Решение по делу № 33а-4521/2020 от 07.10.2020

Судья Михеев Н.С.    Дело № 2а-251/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 ноября 2020 года № 33а-4521/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Коничевой А.А., Соколовой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермолиным А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Белозерского муниципального района Вологодской области на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 26.08.2020 по административному исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Артюшинского сельского поселения Белозерского района, администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Белозерского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, 07.08.2020 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Артюшинского сельского поселения Белозерского района, администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия, заключающегося в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения населения сельского поселения Артюшинское Белозерского района Вологодской области качественной питьевой водой и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем: разработки по артезианской скважине <адрес> проектов зон санитарной охраны; получения санитарно – эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны; разработки, утверждения и согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программы производственного контроля качества питьевой воды подземных источников централизованного водоснабжения; получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии используемых водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; выполнения ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения; выполнения дорожки из твердого покрытия к сооружениям водозаборов на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения; в том числе: уборки высокоствольных деревьев на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения; определения гарантирующей организации; осуществления на постоянной основе производственного контроля за качеством питьевой воды из подземных источников централизованного водоснабжения.

Требования мотивированы указанием на проведенную в период с 14.05.2020 по 01.06.2020 проверку соблюдения администрацией сельского поселения Артюшинское требований законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Правил осуществления производственного контроля и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10, выразившиеся в несоответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам по следующим показателям: водоразборная колонка, расположенная по адресу: <адрес>, мутности по формазину (при длине волны 530 нм) (превышение норматива в 17,19 раз), железу (превышение норматива в 7,67 раза), жесткости (превышение норматива в 1,14 раза) (пункты 3.1, 3.2, 3.4 СанПин 2.1.4.1074-01), в отсутствии программы производственного контроля качества питьевой воды от подземных источников централизованного водоснабжения, согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор и утвержденной в установленном законом порядке (пункты 2.4, 4.1, 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01), в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии используемого водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»), в отсутствии проекта зон санитарной охраны подземного источника централизованного водоснабжения (пункты 1.4, 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02) и заключения на проекты зон санитарной охраны подземного источника водоснабжения (пункт 1.13 СанПин 2.1.4.1074-01), в осуществлении производственного контроля за качеством питьевой воды не в полном объеме, а именно: в соответствии с представленными протоколами испытаний питьевой воды за 2019 год из источника водоснабжения не проводились исследования воды на радиологические показатели, за 2019 года, 1 квартал 2020 года отбор проб воды из распределительной сети не осуществлялся (пункты 2.4, 4.3, 4.4, 4.5 СанПин 2.1.4.1074-01), в частичном отсутствии ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения (пункты 1.15, 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02), в отсутствии на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения дорожек из твердого покрытия к сооружению водозабора (1.15, 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02), в наличии на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения высокоствольных деревьев (пункты 1.4, 1.15, 1.17, 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-020), в неопределении гарантирующей организации. Вынесенное 01.06.2020 в адрес главы сельского поселения Артюшинское представление рассмотрено, однако нарушения не устранены. Заключение соглашений о передаче осуществления части полномочий не освобождает органы местного самоуправления муниципального района от обязанности по решению данного вопроса местного значения.

Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 26.08.2020 признано незаконным бездействие администрации Артюшинского сельского поселения Белозерского района и администрации Белозерского муниципального района Вологодской области по факту неисполнения требований законодательства в сфере обеспечения населения Артюшинского сельского поселения качественной питьевой водой. На администрацию Артюшинского сельского поселения Белозерского района и администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области, возложена обязанность в срок до 01.10.2021 по артезианской скважине <адрес>: разработать, утвердить и согласовать с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программу производственного контроля качества питьевой воды подземных источников централизованного водоснабжения; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии используемых водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; на постоянной основе осуществлять производственный контроль за качеством питьевой воды из подземных источников централизованного водоснабжения; выполнить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения; выполнить дорожки из твердого покрытия к сооружениям водозаборов на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения; убрать высокоствольные деревья на территории первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения; определить гарантирующую организацию.

Определением суда от 26.08.2020 производство по административному делу в части административных исковых требований прокурора Белозерского района о возложении на администрацию Артюшинского сельского поселения Белозерского района, администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области обязанности разработать по артезианской скважине <адрес> проекты зон санитарной охраны и получить санитарно – эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны прекращено ввиду наличия вступившего в законную силу решения суда по тому же предмету спора.

