Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Пермь
29 января 2008 года № дела А50-312/2008-А6
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Н. Саксоновой,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Пермскому краю к лицу, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, – индивидуальному предпринимателю Сальникову Андрею Сергеевичу о привлечении к административной ответственности. Представители лиц, в участвующих в деле, в судебное заседание не прибыли.
Межрайонная ИФНС России №14 по Пермскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Сальникова А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за розничную продажу алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные судом о месте и времени судебного разбирательства, представителей в суд не направили, индивидуальный предприниматель заявленные требования не оспорил, отзыв не представил. В порядке ч.3 ст.156, ч.3 ст.205 АПК РФ, неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил:
21.12.2007г. сотрудниками Межрайонной ИФНС России №14 по Пермскому краю проведена проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в баре «Экстрим», принадлежащем ИП Сальникову А.С., расположенном по адресу: г.Губаха, пр.Ленина, 28, в ходе которой установлен факт реализации алкогольной продукции лицом по организационно-правовой форме не являющимся организацией, а также без установленных документов (при отсутствии лицензии и без сертификатов соответствия, справок к товаротранспортной накладной), в т.ч.:
- Российское шампанское, дата розлива 09.10.2007г., емкостью 0,75 л., по цене 250 руб., в количестве 2 бутылок;
- водка «Ночной волк», дата розлива 03.12.2007г., емкостью 0,5 л., по цене 300 руб., в количестве 1 бутылки;
- водка «Флагман», дата розлива 09.04.2007г., емкостью 0,5 л., по цене 300 руб., в количестве 1 бутылки;
- вино полусухое белое «Мускат серебряный», дата розлива 14.05.2007г., емкостью 0,75 л., по цене 250 руб., в количестве 1 бутылки;
- вино полусладкое белое «Канто де флора шардоне», дата розлива 12.10.2006г., емкостью 0,75 л., по цене 250 руб., в количестве 1 бутылки.
По результатам проверки составлен протокол проверочной закупки (л.д.12) и акт проверки №АЛКО-408714 (л.д.10). Проверка проводилась в присутствии бармена, с которого взяты объяснения (л.д.13).
В тот же день на основании протокола ареста №Ар-2 от 21.12.2007г. в присутствие понятых на реализуемую без документов алкогольную продукцию был наложен арест, продукция передана на ответственное хранение бармену.
Действия предпринимателя по реализации алкогольной продукции при отсутствии установленных документов квалифицированы административным органом как содержащие признаки правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, о чем 24.12.2007г. в отношении Сальникова А.С. составлен протокол об административном правонарушении (л.д.8).
С заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к указанной ответственности Инспекция обратилась в арбитражный суд, т.к. рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ст.10.2. Федерального закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
В силу положений п.2 ст.10.20 названного закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».
Согласно положениям п.п.3,4,5 указанных Правил организация - производитель продукции заполняет при ее отгрузке разд. "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разд. "А" и левой части разд. "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. Согласно п.7 указанных Правил раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя. В силу п.8 Правил при заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
В соответствии со ст.16 Федерального закона №171-ФЗ поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно ч.2 ст.14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции при отсутствии перечисленных в ней документов у хозяйствующего субъекта, то есть в случае продажи такой продукции, легальность производства и оборота которой не подтверждена необходимыми документами.
Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным статьей 4.5 КоАП РФ. Данная позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 15.07.2003г. по делу №2692/03. На момент рассмотрения дела двухмесячный срок не истек.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Из объяснения предпринимателя, зафиксированных в протоколе (л.д.9) следует, что алкогольная продукция была приобретена для личного потребления, а не для продажи. Вместе с тем, вина предпринимателя в совершении данного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения действующих правил розничной продажи алкогольной продукции, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ): отсутствует контроль за работой бармена и ассортиментом продаваемой продукции.
При этом по смыслу ст.14.16 КоАП РФ к ответственности по данной статье привлекается предприниматель, как сторона по договору купли-продажи, а не его работники. Указанное не препятствует предпринимателю в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника. Данная позиция основана на толковании Конституционного Суда РФ, данном в определении от 14.12.2000г. №244-О.
Поскольку надлежащим образом оформленные документы отсутствовали у предпринимателя в момент проверки и не представлены в судебное заседание, то в его действиях имеется состав административного правонарушения по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию. Продажа алкогольной продукции без соответствующих документов и соблюдения иных требований является незаконной, опасной для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционные права, в частности закрепленное статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья, так и интересы государства, обязанного обеспечить их соблюдение и защиту (ст.2 Конституции РФ). Исходя из повышенной опасности правонарушения по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, федеральным законодателем предусмотрена обязательная конфискация алкогольной продукции, реализуемой без надлежаще оформленных документов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст.24.5. КоАП РФ, а также нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении предпринимателя подлежит удовлетворению. При назначении административного наказания в силу ч.2 ст.4.2 КоАП РФ суд учитывает совершение правонарушения впервые как смягчающее обстоятельство, в связи с чем полагает обоснованным привлечение к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть четыре тысячи рублей с конфискацией алкогольной продукции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
Привлечь Сальникова Андрея Сергеевича, 07.05.1971 года рождения, проживающего по адресу: 618250, г.Губаха, ул.Орджоникидзе, 3 - 40, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г.Губахи 29.02.1996г., ОГРН 304591303300020, ИНН 591300027694, к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4000 (четыре тысячи) руб. с конфискацией алкогольной продукции согласно протоколу ареста от 21.12.2007г., в том числе:
- Российское шампанское, дата розлива 09.10.2007г., емкостью 0,75 л., по цене 250 руб., в количестве 2 бутылок;
- водка «Ночной волк», дата розлива 03.12.2007г., емкостью 0,5 л., по цене 300 руб., в количестве 1 бутылки;
- водка «Флагман», дата розлива 09.04.2007г., емкостью 0,5 л., по цене 300 руб., в количестве 1 бутылки;
- вино полусухое белое «Мускат серебряный», дата розлива 14.05.2007г., емкостью 0,75 л., по цене 250 руб., в количестве 1 бутылки;
- вино полусладкое белое «Канто де флора шардоне», дата розлива 12.10.2006г., емкостью 0,75 л., по цене 250 руб., в количестве 1 бутылки.
Реквизиты для зачисления административного штрафа: получатель: Управление федерального казначейства Минфина России по Пермской области (Межрайонная ИФНС России №14 по Пермскому краю), банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермской области г.Пермь, расчетный счет 40101810700000010003, ИНН 5921010403, КПП 592101001, ОКАТО 57415550000 - Губахинское городское поселение, БИК 04577301, КБК 182 1 16 08000 01 3000 140.
Исполнительный лист на взыскание штрафа направить судебному приставу-исполни-телю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Исполнительный лист на конфискацию алкогольной продукции направить судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округаwww.fasuo.arbitr.ru
Судья А.Н. Саксонова