№ 2а-227/2021
22RS0026-01-2021-000292-91
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 31 августа 2021 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Исламовой Е.Н., при секретаре Бизяевой М.С., с участием административного истца – Дерябиной И.В., представителя заинтересованного лица – прокурора Красногорского района Алтайского края Грибанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дерябиной Ирины Васильевны о признании решения Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Истец – глава администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края Дерябина И.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать решение Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении представления прокурора Красногорского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции», о строгом указании главе Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края на недопустимость подобных нарушений впредь, незаконным и отменить.
В обоснование изложенных доводов указала, что на основании решения Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжения Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-л она приступила к исполнению обязанностей главы Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края.
Прокурором Красногорского района Алтайского края на имя Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности главу Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края Дерябину И.В.
В данном представлении прокурор Красногорского района Алтайского края ссылается на п. 4 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами и полагает, что ею при представлении интересов Л.А.Б. в прокуратуре района допущены нарушения указанного закона. Позднее прокурор Грибанов А.В. в ходе проведения очередной сессии устно уточнил свои требования, просил представление удовлетворить, главе строго указать на недопустимость подобных нарушений впредь. Советом депутатов вынесено указанное выше решение.
Указанное решение административный истец считает незаконным в связи с тем, что в соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, они наделены такими полномочиями.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 14 и ст. 6 указанного Федерального закона, Закон Алтайского края от 08.04.2013 года № 11-ЗС «О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае», закрепившими право органов местного самоуправления в издании муниципальных правовых актов, устанавливающих дополнительные гарантии граждан на получение бесплатной юридической помощи, и осуществлении правового информирования и правового просвещения населения в соответствии с муниципальными правовыми актами, указывает на принятое 12.10.2018 года Администрацией Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края Постановление № 75 «Об утверждении Положения «Об организации и оказании бесплатной юридической помощи жителям МО Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края».
В силу п. 1.2 данного Положения организацию и оказание бесплатной юридической помощи осуществляет глава сельсовета, имеющий высшее юридическое образование или средне специальное образование на общих началах.
Административный истец Дерябина И.В. – глава Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, согласно диплома Алтайского государственного университета, является юристом и имеет высшее юридическое образование.
С учетом изложенных обстоятельств просит решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.
В судебном заседании 31.08.2021 года административный истец – Дерябина И.В. отказалась отвечать на вопросы председательствующего, мотивировав свой отказ заявлением ходатайств об отложении судебного заседания с целью уточнения заявленных требований, ознакомления с материалами дела в части уведомления заинтересованного лица Л.А.Б. и необходимостью защиты своих интересов представителем. В удовлетворении указанных ходатайств административному истцу было отказано, после чего истец, по предложению председательствующего покинула зал судебного заседания.
Ранее допрошенная в судебном заседании административный истец Дерябина И.В. настаивала на удовлетворении иска, считая решение Совета депутатов необоснованным, поскольку в силу Федерального закона, Закона Алтайского края, а также Положения об организации и оказании бесплатной юридической помощи она вправе оказывать юридическую помощь гражданам Усть-Ишинского сельсовета. Интересы Л.А.Б. она в прокуратуре района не представляла, откуда у Л.А.Б. доверенность на ее имя, ей не известно. Далее административный истец стала пояснять о том, что она оказала Л.А.Б. консультативную помощь в администрации сельсовета, поскольку он представил справку об отсутствии доходов у него в апреле 2021 года, т.е. являлся малоимущим. Также пояснила о нарушении Регламента при рассмотрении представления Советом депутатов.
Административный ответчик – Совет депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края извещен надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, мнения относительно заявленных требований не высказал.
Заинтересованное лицо – прокурор Красногорского района Алтайского края Грибанов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, представил суду письменные пояснения, которые озвучил в судебном заседании, и в которых просил административное исковое заявление Дерябиной И.В. оставить без удовлетворения, поскольку в силу Устава МО «Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края» и ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава Усть-Ишинского сельсовета – Дерябина И.В., которая избрана на муниципальных выборах, является лицом, замещающим муниципальную должность, и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и которым в силу п. 4 ч. 3 ст. 12.1 Закона запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами. В надзорном производстве прокуратуры Красногорского района по жалобе Л.А.Б. № имеется ходатайство о допуске Дерябиной И.В. в качестве представителя Л.А.Б., копия доверенности Дерябиной И.В. на представление интересов Л.А.Б. В связи с указанными обстоятельствами, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором района в Совет депутатов Усть-Ишинского сельсовета, которому в соответствии со ст. 32 Устава подконтролен и подотчетен глава сельсовета, внесено представление об устранении нарушений норм законодательства о противодействии коррупции. Кроме того, ст. 14 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полномочиями. В Алтайском крае органы местного самоуправления ни федеральными законами, ни законами субъекта такими полномочиями не наделены, а соответственно субъектами оказания бесплатной юридической помощи не являются.
Дополнительно по существу иска пояснил, что ходатайство о допуске Дерябиной И.В. на основании доверенности для представления Л.А.Б., было написано лично Дерябиной И.В. в прокуратуре Красногорского района, также был представлен подлинник доверенности и подано ходатайство на ознакомление с материалами надзорного производства. При рассмотрении представления на Совете депутатов была озвучена повестка, в которую включено рассмотрение представления прокурора. Указанное представление не является актом, в результате которого принимается решение, по которому не наступает правовых последствий. Представление было озвучено на сессии депутатов, всем было представлено право высказаться, в том числе и Дерябиной И.В. Голосование происходило тайно, он и Дерябина И.В. при голосовании не присутствовали, их пригласили после голосования и объявили результат. Л.А.Б. не относится к какой-либо из категории граждан, на которых распространяет свое действий Закон о бесплатной юридической помощи. Кроме того, Дерябина И.В. представляла интересы Л.А.Б. в прокуратуре района не как глава сельсовета, а как частное лицо по доверенности. Дерябина И.В. подменяет понятие органа местного самоуправления, в которое, кроме главы сельсовета, входят и иные должностные лица администрации сельсовета. Также полагал, что Положение об оказании бесплатной юридической помощи Усть-Ишинский сельсовет не соответствует требованиям закона, поскольку в данном положении указано, что глава сельсовета имеет право оказывать бесплатную юридическую помощь, а не на представление интересов.
Заинтересованное лицо - Л.А.Б. в судебное заседание не явился, извещен по адресу регистрации (<адрес>) и адресу возможного проживания (<адрес>), по сведениям ФГУП «Почта России» корреспонденция не вручена «неудачная попытка вручения». В телефонограмме Л.А.Б. в судебном заседании участвовать отказался, поскольку в правосудие не верит, Дерябина И.В. его интересы не представляла. Сообщил, что находится за пределами Алтайского края.
С учетом ч. 1 ст. 98 Кодекса административного судопроизводства РФ, установившей, что лица, участвующие в деле, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова, суд считает надлежащим уведомление Л.А.Б. о дате и времени судебного разбирательства, поскольку в телефонограмме заинтересованное лицо подтвердил свою личность, номер телефона, по которому сообщено о дате и времени судебного заседания, также указан в заявлениях и ходатайствах Л.А.Б., в том числе с участием Дерябиной И.В., в надзорном производстве, представленном прокурором района.
В силу того, что участвующие в деле лица, не сообщили о причинах уважительности не явки в судебное заседание, руководствуясь ч. 2 и ч. 8 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся и покинувших зал судебного заседания, лиц.
Выслушав прокурора Красногорского района Алтайского края, исследовав материалы административного дела и надзорного производства, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, суд приходит к следующему.
Сроки, установленные ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, для обращения суд административным истцом соблюдены.
Пунктами 1, 2, 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края №-л от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Дерябина И.В., после присяги, вступила в должность главы Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края (л.д. 10,11).
Решением Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № представление прокурора Красногорского района Алтайского края№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» удовлетворено, главе Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края строго указано на недопустимость подобных нарушений впредь.
В силу прямого толкования вышеуказанных норм административного законодательства указанное решение может быть признано незаконным в случае реального нарушения прав Дерябиной И.В. и его незаконности при принятии.
В связи с тем, что, несмотря на разъяснение данного положения в судебном заседании 16.08.2021 года, административный истец не смогла пояснить, по какому из оснований она считает решение Совета депутатов от 21.04.2021 года незаконным, суд проверяет законность данного решения в полном объеме.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 19 Устава установлено, что в структуру органов местного самоуправления входят: Совет депутатов, глава сельсовета и администрация сельсовета.
В соответствии со ст. 32 Устава МО Усть-Ишинского сельсовет Красногорского района Алтайского края глава сельсовета является высшим должностным лицом поселения, осуществляет свои полномочия на постоянной основе, который считается вступившим в должность с момента принесения присяги. На главу сельсовета распространяются гарантии и ограничения, предусмотренные ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Глава сельсовета подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов.
Статьей 34 Устава предусмотрены полномочия главы сельсовета.
Частью 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В силу пп.4 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу вышеизложенного административный истец – Дерябина И.В. является выборным должностным лицом местного самоуправления, обладает полномочиями, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами, следовательно, на нее распространяются ограничения, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом № 273-ФЗ.
Согласно материалов надзорного производства № Л.А.Б. обратился в прокуратуру района с заявлением по факту его оскорбления Л.С.П.
В ходе проводимой по его заявлению проверки ДД.ММ.ГГГГ Л.А.Б. прокурору района представлено написанное Дерябиной И.В. ходатайство о допуске ее в качестве представителя Л.А.Б. по доверенности (л.д. 29 н/п).
Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Л.А.Б. доверяет Дерябиной И.В. представлять его интересы во всех учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовой формы собственности, вести все его административные, гражданские и уголовные дела и представлять его интересы во всех судебных учреждениях, правоохранительных, государственных и иных компетентных органах Российской Федерации, а также у мировых судей, со всеми правами, предоставленными законом истцу, ответчику, третьему лицу, обвиняемому, потерпевшему, защитнику, представителю, в том числе с предоставленными правами и т.д. Доверенность удостоверена генеральным директором <данные изъяты> (л.д. 37 н/п).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полномочиями, оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные условия оказания бесплатной юридической помощи гражданам органами местного самоуправления закреплены в ст. 4 Закона Алтайского края от 08.04.2013 года № 11-ЗС «О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае».
При этом, Закон Алтайского края № 11-ЗС не содержит положений о наделении органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению бесплатной юридической помощью, как это закреплено в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 75-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», Законе Алтайского края от 11 ноября 2005 года N 97-ЗС "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственным полномочием по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений", Законе Алтайского края от 11 ноября 2005 года N 99-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" и т.д.
Абзац 2 ст. 14 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и абзац 4 ст. 4 Закона Алтайского края «О бесплатной юридической помощи Алтайского края» предоставляет органам местного самоуправления право издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.
К бесплатной юридической помощи ст. 6 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» отнесено: правовое консультирования в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также оказание юридической помощи в иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
При этом, как Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», так и Закон Алтайского края «О бесплатной юридической помощи Алтайского края» связывает оказание бесплатной юридической помощи лицам, определенной категории и в определенных случаях, перечень которых установлен ст. 20 и ст. 6 указанных законов, соответственно.
Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 8 Федерального закона «Об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»).
Административным истцом – Дерябиной И.В. суду представлено Положение об организации и оказании бесплатной юридической помощи жителям Муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, утвержденный Постановлением Администрации Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от 12.10.2018 года № 75.
Согласно п. 1.2 указанного Положения организацию и оказание юридической помощи осуществляет глава сельсовета, имеющее высшее юридическое образование или средне специальное образование на общественных началах.
Пунктом 1.3 установлено, что бесплатная юридическая помощь оказывается должностными лицами, состоящими в штате субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, имеющих высшее юридическое образование или среднее специальное образование на общественных началах.
Пунктом 1.5 Положения установлено, что должностными лицами оказывается только первичная консультационная юридическая помощь, в отношении граждан, имеющих право на получение такой помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 324-ФЗ и проживающих на территории МО «Усть-Ишинский сельсовет».
Таким образом, Дерябина И.В., являясь главой администрации сельсовета, как выборное должностное лицо местного самоуправления, в силу вышеизложенных норм федерального и регионального законодательства имела право оказать консультативную юридическую помощь лицу, определенной категории, в определенном случае, являющегося жителем МО «Усть-Ишинский сельсовет».
Л.А.Б. под правила оказания бесплатной юридической помощи, установленной Федеральным законом и Законом Алтайского края не подходит, поскольку ему оказана не консультативная, а иная помощь в виде представления интересов, в рамках Кодекса РФ об административных правонарушения, что не предусмотрено действующим законодательством, не является малоимущим, что подтверждено сведениями из ИФНС России, а также зарегистрирован в <адрес>, т.е. на территории другого муниципального образования.
Доказательств признания Л.А.Б. малоимущим в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», суду стороной административного истца, заявившего об этом в судебном заседании, не представлено.
Кроме того, как обоснованно указано прокурором района доверенность, выданная на имя Дерябиной И.В., не содержит указания на то, что административный истец представляет Л.А.Б., как глава администрации в рамках оказания бесплатной юридической помощи.
Ссылку Дерябиной И.В. в судебном заседании 16.08.2021 года на Положение об организации и оказании бесплатной юридической помощи жителям МО Усть-Ишинский сельсовет, суд не принимает, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Как указано выше отдельные государственные полномочия по оказанию бесплатной юридической помощи Правительством Алтайского края органам местного самоуправления не передавались, в связи с чем, при возникновении вопросов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам, органы местного самоуправления должны руководствоваться Федеральным законом «Об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и соответствующим нормативным актом Алтайского края.
Кроме того, Положение, изданное главой Усть-Ишинского сельсовета Дерябиной И.В., предоставляет право оказания юридической помощи лицам, имеющим средне специальное образование, что прямо противоречит положениям Федерального закона «Об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в связи с чем, в силу ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, не может приниматься судом в качестве доказательства по делу.
Оснований не доверять документам, представленным в надзорном производстве у суда не имеется, стороной административного истца, либо Л.А.Б. доказательства, опровергающие наличие указанных документов, не представлены.
В силу вышеизложенного, представляя интересы Л.А.Б. по доверенности, глава администрации Дерябина И.В. нарушила требования ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп. 4 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в том числе органами местного самоуправления при соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнении законов, действующих на территории Российской Федерации, вносит представление об устранении нарушений закона.
Поскольку в ходе рассмотрения обращения гражданина Л.А.Б. был установлен факт нарушения должностным лицом органа местного самоуправления Федерального закона «О противодействии коррупции» прокурором района было принято решение о вынесении представления.
Данное представление главой администрации Дерябиной И.А. не обжаловано и рассмотрено уполномоченным, в соответствии с Уставом, органом – Советом депутатов.
Вопреки доводам административного истца Дерябиной И.В. в представлении не ставился вопрос о привлечении ее к какой-либо ответственности, что подтверждается представленным подлинником представления, представленным председателем Усть-Ишинского Совета депутатов, копия которого приложена к материалам дела (л.д. 117-119).
Согласно представленного суду протокола сессии Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, на повестке дня рассматривались вопросы об утверждении Правил благоустройства муниципального образования и рассмотрение представления прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции».
Согласно данного протокола по вопросу рассмотрения заслушали прокурора Красногорского района Грибанова А.В., предоставили возможность выступить Дерябиной И.В., отражено, что проголосовали единогласно, отражено принятое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ч. 3 ст. 6 указанного Федерального закона прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Представление прокурора Красногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ содержит требование о рассмотрении представления в течение месяца с обязательным участием прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Регламента Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края основной формой работы Совета депутатов является сессия Совета, на которой принимаются решения по вопросам, отнесенным действующим законодательством и Уставом муниципального образования Усть-Ишинский сельсовет Красногорского района Алтайского края к ведению Совета депутатов.
Как указано выше глава администрации подотчетен Совету депутатов, в связи с чем представление прокурора Красногорского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», адресованное Председателю Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета, подлежало рассмотрению только на сессии и в присутствии прокурора Красногорского района.
В судебном заседании административный истец ссылалась на нарушение процедуры формирования повестки дня сессии депутатов, установленной Регламентом Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края.
Анализируя ст. 12, 13, 17 указанного Регламента, а также представленные документы и пояснения прокурора Красногорского района в судебном заседании, суд не усматривает каких-либо нарушений при рассмотрении представления, поскольку указанные нормы содержат обязательные для исполнения требования относительно нормативно-правовых актов, к которым представление прокурора не относится, и, в соответствии с указанными нормами, может быть устно добавлено в повестку дня.
Протокол сессии Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края содержит сведения о количестве депутатов, лицах, приглашенных на сессию, отражены вопросы, подлежащие обсуждению, пояснения по обсуждаемым вопросам и сведения о принятом решении, что соответствует ст. 48 Регламента.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении указанных норм, стороной истца суду не представлено.
Учитывая изложенное, решение Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, является законным, поскольку принято правомочным лицом, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной муниципальными актами процедурой, на основании представления уполномоченного лица прокуратуры, по нарушению действующего законодательства.
По мнению суда, нарушений прав административного истца указанное решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ не влечет, поскольку не содержит административных санкций, предусматривающих какое-либо наказание, а лишь содержит указание о недопустимости указанных нарушений законодательства о противодействии коррупции впредь.
Доказательств, подтверждающих существенное нарушение прав административного истца, решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом суду не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования административного истца Дерябиной И.В. о признании решения Совета депутатов Усть-Ишинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и его отмене, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь, ст. 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дерябиной Ирины Васильевны оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красногорский районный суд Алтайского края.
Судья Е.Н. Исламова
.
.
.
.
.