Мотивированное решение изготовлено 13.04.2018
Копия. Дело № 2/А-247/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2018 года г. Себеж
Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Бурченкова К.К., при секретаре Алексеевой О.В.,
с участием помощника прокурора Себежского района Басовой Л.Н.,
представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, по доверенности №5 от 07.02.2018 Абубакарова А.Л.,
осужденного Степанова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области об установлении административного надзора в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Степанова Вячеслава Николаевича, 21.09.1962 года рождения, уроженца д. Дубоновичи Псковского района Псковской области, гражданина РФ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области обратилась в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Степанова В.Н., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3, осужденного по приговору Псковского городского суда Псковской области от 19.01.2009 по ст.105 ч.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (начало срока отбывания наказания – 08.06.2008; конец срока отбывания наказания – 07.06.2018), как в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений (ч.2 ст.3 ФЗ №64-ФЗ от 06.04.2011).
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области полностью поддержал административное исковое заявление администрации учреждения и просил установить в отношении Степанова В.Н. административный надзор сроком на 8 лет с установлением административных ограничений в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица для регистрации;
- запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Степанов В.Н. полагал, что оснований для установления в его отношении административного надзора не имеется, так как у него отсутствует постоянное место жительство.
Проверив представленные суду материалы, выслушав участников судебного процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым данное заявление администрации ФКУ ИК-3 удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального Закона РФ № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, то есть независимо от признания лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как установлено в судебном заседании, Степанов В.Н. подлежит освобождению из мест лишения свободы 07.06.2018, имея непогашенную судимость по приговору Псковского городского суда Псковской области от 19.01.2009 по ч.1 ст.105 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
С учетом изложенного, суд полагает, что имеется предусмотренное ст. 3 ч. 2 п. 2 ФЗ РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 основание для установления административного надзора в отношении осужденного Степанова В.Н. после его освобождения из мест лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст.3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
С учётом требований ст. 9 УК РФ, в соответствии с которыми применяется уголовный закон, действующий на момент совершения преступления, имевшего место в июне 2008 года, суд считает необходимым установить срок административного надзора в отношении Степанова В.Н. на 8 лет со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку он судим за совершение особо тяжкого преступления (ст.105 ч.1 УК РФ), а в соответствии со ст. 86 ч. 3 п. «д» УК РФ (в редакции Федерального Закона № 63-ФЗ от 13.06.1996 года) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд и т.п.
При разрешении вопроса об установлении административных ограничений осужденному суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого Степановым В.Н. преступления, обстоятельства его совершения – в состоянии алкогольного опьянения в вечернее время суток, его склонность к совершению общественно опасных деяний, поведение за весь период отбывания наказания, характеризующие данные.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дополнительного контроля за Степановым В.Н. после освобождения из мест лишения свободы, в связи с чем, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия, суд считает необходимым установить в отношении Степанова В.Н. административные ограничения, предусмотренные п.п. 1, 3, 4, 5 части 1 ст. 4 этого же ФЗ № 64 от 06.04.2011 года, в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица для регистрации;
- запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
- запрета выезда за пределы муниципального образования «Псков» и «Псковский район».
При этом в силу п. 3 ч. 2 ст. 4 установление судом такого вида административного ограничения, как запрещение выезда за установленные судом пределы территории, является обязательным в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон №5242-1).
Так, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Как следует из материалов дела, в том числе из приговора Псковского городского суда Псковской области от 19.01.2009, а также пояснений самого Степанова В.Н., до осуждения он фактически проживал в г. Пскове на съемной квартире, при этом регистрации по месту жительства не имеет.
Сведений о том, что после освобождения из мест лишения свободы Степанов В.Н. намерен проживать не в г. Пскове, где фактически проживал до осуждения, а в каком-то ином конкретном муниципальном образовании, суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что поднадзорное лицо, исходя из смысла приведенных выше положений Закона №5242-1, места жительства не имеет, суд полагает, что установление Степанову В.Н. такого вида административного ограничения как запрещение выезда за установленные судом пределы территории (муниципального образования «Псков» и «Псковский район») в данном случае является обязательным.
Суд полагает, что установление данных ограничений является обязательной профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения им правонарушений и не ограничивают его законных прав и интересов.
При этом положениями ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ при наличии оснований, предусмотрено право лица, в отношении которого установлен административный надзор либо его представителя обратиться с заявлением о досрочном прекращении либо частичной отмене административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 272, 273, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить в отношении Степанова Вячеслава Николаевича, 21.09.1962 года рождения, уроженца д. Дубоновичи Псковского района Псковской области, гражданина РФ, административный надзор сроком на 8 лет, со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В период административного надзора установить Степанову В.Н. административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица для регистрации;
- запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа алкогольной продукции в разлив;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
- запрета выезда за пределы муниципального образования «Псков» и «Псковский район», без согласования с органом внутренних дел, осуществляющим контроль за поведением поднадзорного лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья. К.К. Бурченков