Решение по делу № 2-1527/2020 от 29.05.2020

Дело № 2-1527/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 июля 2020 года                                                                                                      г.Хабаровск

     Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего - судьи Черниковой Е.В.,

при секретаре Атановой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

     Военный прокурор Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о понуждении к совершению определенных действий, мотивируя тем, что военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО требований законодательства в сфере охраны земель. Ввиду необходимости реализации приказа МО РФ от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» объекты недвижимости, находящиеся в пользовании ФГУ «Квартирно-эксплуатационная часть <адрес>», переданы в оперативное управление и находятся на балансе ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений». Приказом МО РФ от 02.03.2017г. создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий МО РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этим же приказом утвержден перечень филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, одним из которых является филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО (<адрес>). Согласно п.13 Устава, основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, что отражено в п.14 Устава. 30.07.2018г. приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ в п.п.16, 21 и 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий не только относительно выполнения работ по текущему ремонту, но и по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 12.04.2017г. за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе котельная военного городка и котельная военного городка , расположенные в <адрес> Республики Бурятия. Проведенной проверкой установлено, что с 01.04.2017г. все теплогенерирующие объекты МО РФ, в том числе котельная и котельная , фактически эксплуатируются ЖКС ЖЭ(К)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО. По результатам проверки установлено, что в результате сжигания каменного длиннопламенного угля (марка Др) происходит накопление и хранение образующихся золошлаковых отходов на территориях, прилегающих к котельной и котельной . При этом, согласно актам осмотров котельной от 19.04.2018г. и от 02.10.2018г. и актам осмотров котельной от 19.04.2018г. и от 02.10.2018г. , составленным представителями ЖКС , в нарушение требований ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.11, 22, ч.3 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3.2, 3.6, 3.7, 3.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», площадки для хранения золошлаковых отходов надлежащим образом не оборудованы, поверхности площадок не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, а также не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадок отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, у площадок отсутствуют средства пылеподавления. По результатам проведенных проверок в адрес начальника ЖЭ(К)О филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО внесены представления об устранении нарушений закона, в котором потребовано принять конкретные меры по оборудованию площадок для хранения золошлаковых отходов в указанных котельных, эксплуатируемых ЖКС . Из ответа начальника ЖЭ(К)О от 04.04.2019г. /ЖКО/6/4/1443 усматривается, что конкретных мер по самостоятельному устранению выявленных нарушений закона, а также по истребованию необходимых денежных средств у собственника котельной и котельной – Минобороны России не принято. В соответствии со справкой Управления Роспотребнадзора по <адрес>, направленной в военную прокуратуру гарнизона сопроводительным письмом от 17.04.2019г. № КД-1756, в процессе сжигания угля образуемые золошлаковые отходы относятся к IV классу опасности и являются малоопасными отходами, исходя из ст.4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства противоречат требованиям действующего законодательства и создают предпосылки к загрязнению почвы в процессе хранения золошлаковых отходов и воздействия на них атмосферных осадков. На основании вышеизложенного, военный прокурор Кяхтинского гарнизона просит суд обязать Министерство обороны РФ с привлечением Департамента строительства МО РФ не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда первой инстанции по данному делу в законную силу организовать планирование выполнения в 2019-2020г.г. работ по обустройству площадки для хранения золошлаковых отходов при котельной военного городка и при котельной военного городка , расположенных в <адрес> Республики Бурятия, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на данные работы; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в 2019-2020гг. после вступления решения суда первой инстанции по данному делу в законную силу выполнить оборудование площадок для хранения золошлаковых отходов указанных котельных в соответствии с п.п.3.2, 3.6, 3.7, 3.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03-2003, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. , путем: обеспечения защиты поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков; устройства искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия площадки; оборудования по периметру площадки обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономным очистным сооружением; установки средств пылеподавления.

     Определениями судьи Железнодорожного районного суда <адрес> от 15.05.2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства Министерства обороны РФ.

     Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от 18.06.2019г. гражданские дела и объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

     Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от 11.02.2020г. настоящее гражданское дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия.

     Апелляционным определением <адрес>вого суда от 14.05.2020г. определение Железнодорожного районного суда <адрес> от 11.02.2020г. отменено, дело направлено для рассмотрения по существу в Железнодорожный районный суд <адрес>.

     В судебном заседании помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО2, действующий на основании доверенностей, иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме как законные и обоснованные.

     В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО3, действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Просит в удовлетворении иска к ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отказать.

     В судебное заседание представитель соответчика Министерства обороны РФ не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представителем соответчика ФИО4, действующей на основании доверенности, представлены в суд письменные возражения, в которых она просит в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны РФ отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

     В судебное заседание представитель соответчика Департамента строительства МО РФ не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, возражения на исковое заявление не представил, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращался.

     В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представителем третьего лица ФИО5, действующей на основании доверенности, представлены в суд письменные пояснения на исковое заявление, из которых следует, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не входит в перечень органов, осуществляющих проведение осмотров объектов недвижимости, не участвует в составлении актов осмотров и дефектных актов, а также не осуществляет проведение капитального или текущего ремонта. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

     Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.

     На основании ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     В силу ч.3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

     Согласно ч.4 ст.125 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст.ст.294, 296 ГК РФ.

     В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. , а также Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

     Приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009г. «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ.

     В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Минобороны России, в том числе к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации».

     Судом установлено, что собственником котельной инв. , 1969г. постройки, общей площадью 27,42 кв.м, военного городка полигон, и котельной инв. , 1967г. постройки, общей площадью 844 кв.м, военного городка , расположенных в <адрес> Республики Бурятия, является Министерство обороны РФ, к компетенции которого относится содержание данного имущества.

     Представителем собственника объектов недвижимого имущества, расположенных в <адрес>, в настоящее время выступает ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, на балансе которого находятся объекты недвижимости.

     Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017г. создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п.3 приказа). А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу.

     В соответствии с Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017г. , учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.2). Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности (п.6). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.12).

     Согласно п.13 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Основными видами деятельности Учреждения являются, в том числе, подача и распределение тепловой энергии, транспортировка воды и стоков, деятельность по очистке и уборке помещений, сбор, обработка и утилизация отходов, электромонтажные, строительные специализированные работы (п.14 Устава).

     В соответствии с Положением о Филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу), утвержденным начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 04.05.2017г., Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

     Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны Росси от 12.04.2017г. , как балансодержателем недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства), ответчику ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России переданы в оперативное управление объекты теплового хозяйства Минобороны России, в том числе здание котельной инв. , военного городка полигон, и здание котельной инв. , военного городка , расположенные в <адрес> Республики Бурятия.

     С 01.04.2017г. данные теплогенерирующие объекты Минобороны России фактически эксплуатируются жилищно-коммунальной службой Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО.

     В силу положений ст.8 ФЗ «Об обороне», должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

     В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

     Согласно ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

     В силу ч.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

     На основании ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

     Согласно ст.1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Объектами хранения отходов являются специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

     В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

     Согласно п.1 ст.13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

     В силу ч.2 ст.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

     В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В силу положений ст.11, ч.3 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

     Согласно п.3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарные эпидемиологические правила и нормативы», временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

     В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках (п.3.4 СанПиН).

     В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

     Как следует из материалов дела, основным топливом котельной, инв. , военного городка полигон, и котельной, инв. , военного городка , расположенные в <адрес> Республики Бурятия, является уголь. В результате сжигания каменного длиннопламенного угля (марка Др) происходит накопление и хранение образующихся золошлаковых отходов на территориях, прилегающих к данным котельным.

     Однако, в ходе прокурорской проверки установлено, что, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, на территории указанных котельных площадки для хранения золошлаковых отходов надлежащим образом не оборудованы, поверхности площадок не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, а также отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, по периметру площадок отсутствуют обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, у площадок отсутствуют средства пылеподавления.

     Данные обстоятельства подтверждаются актами осмотров котельной военного городка от 19.04.2018г. и от 02.10.2018г. и котельной военного городка от 19.04.2018г. и от 02.10.2018г. , составленными представителями ЖКС ЖЭ(К)О Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО по результатам весеннего и осеннего осмотров в 2018г. данных объектов теплового хозяйства.

     Про результатам прокурорской проверки в адрес начальника ЖЭ(К)О Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО военным прокурором Кяхтинского гарнизона внесено представление об устранении нарушений закона от 04.03.2019г., в котором прокурор потребовал принять конкретные меры по оборудованию площадок для хранения золошлаковых отходов в котельных, эксплуатируемых ЖКС .

     Однако, как следует из ответа начальника ЖЭ(К)О Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от 04.04.2019г. /ЖКО/6/4/1443, каких-либо конкретных мер по самостоятельному устранению выявленных нарушений закона, а также по истребованию необходимых для этого денежных средств у собственника котельных – Министерства обороны РФ принято не было.

     Согласно справке Управления Росприроднадзора по <адрес> от 17.04.2019г. № КД-1756, в процессе сжигания угля образуемые золошлаковые отходы относятся к IV классу опасности и являются малоопасными отходами, исходя из ст.4.1 ФЗ “Об отходах производства и потребления».

     В силу положений ст.ст.209, 210 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

     Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

     Таким образом, обязанность по оборудованию территории площадки для временного хранения золошлаков котельной в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 возлагается на собственника данного имущества.

     Судом установлено, что для устранения выявленных прокурорской проверкой нарушений природоохранного законодательства необходимо произвести строительство на прикотельной территории котельной военного городка и котельной военного городка места складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов, т.е. создать новый объект. Данная обязанность возложена законом на собственника имущества, в данном случае – на ответчика Министерство обороны РФ, который самостоятельно определяет порядок действий, которые ему надлежит совершить для строительства нового объекта.

     В связи с чем исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона о возложении на ответчика Министерство обороны РФ обязанности организовать планирование выполнения работ по обустройству площадок для хранения золошлаковых отходов при котельной военного городка и при котельной военного городка , расположенных в <адрес> Республики Бурятия, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на данные работы, являются законными и обоснованными. Однако требование о возложении на ответчика обязанности выполнить данные действия с привлечением Департамента строительства Минобороны России суд считает необоснованным, поскольку ответчик Минобороны России самостоятельно распределяет свою хозяйственную деятельность и деятельность находящихся в его ведомстве структурных подразделений.

     Поскольку планирование выполнения указанных работ необходимо на будущее время, тогда как военный прокурор просит суд обязать ответчика Минобороны организовать планирование выполнения данных работ в 2019-2020г., не позднее двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, суд считает необходимым возложить на ответчика Минобороны России обязанность организовать планирование выполнения указанных работ в 2020 – 2021г.г. и установить ответчику срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что, по мнению суда, будет реальным и достаточным для исполнения ответчиком решения суда.

     Исковые требования военного прокурора о возложении на ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности выполнить оборудование площадки для хранения золошлаковых отходов котельных в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2003 не основаны не законе.

     В п.14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ перечислены основные виды деятельности, которые осуществляет Учреждение для достижения основных целей его деятельности, указанных в п.13 Устава, к которым не отнесено проведение капитального ремонта ого жилого дома в составе жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, находящегося у Учреждения на обслуживании.

     Пунктом 16 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, на который ссылается истец в обоснование исковых требований, предоставлено право ответчику ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, в том числе проводить капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах.

     Согласно п.25 Устава, ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков) закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

     В силу положений ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», объектом хранения отходов являются именно специально оборудованные сооружения, предназначенные для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения. Судом установлено, что для устранения нарушений природоохранного законодательства необходимо создать новый объект, а именно площадки для складирования и хранения золошлаковых отходов. Тогда как в соответствии с п.п.13, 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в обязанности последнего входит осуществление содержания (эксплуатации) существующих объектов военной и социальной инфраструктуры, переданных в оперативное управление.

     В связи с чем суд считает необходимым обязанность по выполнению оборудования площадки для хранения золошлаковых отходов котельных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-2003, возложить на ответчика Минобороны России как на собственника объекта недвижимости.

     Доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что военный прокурор не имеет право вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность Минобороны Росси, суд признает необоснованными и во внимание не принимает.

     В силу ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

     Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена п.6 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

     В соответствии с ч.4 ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах граждан.

     Основанием для обращения военного прокурора Кяхтинского гарнизона в суд с иском к ответчикам послужил выявленный им факт ненадлежащего исполнения должностными лицами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО своих обязанностей по размещению отходов на территории котельной военного городка и котельной военного городка , что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу их здоровью.

     На основании вышеизложенного, исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона подлежат частичному удовлетворению.

     Принимая во внимание, что проведение строительства места складирования и накопления золошлаковых отходов требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности выполнить оборудование площадок для хранения золошлаковых отходов котельной военного городка и котельной военного городка , расположенных в <адрес> Республики Бурятия, – в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, который считает разумным и достаточным для устранения нарушений.

     Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Иски военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

     Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать планирование выполнения в 2020 – 2021г.г. работ по обустройству площадок для хранения золошлаковых отходов при котельной № 6 военного городка № 12 и при котельной № 12 военного городка № 7, расположенных в г.Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на данные работы.

     Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить оборудование площадок для хранения золошлаковых отходов котельной № 6 военного городка № 12 и котельной № 12 военного городка № 7, расположенных в г.Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия, в соответствии с требованиями п.п.3.2, 3.6, 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03-2003 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарные эпидемиологические правила и нормативы», путем: обеспечения защиты поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков; устройства искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия площадки; оборудования по периметру площадки обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономным очистным сооружением; установки средств пылеподавления.

     В удовлетворении иска военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий – отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     В окончательной форме решение принято 28.07.2020г.

Судья                                                                                                                       Е.В.Черникова

2-1527/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление МО
Другие
Департамент строительства МО РФ
ФГКУ Сибирское Территориальное управление имущественных отношений МО РФ
ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление жилищно-коммунального хозяйства МО РФ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Хабаровск
Судья
Черникова Елена Витальевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.hbr.sudrf.ru
30.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.06.2020Передача материалов судье
07.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2020Судебное заседание
06.07.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Дело оформлено
21.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее