Дело № 2а-1327/2019
(УИД 61RS0020-01-2019-001482-03)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 июля 2019 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Горбань И.А.,
при секретаре Заярской Н.Г.,
с участием:
представителя Новороссийского транспортного прокурора - помощника Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Свинарева В.А.,
представителя административного ответчика - Попова А.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новороссийского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Южному акцизному таможенному посту об оспаривании заключения о результатах служебной проверки,
У С Т А Н О В И Л:
Новороссийский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит признать незаконными действия Южного акцизного таможенного поста, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления Новороссийской транспортной прокуратуры от 21.12.2018 № и издании заключения о результатах служебной проверки от 05.03.2019, согласно которому сроки выдачи ПТС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; признать выводы Южного акцизного таможенного поста о соответствии действий должностных лиц таможенного органа нормативным документам и должностным регламентам, а также о том, что в настоящее время действует как конкретная норма законодательства, регламентирующая сроки выдачи ПТС на основании заявлений (Положение о ПТС), так и общая норма по порядку рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Федеральный закон 59-ФЗ), изложенные в заключении о результатах служебной проверки, утвержденном 05.03.2019, несоответствующими положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, п. 58 Положения о ПТС.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Новороссийской транспортной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Ш.В.А. (представителя ИП М.Д.А.) установлены нарушения законодательства, регламентирующего выдачу паспорта транспортного средства. Установлено, что 02.07.2018 в Южный акцизный таможенный пост поступило заявление ИП М.Д.А. о выдаче паспорта транспортного средства на прицеп - пневмонагнетатель «PUTZMEISTER», 1989 года выпуска, ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь. На основании докладной записки начальника ОТОиТК № Южного акцизного таможенного поста К.В.Н. от 02.07.2018 № срок принятия решения по заявлению ИП М.Д.А. продлен заместителем начальника таможенного поста до 30 суток. 27.07.2018 заявитель уведомлен таможенным органом о продлении срока принятия решения о выдаче ПТС до 60 дней (письмо №). 31.08.2018 принято решение об отказе в выдаче ПТС, о чем М.Д.А. уведомлен письмом Южного акцизного таможенного поста (исх. №). В соответствии с п. 58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 № 6842), выдача ПТС на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта. При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления. Таким образом, максимальный срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче ПТС составляет 30 суток (с учетом возможности продления) с момента поступления заявления в таможенный орган. Вопреки положениям п. 58 Положения, п. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» срок рассмотрения заявления М.Д.А. нарушен таможенным органом. С учетом указанных обстоятельств, заместителем Новороссийского транспортного прокурора С.А.И. 21.12.2018 начальнику Южного акцизного таможенного поста внесено представление № об устранении нарушений законодательства, регламентирующего выдачу паспорта транспортного средства. 13.03.2019 в Новороссийскую транспортную прокуратуру поступило заключение Южного акцизного таможенного поста, утвержденное 05.03.2019 и.о. начальника поста Т.Н.С., о результатах служебной проверки, проведенной по представлению прокуратуры, согласно которому в действиях должностных лиц таможенного поста нарушений законодательства, регламентирующего выдачу ПТС, не установлено. По мнению таможенного органа, порядок выдачи ПТС установлен как Положением о ПТС, так и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный вывод таможенного поста не соответствует требованиям законодательства. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 Закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Частью 1 статьи 15 Закона № 311-ФЗ определено, что принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. 18.05.1993 Правительством РФ утверждено постановление № 477 «О введении паспортов транспортных средств». С этой целью приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о ПТС, являющееся специальным нормативно-правовым актом, регламентирующим, в том числе, сроки выдачи ПТС. При этом, согласно преамбуле к приказу МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 таможенным органам предписано изучить Положение о ПТС, а ФТС РФ контролировать его надлежащее исполнение. Кроме того, следует отметить, что Положением о ПТС в пункте 58 определен срок выдачи ПТС - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта, а также основания и максимальный срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче ПТС, который составляет 30 суток. В данном Положении о ПТС, в ином нормативно-правовом акте не содержится ни одной ссылки на применение норм Закона № 59-ФЗ при рассмотрении заявлений лиц о выдаче ПТС. Таким образом, вывод Южного акцизного таможенного поста, изложенный в заключении от 05.03.2019, о результатах служебной проверки по представлению Новороссийской транспортной прокуратуры о том, что заявление о выдаче ПТС подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направлено на иное толкование норм законодательства, регламентирующего выдачу ПТС, приведет к нарушению прав неограниченного круга лиц на своевременное - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта, рассмотрение соответствующих заявлений, и, соответственно, незаконно. Поскольку в соответствии с п. 2 заключения таможенного поста от 05.03.2019 приказ по результатам служебной проверки не издавался, оспорить действия Южного акцизного таможенного поста по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора и неправильному применению норм права иначе, как обратившись в суд с административным исковым заявлением, не представляется возможным.
Представитель прокурора - помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Свинарев В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что служебная проверка, о которой идет речь в исковом заявлении, это часть ответа на представление прокурора, в котором было четко и ясно указано на безотлагательное принятие мер к устранению причин, способствовавших нарушению законодательства.