Не оспаривая факт наличия нарушений требований законодательства при обеспечении населения Артюшинского сельского поселения качественной питьевой водой, а также их перечень, в апелляционной жалобе руководитель администрации Белозерского муниципального района Соловьев Д.А., указывая на неправильное применение норм материального права, несоответствие изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения на администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области обязанностей по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой. Настаивает на том, что решение суда в части возложения на администрацию Белозерского муниципального района полномочий по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой, которые переданы сельскому поселению Артюшинское, противоречит бюджетному законодательству и статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного ответчика администрации Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился.

Прокурор прокуратуры Вологодской области Минина Н.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.

Представители административного ответчика администрации Артюшинского сельского поселения Белозерского района, заинтересованного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных законом оснований для вмешательства в судебное постановление.

Согласно положениям статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также Федеральный закон № 416) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В силу пункта 2 статьи 23 этого же закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно статье 19 данного Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 2 статьи 19 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Данные правила обязательны для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 3.1). Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2). Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям (п. 3.3).

В ходе проверки исполнения администрацией сельского поселения Артюшинское требований законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой, проведенной прокуратурой Белозерского района в период с 14.05.2020 по 01.06.2020 с привлечением специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском и Вытегорском районах, установлена ненадлежащая организация водоснабжения населения на территории данного сельского поселения, чем нарушено право неопределенного круга потребителей на обеспечение качественной питьевой водой.

Факт несоблюдения законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой в сельском поселении Артюшинское подтверждается результатами прокурорской проверки, другими исследованными доказательствами и административным ответчиком по существу не оспаривается.

Довод апелляционной жалобы о том, что организация обеспечения водоснабжения населения <адрес> относится к вопросам местного значения и должна быть возложена только на администрацию Артюшинского сельского поселения Белозерского района является несостоятельным.

Как следует из материалов дела, ответственность за обеспечение населения сельского поселения Артюшинское питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, была возложена на администрацию Артюшинского сельского поселения Белозерского района на основании заключенного с администрации Белозерского муниципального района Вологодской области соглашения от 29.11.2019 № 2, по условиям которого администрация района передает осуществление полномочий в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо, и водоснабжения, водоотведения в пределах полномочий, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе с правом разработки и принятия муниципальных правовых актов в указанной сфере, и дополнительного соглашения № 1 к соглашению № 2 от 29.11.2019.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон № 131-ФЗ) определено, что решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно статье 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, за организацию надлежащего водоснабжения в силу закона ответственен орган исполнительной власти муниципального района, который в пределах своей компетенции самостоятельно реализует свои полномочия. Вместе с тем, по смыслу положений статьи 15 Закона № 131-ФЗ такой орган не лишен права передать исполнение данных полномочий органу местного самоуправления отдельного поселения, в этом случае администрация муниципального района не освобождается от ответственности, установленной законом, поскольку она, как одна из сторон публично-правового обязательства, должна осуществлять контроль за надлежащим исполнением переданных полномочий, требовать их исполнения и предоставлять соответствующее финансирование (за счет межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района).

Разрешая по существу заявленные заместителем прокурора Белозерского района требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организация водоснабжения на территории Артюшинского сельского поселения Белозерского района в силу закона лежит на администрации Белозерского муниципального района Вологодской области и со стороны последней имеет место бездействие, выражающееся в непринятии мер, направленных на обеспечение надлежащего качества питьевой водой жителей <адрес>.

Доказательств, опровергающий данный вывод, административным ответчиком в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Поскольку отсутствие надлежащего качественного питьевого водоснабжения указанного села существенно нарушает права проживающих в них лиц, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования заместителя прокурора о возложении на администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области обязанности устранить допущенные нарушения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 26.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белозерского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: Е.Г. Медведчиков

Судьи: А.А. Коничева

М.В. Соколова

33а-4521/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Белозерского района
Ответчики
Администрация Белозерского муниципального района
администрация сельского поселения Артюшинское
Другие
ТО-Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
08.10.2020Передача дела судье
03.11.2020Судебное заседание
12.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2020Передано в экспедицию
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее