Решение по делу № 33-1602/2019 от 21.01.2019

Судья Зимин С.С.              Дело № 33-1602/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Захаровой С.В.,

судей: Винокуровой Н.С., Карцевской О.А.,

при секретаре: Киселевой О.Р.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО3, возражениям на нее

на решение Спасского районного суда Нижегородской области от 17 декабря 2018 года по гражданскому делу

по иску ФИО3 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в льготный трудовой стаж периоды прохождения службы и повышения квалификации, обязании назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области (далее – ГУ – УПФ РФ по Спасскому району Нижегородской области) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в льготный трудовой стаж периоды прохождения службы и повышения квалификации, обязании назначить страховую пенсию по старости.

Исковые требования ФИО3 мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей, однако в назначении пенсии ему было отказано из-за недостаточного педагогического стажа. При этом ответчик не включил ему в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения его на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По расчетам ответчика его специальный стаж составил 23 года 9 мес. 15 дней.

Будучи не согласным с отказом в зачете в специальный стаж периода нахождения в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 просил суд признать решение ГУ – УПФ РФ по <адрес> об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в его льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения службы в Вооруженных Силах ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Спасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> возложена обязанность включить в стаж, дающий право ФИО3 на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения его на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу ФИО3 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО3 поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа во включении в его специальный стаж периода прохождения им военной службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в части назначения досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что на момент его обращения за досрочной страховой пенсии он имел 2/3 необходимого педагогического стажа, в связи с чем в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» он имеет право на включение в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ – УПФ РФ по Спасскому району Нижегородской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений.

Согласно ч.2 ст. 327.1. ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 1 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и Правила исчисления периодов такой работы утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в ГУ – УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ – УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ФИО3 было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный стаж истца ответчиком не был включен, в частности, период прохождения им службы в рядах Советской Армии (в Вооруженных Силах) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом включенных ответчиком периодов, специальный стаж истца составил 23 года 09 месяцев и 15 дней.

Не согласившись с указанным решением, ФИО3 обратился в суд с данным иском.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований к ГУ – УПФ РФ по <адрес> о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции со ссылкой на подпункт «г» пункта 1 и пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пришел к выводу о том, что возможность включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением педагогической деятельности предусмотрена при условии наличия у него не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, на дату окончания срока действия вышеуказанного Положения от ДД.ММ.ГГГГ , т.е. на ДД.ММ.ГГГГ Установив, что на указанный момент у ФИО3 педагогический стаж отсутствовал, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный педагогический стаж истца периода прохождения им военной службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения 21.08.2018 г. Крылова В.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. №1397).

Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. №1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил ФИО4, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. №1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что 2/3 необходимого педагогического стажа для включения в него периода службы в составе Вооруженных Сил ФИО4 необходимо иметь на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии, и на ДД.ММ.ГГГГ у него (истца) такой стаж имелся, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку в силу подпункта «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности ФИО3 имело место с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14 об.), следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от ДД.ММ.ГГГГ , утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО4, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о невозможности включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от ДД.ММ.ГГГГ основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО3 о включении в специальный педагогический стаж периода прохождения им военной службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является правильным.

Соответственно, поскольку на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости специальный педагогический стаж ФИО3 составил менее требуемых 25 лет, отказ истцу в исковых требованиях об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ также является обоснованным.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд необоснованно отказал ему в удовлетворении указанных требований, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права

Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Спасского районного суда Нижегородской области от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-1602/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Крылов В.В.
Ответчики
ГУ Управление ПФ РФ по Спасскому району
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Захарова Светлана Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
19.02.2019Судебное заседание
21.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее