№2а-1108/18
Решение
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Левченко А.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Костенкова ФИО8 к старшему государственному инспектору отдела земельного надзора Грачеву ФИО9, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным предписания,
Установил:
Костенков А.Б. обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к старшему государственному инспектору отдела земельного надзора Грачеву ФИО10, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным предписания № от 15.12.2017 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что 15.12.2017 года старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям Грачевым Д.А. вынесено предписание № об устранении административным истцом выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации. По мнению административного истца, предписание является незаконным в связи с тем, что инспектором неправильно установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для сельского производства» вместо «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции». Данным предписанием нарушаются его права и законные интересы, так как незаконно наложены дополнительные обязанности, созданы препятствия к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности (в деле) Караулов С.А.требования поддержал. Дополнительно указал, что оспариваемым предписанием на Костенкова А.Б. возложены обязательства в отношении не принадлежащего ему земельного участка, с иным кадастровым номером.
Административный ответчик – старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям Грачев Д.А., против заявленных требований возражал /л.д.26-29/, указав, что в соответствии с выпиской ЕГРН от 23.08.2017 года земельный участок с кадастровым номером № отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, вид использования - для сельского производства. В соответствии с представленной административным истцом выпиской из ЕГРН указанный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, вид использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым земли сельскохозяйственного назначения имеют пять подвидов, один из которых является – хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в Управление Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям поступило обращение гражданки ФИО5 с доводами о нецелевом использовании земельного участка с кадастровыми номерами: №, расположенных в д.<адрес>.
С целью проверки доводов, указанных в обращении,на основании распоряжения Заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям от 28.11.2017 года № проведена внеплановая выездная проверка физического лица Костенкова А.Б.
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 20 839кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Костенкову А.Б., последний лично присутствовал при проведении проверки.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 17.11.2017 года земельный участок с кадастровым № отнесен к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием –хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
В ходе осмотра земельного участка было установлено, что на земельном участке имеются очаговые зарастания многолетних сорных растений (пижма, полынь, борщевик), плодородный слой перекрыт бетонными плитами, строительным и бытовым мусором. На земельном участке не проводятся мероприятия по недопущению зарастания древесной, кустарниковой и сорной растительностью. Следов агрохимической обработки почв, проведения агротехнических мероприятий, рекультивации, обязательных мероприятий, способствующих восстановлению плодородия почв, сельскохозяйственной деятельности, либо иного вида деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством на территории участка не обнаружено. Документы, подтверждающие проведение собственником работ по освоению земельного участка, не представлены (отсутствуют). Сельскохозяйственные культуры не возделываются. Участок не используется для сельскохозяйственного производства и в сельскохозяйственный оборот не введен.
Данные проверки зафиксированы в акте проверки № от 15.12.2017 года и прилагаемым к нему фотоматериалом.
Замечания к акту проверки со стороны Костенкова А.Б. не представлены.
По результатам проверки Костенкову А.Б. было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от 15.12.2017 года, в соответствии с которым Костенкову А.Б. предписано в срок до 20.05.2018 года устранить выявленные нарушения требований земельного законодательства, а именно: провести комплекс мероприятий по защите и охране почв от негативных воздействий;освободить от частичного перекрытия плодородного слоя участка от бетонных плит, строительного и бытового мусора, очагового зарастания земельного участка древесно-кустарниковой и сорной растительностью (пижма, полынь, борщевик), являющимися многолетними сорными растениями; провести рекультивацию нарушенной части земельного участка; предоставить проект введения земельного участка в сельскохозяйственный оборот; обеспечить необходимый контроль за состоянием плодородия; обеспечить условия для использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и обеспечить его введение в сельскохозяйственный оборот; предоставить в Управление результаты агрохимических, грунтовых и эколого-токсических обследований почв, паспорт плодородия и сведения о структуре земель и использования участка. О принятых мерах сообщить в адрес Управления.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Костенков А.Б. обратился суд с настоящим административным иском.
Согласно п.п.1, 5 ч.5 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.
