61RS0023-01-2024-003663-74
Дело №2-3137/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Черепановой Л.Н., при секретаре Ларионовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой Ю.А., Кириллова Р.С., Кириллова С.В. к Администрации г.Шахты, третьи лица Министерство энергетики РФ, Ковальская В.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> об обязании включить в списки на переселение из ветхого жилья,
установил:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее.
Квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, является муниципальной собственностью на основании распоряжения мэра г. Шахты №1880 от 16.07.1999.
Указанная квартира была предоставлена семье Кирилловых на основании ордера № 3751 от 21.02.1972.
9 октября 2018г. с Кирилловым С.В. был заключен договор социального найма №129.
В указанной квартире Кириллов С.В. зарегистрирован и проживает с 07.08.1987 года, Кириллова Ю.А. - с 07.08.1987 года, Кириллов Р.С., <данные изъяты> года рождения, проживает в квартире с момента рождения, т.к. прописка ребенка после рождения и до 14 лет возможна только по адресам, где зарегистрированы его родители.
Многоквартирный жилой дом по <данные изъяты> является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности.
Истцы не включены в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
В настоящий момент проживание в квартире невозможно из-за аварийного состояния.
Просят обязать Администрацию г. Шахты включить их в список граждан, подлежащих переселению.
Определением суда от 18 июня 2024г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Ковальская В.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>
В судебное заседание явились истец Кириллова Ю.А. и представитель истцов Багаутдинова И.М., действующая на основании ордера адвоката, заявленные требования поддержали. Кириллова Ю.А. пояснила, что семья временно проживала в Греции в период с 1999г. по 2006г., но регистрация в указанной квартире сохранялась, другого жилья не было. В Грецию ездили на заработки, дети были несовершеннолетние.
Кириллов С.В. и Кириллов Р.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил в иске отказать, указав, что решение о ликвидации ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» было принято протоколом собрания акционеров от 24.05.1996 №5, а истцы зарегистрированы в квартире гораздо позже.
3-и лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц. изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 и от 13 июля 2005 г. N 428.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (ст. 5).
В частности, п. п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Названное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2252.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», в Приложении N 36 к которой утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков).
Согласно п.9 Приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п.10 Приложения №1).
В соответствии с п. п. 5, 8 Правил, действующих в 2023 году, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в г. г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт. Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и предоставления социальной льготы.
Из толкования указанных норм права усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, является муниципальной собственностью на основании распоряжения мэра г. Шахты №1880 от 16.07.1999.
Указанная квартира была предоставлена семье Кирилловых на основании ордера № 3751 от 21.02.1972.
9 октября 2018г. с Кирилловым С.В. был заключен договор социального найма №129.
Согласно отчету о научно-технической работы оценке степени горных работ ликвидированной шахты им. Артема ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома по адресу: <данные изъяты> выполненному Северо-Кавказского филиалом ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 20.10.2023, горные работы ликвидированной шахты им. Артема ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние дома <данные изъяты>
Вследствие указанного негативного влияния на указанный жилой дом он является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты им. Артема ОАО «Ростовуголь».
Истцы обратились в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении их в списки на переселение из ветхого жилья.
Согласно ответу Администрации г.Шахты № 61.03.2/4145 от 22.11.2023г., истцы в списках на переселение не значатся. Оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, установленных Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, в отношении истцов нет, истцы зарегистрированы в квартире после даты принятия решения о ликвидации.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в указанной квартире Кириллов С.В. зарегистрирован и проживает с 07.07.1987 года, Кириллова Ю.А. - с 07.08.1987 года, что подтверждается отметкой о регистрации в паспортах и поквартирной карточкой.
Кириллов Р.С., <данные изъяты> года рождения, является сыном Кириллова С.В. и Кирилловой Ю.А.
Из карточки прописки Кирилловой Ю.А. следует, что она прописывается в квартире №<данные изъяты> к свекрови по ее заявлению от 31.07.1987. и с ней же прописывается сын Кириллов Р.С. Он указан в графе «дети до 16-летнего возраста».
С мая 1999г. по 2006 год Кирилловы проживали временно в Греции, но регистрация в указанной квартире у них у всех сохранялась, что подтверждается справкой Генерального консульства РФ в Греции.
После возвращения из Греции истцы постоянно проживают в квартире №<данные изъяты> регистрационного учета в ней не снимались.
Согласно справке ГБУ РО «ГБ №2» в г. Шахты Кириллов Р.С. наблюдался в поликлиническом отделении для детей с 1987г. по 1999г., проживал по адресу: <данные изъяты>
Согласно справке, выданной МБОУ г. Шахты «Лицей №26», Кириллов Р.С., <данные изъяты> года рождения, обучался в МОУ СОШ №26 г. Шахты с 01.09.1994 по 25.03.1999, проживал по адресу: <данные изъяты>
Таким образом, судом достоверно установлено, что истцы проживали и были зарегистрированы в квартире на день принятия решения о ликвидации ш. им. Артема ОАО «Ростовуголь» - 24.05.1996 и не утратили регистрацию и в последующем.
Другого жилья у истцов нет, что подтверждается справками МУП БТИ г. Шахты и сведениями Росреестра.
Квартира является единственным и постоянным местом жительства истцов, иного жилья они не имеют.
Доводы Администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку единственным, постоянным жильем для истцов является указанная квартира, где они зарегистрированы и постоянно проживают, не имея другого жилья, что подтверждается материалами дела.
Анализируя вышеизложенное, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
обязать Администрацию города Шахты включить в список граждан, подлежащих переселению, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности:
-Кириллову Ю.А., паспорт <данные изъяты>
- Кириллова С.В., паспорт <данные изъяты>
- Кириллова Р.С., паспорт <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Черепанова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2024г.