В.А. зарегистрирован по месту жительства в комнате гостиничного типа, расположенной по адресу: Великий Новгород, <...>, комн. <...>. Помимо истца в указанном жилом помещении была зарегистрирована бабушка Смирнова М.Ф., которая умерла <...> Общая площадь комнаты составляет <...> кв.м, жилая – <...> кв.м.
Смирнов В.А. имеет в общей долевой собственности (1/2 доля) квартиру общей площадью <...> кв.м, расположенную по адресу: Великий Новгород, <...>.
Иных жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма истец Смирнов В.А. не имеет.
До настоящего времени истец Смирнов В.А. жилым помещением ответчиком не обеспечен.
В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшего до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как усматривается из материалов дела, обязанность по предоставлению жилого помещения Смирнову В.А. в соответствии с вышеприведенным положением закона Администрацией Великого Новгорода исполнена не была.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 года, действующей с 01 января 2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч.1 ст.11 областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года № 468-ОЗ (в редакции от 20 декабря 2013 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на внеочередное однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом, в порядке, установленном Администрацией области, имеют, в том числе лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение (п.3).
Пунктом 1 ч.2 ст.1 областного закона от 23 декабря 2008 года № 455-ОЗ (в редакции от 20 декабря 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки» органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.11 областного закона от 06 мая 2005 года № 468-ОЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», переданного для этих целей из государственной собственности в муниципальную.
Аналогичное положение содержится в областном законе Новгородской области от 24 декабря 2013 года № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2014 года, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок не более пяти лет (п.п.1, 2 ст.1).
Исходя из установленных судом обстоятельств, в силу приведенных выше норм закона, а также с учетом положений «Порядка предоставления детям-сиротам жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 9 апреля 2013 года №167 (в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 2 апреля 2014 года № 199), суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Смирнову В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на Администрацию Великого Новгорода, поскольку имеющаяся в собственности у Смирнова В.А. доля в жилом помещении менее учетной нормы.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
Доводы, изложенные Администрацией Великого Новгорода в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация жилищных прав Смирнова В.А. не может и не должна быть поставлена в зависимость от сроков и объемов денежных средств, выделяемых на эти цели из областного и федерального бюджетов.
Ссылка в жалобе на вмешательство суда в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, несостоятельна, поскольку возложенная судом на Администрацию Великого Новгорода обязанность предоставления жилых помещений лицам указанной выше категории, прямо предусмотрена законом.
Таким образом, решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, обстоятельства, подлежащие установлению, определены судом полно и верно. Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода – без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Тарасова
Судьи И.В. Реброва
М.А. Котова