В силу п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере, в том числе земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) и осуществляет государственный земельный контроль (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) в установленных законодательством Российской Федерации случаях (подпункт «и» пункта 6 Постановления).
Указанные полномочия также предусмотрены п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», согласно которому Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 3.1.4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 января 2012 года №96, установлена административная процедура выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений: в случае выявления припроведении проверки нарушений юридическим и физическим лицами, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков их устранения; предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;продолжительность сроков для устранения нарушения зависит от продолжительности вегетационного периода сельскохозяйственных культур, произрастающих на земельных участках земель сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, проведения юридическими и физическими лицами, индивидуальным предпринимателем полевых работ, а также площади и характера правонарушения; предписание подписывается должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, или председателем комиссии.
Исходя из вышеизложенного, следует, что вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Россельхознадзора.
Судом установлено, что оспариваемое предписание вынесено административным органом в отношении Костенкова А.Б. по факту допущенных нарушений требований земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, общей площадью 20 839кв.м, категория земель – земля сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – хранение и переработка сельскохозяйственной продукции по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежащем Костенкову А.Б. на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 19.06.2017 года.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено управлением Россельхознадзорапо г.Москва, Московской и Тульской областям в пределах полномочий, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Согласно подп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1, п.2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пп.1 - 3 ч.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
В частности, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Аналогичные обязательства предусмотрены ст.6 Закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которая устанавливает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно выписке из ЕГРН спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения с/х производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В статье 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления или пользования и фиксируется в правоустанавливающих документах.
Предоставленный субъекту земельный участок может быть использован им только в соответствии с установленным назначением.
Имеющимися в деле доказательствами подтвержден факт нахождения у Костенкова А.Б. земельного участка с кадастровым номером №, сформированного из земель сельскохозяйственного назначения и предоставленного для целей сельскохозяйственного использования.Следовательно, Костенков А.Б. на основании вышеперечисленных правовых норм обязан использовать спорный земельный участок согласно его целевому назначению, а также выполнять обязательные мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от негативных (вредных) воздействий.
Как следует из оспариваемого предписания, Костенкову А.Б.на земельном участке надлежало провести ряд мероприятий с целью защиты земли сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной растительностью, древесно-кустарниковыми растениями, частичного перекрытие плодородного слоя от бетонных плит, строительного и бытового мусора, улучшения земель и охране почв.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела, административным истцом никакие мероприятия не проводились, объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению Костенковым А.Б. установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв, не приведено.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым № должен использоваться в соответствии с разрешенным видом использования, а именно для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Доводыстороны административного истца о неверном указании в предписании вида разрешенного земельного участка - «для сельскохозяйственного производства», а такжекадастрового номера земельного участка – «№ не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания ввиду следующего.
Действительно, оспариваемым предписанием на заявителя возлагается обязанность использовать земельный участок с кадастровым «№»в соответствии с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства».
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым земельные участки с видом разрешенного использования как «сельскохозяйственное производство», так и «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Признаков использования земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, а именно для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции административным ответчиком также не установлено.
Вместе с тем, как установлено судом и указывается сторонами, земельный участок имеет кадастровый №.
Следовательно, ссылка в оспариваемом предписании на «земельный участок с кадастровым №», а не на «земельный участок с кадастровым №» судом расценивается как допущенная административным органом при изготовлении предписания техническая опечатка, не свидетельствующая о незаконности предписания.
Допущенные административным ответчиком неточности не меняют смысл решения органа надзора, т.к. не свидетельствуют о невозможности идентифицировать земельный участок по остальным уникальным характеристикам. По существу оспариваемым предписанием указывается на необходимость совершения Костенковым А.Б. действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения и соответствующих требованиям действующего законодательства.
Также суд полагает, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении предписания реализуется путем специальных процедур - вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
При таких обстоятельствах требования административного заявления удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении требований Костенкова ФИО11 к старшему государственному инспектору отдела земельного надзора Грачеву ФИО12, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным предписания№ от 15.12.2017 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья Е.В.Савина