УИД 24RS0002-01-2023-002357-97
2-2554/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя истца Картышовой Е.А.,
представителя ответчиков Барышникова К.В.,
при секретаре Истоминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №41 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» о возложении обязанности по обеспечению соблюдения требований законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства, к Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности по финансированию расходов на устранение нарушений.
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 41» (далее МБДОУ «Детский сад № 41»), Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности обеспечить в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей, обеспечить финансирование расходов на обеспечение безопасных условий для сушки верхней одежды и обуви детей, мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности дошкольного учреждения. В ходе проверки было установлено, что в МБДОУ «Детский сад № 41» в здание по адресу г. Ачинск, Юго-Восточный район, д. 13А отсутствуют условия для сушки верхней одежды и обуви детей в учреждении. 24.04.2023г. в адрес МБДОУ «Детский сад №41» внесено представление об устранении указанных нарушений, однако выполнение требований прокурора своевременно не обеспечено ввиду отсутствия необходимого финансирования на указанные цели. В связи с этим прокурор просит обязать МБДОУ «Детский сад № 41» в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей в соответствии с требованиями к охране детей и молодёжи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2020г. №28. Кроме того, прокурор просит обязать Управление образования администрации г. Ачинска в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать создание условий для сушки верхней одежды и обуви детей в МБДОУ «Детский сад № 41» (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков МБДОУ «Детский сад № 41», Управления образования Администрации г. Ачинска Барышников К.В., действующий на основании доверенностей от 01.06.2023г., 17.07.2023г (л.д. 41,57), по исковым требованиям прокурора возражал частично, считал указанный истцом срок исполнения для устранения нарушения учреждением и финансирования Управлением образования администрации г.Ачинска спорной обязанности недостаточным, так как в настоящее время возможность дополнительного выделения денежных средств для дошкольных учреждений отсутствует, указал, что выявленные проверкой нарушения требований до настоящего времени не устранены, условия для сушки верхней одежды и обуви детей не обеспечены.
Представитель третьего лица администрации г.Ачинска, уведомленный о дате и времени слушания дела судебным извещением (л.д. 17), в зал суда не явился, заявлений и возражений не представил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.
В силу п. 15 ч.3 ст 28 Федерального закона от 29.12.20212 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. п. 3 ч.4 ст 41 данного Закона предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ должны создавать условия охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивать соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в образовательных организациях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны исполнять требования принимаемых в установленном законом порядке санитарных правил и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» установлены санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
Как следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад №41» является юридическим лицом, зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д. 26-40).
В соответствии с п. 1.1, 1.7, 1.8 Устава МБДОУ «Детский сад №41» является дошкольной образовательной организацией с местом нахождения г. Ачинск, Юго-Восточный район, д. 17. Учредителем образовательной организации является муниципальное образование г. Ачинск, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – управление образования администрации г.Ачинска.
В отношении МБДОУ «Детский сад № 41» 24.04.2023г. была проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства, в ходе которой было установлено, что в МБДОУ «Детский сад №41» в здании детского сада по адресу г. Ачинск, Юго-Восточный район, д. 17 отсутствуют условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
По результатам проверки Ачинским городским прокурором на имя заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41» 24.04.2023. было внесено представление об устранении нарушений санитарного законодательства (л.д.8).
В ответе на представление заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41» 11.05.2023г. подтвердила тот факт, что спорные нарушения не были устранены, потребность в денежных средствах на выполнение требований по устранению нарушений законодательства об образовании и санитарно – эпидемиологического законодательства внесена в реестр мероприятий на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г., при наличии финансирования необходимые работы будут выполнены (л.д.9).
В МБДОУ «Детский сад № 41» имеется 8 групп. Согласно п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20 в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях должны быть созданы условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования Ачинского городского прокурора о возложении на МБДОУ «Детский сад № 41» обязанности обеспечить в раздевальных комнатах или отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей, на Управление образования – обязанности осуществить финансирование.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и обеспечения соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства с их финансовыми возможностями.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1.13, 2.2.3, 3.1, 3.3 Положения об управлении образования администрации города Ачинска, утвержденного Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 31 мая 2016 г. № 11-56р Управление осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций в соответствии с правовыми актами города, в том числе формирование и утверждение муниципальных заданий для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска; определение объема субсидий и субвенций на выполнение муниципального задания для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска, бюджетных инвестиций для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска. При этом Управление осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Ачинска в установленном законодательством порядке в соответствии с федеральными законами и законами Красноярского края (л.д.44-53).
Целью деятельности Управления в том числе является обеспечение контроля за целевым использованием денежных средств (в том числе субсидий) образовательными организациями города Ачинска, в отношении которых Управление выступает главным распорядителем денежных средств (субсидий) для выполнения муниципальных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций города Ачинска.
Следовательно, с учетом недостаточности у МБДОУ «Детский сад №41» лимитов бюджетных средств для исполнения указанных прокурором требований закона, необходимость для органа местного самоуправления и главного распорядителя бюджетных средств в будущем предусмотреть в местном бюджете и выделить необходимые денежные средства с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности образовательного учреждения, учредителем которого является Управление образования администрации г. Ачинска, а собственником имущества - муниципальное образование г. Ачинск, согласуется с положениями пункта 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя ответчиков о том, что в бюджете города на 2023 год денежные средства на указанные цели не предусмотрены, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы малолетних детей и сотрудников во время пребывания в образовательном учреждении, формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью уполномоченного подразделения органа местного самоуправления со дня принятия Постановления Правительством РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
Таким образом, поскольку в МБДОУ «Детский сад №41» до настоящего времени не организованы раздевальные комнаты или отдельные помещения для сушки верхней одежды и обуви детей, суд считает необходимым исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить, обязать МБДОУ «Детский сад №41» обеспечить в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях учреждения условия для сушки верхней одежды и обуви детей, обязать Управление образования администрации г. Ачинска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад №41» на обеспечение выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность МБДОУ «Детский сад №41», Управлению образования администрации г. Ачинска со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить ответчикам сроки исполнения решения суда в течение 12 месяцев и 6 месяцев соответственно.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №41 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №41 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░