Представитель административного ответчика Попов А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, при этом просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения сторон, проверив и изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации.
Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
В судебном заседании установлено, что Новороссийской транспортной прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Ш.В.А. (представителя ИП М.Д.А.) установлены нарушения Южным акцизным таможенным постом законодательства, регламентирующего выдачу паспорта транспортного средства, а именно нарушен срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче паспорта транспортного средства с максимального срока - 30 дней до 60 дней.
Проверкой установлено, что 02.07.2018 в Южный акцизный таможенный пост поступило заявление ИП М.Д.А. о выдаче паспорта транспортного средства на прицеп - пневмонагнетатель «PUTZMEISTER», 1989 года выпуска, ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь. На основании докладной записки начальника ОТОиТК № Южного акцизного таможенного поста К.В.Н. от 02.07.2018 № срок принятия решения по заявлению ИП М.Д.А. продлен заместителем начальника таможенного поста до 30 суток. 27.07.2018 заявитель уведомлен таможенным органом о продлении срока принятия решения о выдаче ПТС до 60 дней (письмо №). 31.08.2018 принято решение об отказе в выдаче ПТС, о чем М.Д.А. уведомлен.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела и не оспорены представителем административного ответчика.
В соответствии с п. 58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, выдача ПТС на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта. При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления.
При этом, как следует из преамбулы к указанному выше приказу, руководителям территориальных органов МВД России на межрегиональном и региональном уровнях, руководителям территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, начальникам региональных таможенных управлений и таможен предписано организовать изучение настоящего Приказа соответствующими должностными лицами.
В связи с чем суд считает, что данное положение является специальным нормативно-правовым актом, которым должны руководствоваться, в том числе и таможенные органы при рассмотрения заявлений лиц о выдаче ПТС.
Следовательно, максимальный срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче ПТС составляет 30 суток (с учетом возможности продления) с момента поступления заявления в таможенный орган.
В силу ст. 1 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями ст. ст. 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно положениям Закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (п. 3 ст. 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченным устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24).
21.12.2018 заместителем Новороссийского транспортного прокурора С.А.И. начальнику Южного акцизного таможенного поста внесено представление №, в котором прокурор требовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять действенные меры к устранению причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства, регламентирующего выдачу паспорта транспортного средства, недопущению подобного впредь, а также провести служебное расследование, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Южного акцизного таможенного поста, допустивших нарушения закона.
05.03.2019 и.о. начальника Южного акцизного таможенного поста Т.Н.С. было утверждено заключение Южного акцизного таможенного поста о результатах служебной проверки, проведенной по указанному представлению, согласно которому в действиях должностных лиц таможенного поста нарушений законодательства, регламентирующего выдачу ПТС, не установлено, поскольку порядок выдачи ПТС установлен как Положением о ПТС, так и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Анализируя изложенное, суд соглашается с выводами транспортного прокурора о том, что административным ответчиком неверно истолкован Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и не может быть применим к срокам выдачи ПТС, поскольку, как указывалось выше, специальный нормативно-правовой акт, который регламентирует порядок выдачи ПТС, является Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005.
При этом суд обращает внимание на то, что в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В сферах общественных отношений, в которых федеральными законами не установлены специальные правила рассмотрения обращений граждан, правовое регулирование осуществляется подзаконными актами конкретных органов публичной власти.
В соответствии с преамбулой указанное выше Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утверждено в целях реализации постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств», постановлений Правительства Российской Федерации от 12.10.1999 № 1143 «О внесении изменений в Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.06.1999 № 942-р, упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и за своевременностью уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
Учитывая изложенное выше, и принимая во внимание, что требования Новороссийского транспортного прокурора поданы в защиту интересов Российской Федерации, суд считает, что требования о признании незаконными действия Южного акцизного таможенного поста, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления Новороссийской транспортной прокуратуры от 21.12.2018 № и издании заключения о результатах служебной проверки от 05.03.2019, согласно которому сроки выдачи ПТС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменном возражении и поддержанные в судебном заседании, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании указанных выше правовых норм. Кроме того, ссылка последнего на Рекомендации по порядку и срокам выдачи ПТС на транспортные средства, ввозимые с территории Таможенного союза, от 18.06.2014, принятые на оперативном совещании Центральной акцизной таможни, к спорным отношениям применимы быть не могут, поскольку носят рекомендательный характер локального значения и направлены на иное толкование норм указанного выше законодательства.
Что касается требований прокурора о признании выводов Южного акцизного таможенного поста о соответствии действий должностных лиц таможенного органа нормативным документам и должностным регламентам, а также о том, что в настоящее время действует как конкретная норма законодательства, регламентирующая сроки выдачи ПТС на основании заявлений (Положение о ПТС), так и общая норма по порядку рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (Федеральный закон 59-ФЗ), изложенные в заключении о результатах служебной проверки, утвержденном 05.03.2019, несоответствующими положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, п. 58 Положения о ПТС, суд считает в их удовлетворении отказать, в связи с неактуальностью этих требований после удовлетворения требований прокурора указанных выше.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 21.12.2018 № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 05.03.2019, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.05.2006 № 59-░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2019 ░░░░.