Решение по делу № 2а-579/2017 от 21.11.2017

Дело № 2а-579/2017 года                     изготовлено в окончательной форме 18 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Осташков                                        12 декабря 2017 года

Осташковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Михайлиной Е.В.,

с участием прокурора Нескучаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осташковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сиговское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязании организовать мероприятия по ликвидации (вывозу) несанкционированной свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сиговское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязании организовать мероприятия по ликвидации (вывозу) несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, размещенной на территории д.Зехново Сиговского сельского поселения Осташковского района Тверской области-при въезде в д.Зехново в непосредственной близости от обочины автодороги Осташков-Селижарово-Ржев размером 10х10 метров, ссылаясь на то, что в рамках осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в нарушение ст.ст.3,4, п.п.1,2 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.1,13 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №80 от 30.04.2003 года, ст.24 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.3 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.1, 2, 3 Закона Тверской области от 7.04.2017 года №12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», ч.1, п.12 ч.2 ст.50 ФЗ №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией МО «Сиговское сельское поселение» не организована деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории д.Зехново, что привело к образованию несанкционированной свалки.

      В судебном заседании прокурор Нескучаева О.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Административный ответчик-администрация МО «Сиговское сельское поселение»-в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, его явка в судебное заседание обязательной не признавалась, направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, поэтому на основании ст.150 КАС РФ дело было рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика. В возражениях на иск указал, что администрацией МО «Сиговское сельское поселение» в части выполнения полномочий по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов были приняты следующие меры: проведены сходы граждан по организации вывоза мусора из д.Зехново, определено место складирования коммунальных отходов, установлены мусорные контейнеры, найдена и предложена специализированная организация по вывозу ТБО, определен срок сбора, оплаты и сдачи денежных средств, приняты нормативно-правовые акты, регулирующие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (Кодекс благоустройства территории МО «Сиговское сельское поселение»), на 2017 год заключен договор на сбор, транспортировку и размещение отходов между ООО «Осташков ЖКХ» и выбранным представителем от населения д.Зехново Ф.И.О. Полагает, что администрация МО «Сиговское сельское поселение» не несет ответственности за несвоевременность вывоза мусора. Также считает, что действующим законодательством обязанность по складированию бытовых отходов и мусора в специально оборудованных местах, обеспечению своевременного вывоза бытовых отходов лежит на собственниках домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания. Кроме того, считает, что свалка в д.Зехново не является несанкционированной.

Заинтересованное лицо-Управление Роспотребнадзора по Тверской области-в установленном законом порядке извещенное о времени и месте слушания дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражение либо согласия с административным иском не представило.

Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ "Об охране окружающей среды") и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационально использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В силу ч.1 ст.34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональном использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Ст.13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п.1).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2).

Согласно ст.10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.

В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.1 Закона Тверской области от 7.04.2017 года №12-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» отдельными полномочиями, указанными в статье 2 настоящего закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Тверской области.

Ст.3 вышепоименованного закона предусмотрено, что отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений сроком с 1.01.2017 по 31.12.2017 года.

    Ч.1 ст.13 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Согласно ст.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года N 80 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

    В п.8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

    По смыслу приведенных выше норм администрация МО «Сиговское сельское поселение» обязана организовывать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также обеспечивать проведение на территории поселения мероприятий по охране окружающей среды.

По делу установлено, что Осташковской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления выявлена на въезде в д.Зехново в непосредственной близости от обочины автодороги Осташков-Селижарово-Ржев несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора размером 10х10 метров. Отходы размещены в полиэтиленовых пакетах и россыпью непосредственно на почве (л.д.15-16,18-20).

    Решением Совета депутатов МО «Сиговское сельское поселение» №38 от 14.06.2017 года утверждены Правила благоустройства и содержания территории МО «Сиговское сельское поселение», которыми предусмотрено, что администрация МО «Сиговское сельское поселение» организует и контролирует надлежащее содержание территорий (п.3.2). Обязанность по обеспечению на отведенных (закрепленных) и прилегающих территориях систематического сбора бытовых и промышленных отходов, мусора, нечистот в специальные контейнеры и другие виды мусоросборников, регулярный вывоз мусора и нечистот в специально отведенные места, а также выполнение других установленных настоящим кодексом правил сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и нечистот несут юридические лица, независимо от организационно-правовой формы собственности, их длжностные лица, а также индивидуальные предприниматели и граждане, проживающие в районах застройки индивидуальных жилых домов (п.7.2). В зависимости от объективных условий могут применяться различные способы размещения бытовых отходов: контейнерный и бесконтейнерный (п.7.3). Вывоз твердых бытовых отходов, образующихся у граждан, проживающих в районах застройки индивидуальных жилых домов, производится самостоятельно в порядке, установленном п.7.13 настоящего Кодекса либо на основании договора с предприятием, осуществляющим вывоз хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, и оплачивается по нормативам накопления бытовых отходов, установленных для населения, на основании договоров, заключаемых собственниками таких домов с указанным предприятием (п.7.11).

Решением Совета депутатов МО «Сиговское сельское поселение» №69 от 31.07.2015 года утверждено Положение по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Сиговское сельское поселение», которым предусмотрено, что к компетенции администрации МО «Сиговское сельское поселение» относятся организация создания условий для сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории МО «Сиговское сельское поселение», осуществление контроля за соблюдением норм и правил в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов совместно с уполномоченными органами и организациями в соответствии с их компетенцией.

Доказательств того, что администрацией МО «Сиговское сельское поселение» предпринимаются какие-либо конкретные действия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории д.Зехново, ликвидации имеющегося несанкционированного размещения отходов не представлено. Не может служить таким доказательством принятие Кодекса благоустройства территории, положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, проведение схода граждан и заключение гражданами договоров со специализированными организациями, поскольку с момента обнаружения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений и до рассмотрения дела в суде у администрации МО «Сиговское сельское поселение» имелось достаточно времени для их устранения, однако сделано этого не было.

Доводы администрации МО «Сиговское сельское поселение» со ссылкой на Кодекс благоустройства территории МО «Сиговское сельское поселение» и Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Сиговское сельское поселение», о том, что администрация МО «Сиговское сельское поселение» не несет ответственности за несвоевременность вывоза мусора, а обязанность по складированию бытовых отходов и мусора в специально оборудованных местах, обеспечению своевременного вывоза бытовых отходов лежит на собственниках домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания противоречит приведенным выше положениям закона.

П.1 ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку по делу установлено, что администрацией МО «Сиговское сельское поселение» надлежащим образом не выполняются обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также по обеспечению проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды суд приходит к выводу об удовлетворении требований Осташковского межрайонного прокурора в полном объеме.

Ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

      В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обращаться в суд с административным заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя Осташковского района, а также проезжающих по автодороге Осташков-Ржев, рядом с которой расположена несанкционированная свалка, чьи права нарушены, Осташковский межрайонный прокурор правомочен в силу ч.1 ст.39 КАС РФ обратиться с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

     Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Административный иск Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

     Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сиговское сельское поселение» по неисполнению требований законодательства по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «Сиговское сельское поселение» организовать мероприятия по ликвидации (вывозу) несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, размещенной на территории д.Зехново Сиговского сельского поселения Осташковского района Тверской области-при въезде в д.Зехново в непосредственной близости от обочины автодороги Осташков-Селижарово-Ржев размером 10х10 метров.

Обязать администрацию муниципального образования «Сиговское сельское поселение» сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме-18 декабря 2017 года.

          Федеральный судья:                                                                             В.Л. Ежелый.

2а-579/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация МО "Сиговское сельское поселение"
Суд
Фировский районный суд Тверской области
Судья
Ежелый Валерий Леонидович
Дело на сайте суда
firovsky.twr.sudrf.ru
21.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
18.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее