Решение по делу № 33а-144/2021 от 10.12.2020

Судья Белевитнева А.С. № 33а – 144/2021

№ 2а-283/2020

67RS0027-01-2020-000378-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2021 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой О.А.,

судей Холиковой Е.А., Штейнле А.Л.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Наталье Сергеевне, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора с апелляционной жалобой Администрации МО Ершичский район Смоленской области на решение Шумячского районного суда Смоленской области от 06 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., судебная коллегия

установила:

Администрация МО «Ершичский район» Смоленской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С., МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 18.08.2020 г. о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50000 руб. В обоснование указала, что во исполнение решения Шумячского районного суда Смоленской области от 15.03.2018 г. возбуждено исполнительное производство о возложении на Администрацию обязанности предоставить Косенкову В.А. после перечисления Департаментом Смоленской области по образованию и науке субвенции благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм. 04.08.2020 г. судебным приставом - исполнителем вынесено постановление, согласно которому Администрации установлен новый срок исполнения требований по исполнительному листу № ФС 015514402 в течении 30 дней с момента получения указанного постановления, копия указанного постановления поступила в Администрацию МО «Ершичский район» Смоленской области 20.08.2020 г., однако в нарушение ч. 4.1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.08.2020 г. вынесено до истечения установленного срока для исполнения решения суда. Кроме того, Департамент Смоленской области по образованию и науке предоставил финансирование в 2020 году, по состоянию на 09.02.2020 г. в целях предоставления Косенкову В.А. жилого помещения Администрацией проведено два аукциона, которые не состоялись из-за отсутствия заявок, также судебному приставу-исполнителю своевременно предоставлялась информация о невозможности исполнения решения суда.

Определением Шумячского районного суда Смоленской области от 07.09.2020 г. к участию в деле привлечено в качестве соответчика Управление ФССП России по Смоленской области.

Представитель Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области Иванова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Административные ответчики и заинтересованное лицо Косенков В.А. в судебное заседание не явились, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области представлены письменные возражения.

Решением Шумячского районного суда Смоленской области от 06.10.2020 г. в удовлетворении административного иска отказано. Размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 18.08.2020 г. уменьшен на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.

В апелляционной жалобе Администрация МО «Ершичский район» Смоленской области просит решение суда отменить и принять новое, поскольку судом не учтено, что после поступления в 2020 году субвенции Администрацией проведено 3 аукциона: с 26 июня по 7 июля, с 21 августа по 1 сентября, с 29 сентября по 8 октября, два из которых не состоялись из-за отсутствия заявок на участие; о действиях по исполнению решения суда постоянно информировалась служба судебных приставов, таким образом Администрацией приняты все возможные меры для исполнения решения суда. Кроме того, суд не принял во внимание, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.08.2020 г. вынесено ранее установленного постановлением от 04.08.2020 г. 30-дневного срока для исполнения решения суда с момента получения 20.08.2020 г. Администрацией постановления.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Основной задачей судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов, согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» является принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно п. 11 ст. 30 Федерального закона № 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, решением Шумячского районного суда Смоленской области от 15.03.2018 г. на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность перечислить Администрации МО Ершичский район Смоленской области субвенцию за счет средств областного бюджета для приобретения благоустроенного жилого помещения для последующего его предоставления Косенкову В.А. по договору найма специализированного жилого помещения, на Администрацию МО «Ершичский район» Смоленской области возложена обязанность предоставить Косенкову В.А. после перечисления Департаментом Смоленской области по образованию и науке субвенции благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании указанного решения выдан исполнительный лист и судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области 18.05.2018 г. в отношении Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 7402/18/67048-ИП, должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 26).

23.04.2018 г. и 24.01.2019 г. Администрация МО «Ершичский район» Смоленской области направила в Департамент Смоленской области по образованию и науке предварительные заявки на получение субвенции в целях обеспечения Косенкова В.А. жилым помещением (л.д. 50, 51).

Департаментом бюджета и финансов Смоленской области в адрес Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области направлено уведомление о предоставлении субвенции с расчетом о ее распределении от 22.01.2020 г. (л.д. 108, 109). Доказательств, подтверждающих дату получения субвенции Администрацией, в материалах дела не имеется.

Администрацией МО «Ершичский район» Смоленской области в целях предоставления Косенкову В.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда проведены аукционы: с 26 июня по 7 июля 2020 г., с 21 августа по 1 сентября 2020 г., которые не состоялись из-за отсутствия заявок на участие.

В связи с неисполнением должником в установленный срок требований исполнительного документа 04.08.2020 г. судебным приставом-исполнителем Новиковой Н.С. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, которым на Администрацию возложена обязанность в течение 30 дней с момента получения настоящего постановления исполнить требования вышеуказанного исполнительного листа.

Указанное постановление получено Администрацией МО «Ершичский район» Смоленской области 20.08.2020 г. (вх. № 3750) (л.д. 7).

18.08.2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа (л.д. 9).

С 29 сентября по 8 октября 2020 г. в целях исполнения решения суда Администрацией проведен третий аукцион, по итогам которого принято решение о заключении контракта с участником, подавшим единственную заявку.

Отказывая в удовлетворении административного иска и уменьшая размер взысканного исполнительского сбора, суд первой инстанции не дал оценку приведенным в административном исковом заявлении доводам о вынесении судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора ранее установленного должнику 30-дневного срока для добровольного исполнения. Вместе с тем, указанные доводы заслуживают внимания.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 229-ФЗ срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

Если настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Установленные по делу обстоятельства в совокупности с вышеприведенными нормами права свидетельствуют о том, что при вынесении оспариваемого постановления дата получения должником копии постановления от 04.08.2020 г. о назначении нового срока исполнения судебным приставом-исполнителем во внимание не принималась, в то время как данное обстоятельство является юридически значимым для настоящего спора.

Постановление о взыскании исполнительского сбора в нарушение Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынесено значительно ранее истечения установленного постановлением от 04.08.2020 г. 30-тидневного срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа.

При этом срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может исчисляться от даты, установленной в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 18.05.2018 г., поскольку на эту дату субсидия Департаментом Администрации не была перечислена.

Кроме того, заслуживают внимания доводы административного ответчика о принятии необходимых мер для исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в оде исполнительного производства» указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного муниципального учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По делу установлено, что субвенция перечислена Администрации не ранее конца января 2020 года, при этом точная дата получения субсидии судебным приставом-исполнителем и судом первой инстанции не установлена, должником предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, в частности, проведено 3 аукциона, два из которых не состоялись по причине отсутствия заявок, что подтверждает добросовестность поведения должника.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и наличии правовых оснований для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шумячского районного суда Смоленской области от 06 октября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск Администрации муниципального образования «Ершичский район» Смоленской области.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Натальи Сергеевны от 18 августа 2020 года № 67048/20/64159 о взыскании с Администрации МО «Ершичский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-144/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Администрация МО Ершичский район Смоленской области
Ответчики
Судебный пристав исполнитель
МОСП по ОИП УФССП по Смоленской области
Другие
Косенков Владислав Александрович
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Штейнле Алексей Леович
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
11.12.2020Передача дела судье
12.01.2021Судебное заседание
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее