АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» сентября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Демьяновой Н.Н.,
судей Дедюевой М.В., Жукова И.П.
при секретаре Черемухиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Оленевой Валентины Михайловны на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 21 июня 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Оленевой Валентины Михайловны к администрации города Костромы об устранении препятствий в пользовании земельным участком отказано.
Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., объяснения истца Оленевой В.М., третьего лица Оленева А.Н., представителя ответчика администрации г.Костромы и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы - Тараканова П.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Оленева В.М. обратилась в суд к администрации города Костромы с иском о восстановлении нарушенного права на владение и пользование земельным участком, мотивируя тем, что на основании постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ.2016г. №№ ей как инвалиду был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> без обременений. ДД.ММ.ГГГГ 2016г. ею было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок также без обременений. В соответствии с полученным правом уплачивается земельный налог в полном объёме на всю площадь земельного участка с момента получения его в собственность. Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Костромы от 01.02.2018г. №52-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>» наложены ограничения на предоставленный ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что до настоящего времени не перенесена линия электропередач, проходящая по территории земельного участка. Она не может использовать участок по назначению в полном объеме в соответствии с зарегистрированным правом собственности. Согласно проекту планировки территории, утв. постановлением администрации г. Костромы от 17.09.2014г. №2475, имеющаяся на земельном участке ЛЭП подлежит переносу. По этой причине ею не оспаривалось и постановление администрации г. Костромы № 663 от 25.03.2016г. Но постановление №2475 в части переноса ЛЭП не исполнено до настоящего времени. О наличии ЛЭП на участке ей стало известно при проведении работ по межеванию участка. Указанная в распоряжении начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы ЛЭП является бесхозяйным объектом, что подтверждается ответом Росреестра от 11.05.2018г. об отсутствии в ЕГРН сведений о таком объекте недвижимости.
Истец просила признать администрацию г. Костромы обязанной восстановить положение, существовавшее до нарушения права, как инвалида, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Костромской области от 21.10.2010г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» на земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с постановлением администрации г. Костромы № № от ДД.ММ.ГГГГ.2016г. в полном объеме, признать недействительным распоряжение начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Костромы А.П.Афанасьева в части обременения земельного участка под ИЖС, связанного с нахождением на нем ЛЭП, как нарушающее права инвалида, гарантированные ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Костромской области от 21.10.2010г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», обязать администрацию г.Костромы принять исчерпывающие меры по исполнению её законных прав, как инвалида, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Костромской области от 21.10.2010г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» на земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с постановлением администрации г. Костромы № № от ДД.ММ.ГГГГ.2016г. в полном объеме путем переноса данной ЛЭП с ее земельного участка в соответствии с постановлением администрации г. Костромы № 2475 от 17.09.2014г., обязать администрацию г.Костромы определить лицо и организацию, ответственные за выполнение переноса ЛЭП с её участка и сроки проведения данных работ, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные исковые требования и просила суд обязать администрацию г.Костромы за счет собственных средств устранить нарушение права на владение и пользование земельным участком под ИЖС в полном объеме путем выноса проходящей воздушной линии электропередач с опорами ВЛ-6кВ и охранную зону к ней из зоны застройки, как сооружение линейного типа в соответствии с постановлением администрации г.Костромы от 17.09.2014г. № 2475, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлин в сумме 700 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Оленев А.Н., Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», СТ «<данные изъяты>».
По делу судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Оленева В.М. просит решение суда от 21.06.2019г. отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что Закон Костромской области от 21.10.2010г. №672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» не содержит допущений о предоставлении участков отдельным категориям граждан с обременением, чего не учел суд. Также до настоящего времени не исполнено принятое администрацией постановление №2475 от 17.09.2014г. по проекту планировки территории, в котором указано, что ЛЭП 6,3кВ подлежит переносу, постановление не было исполнено ни к моменту распределения земельных участков, ни к моменту предоставления ей земельного участка в собственность постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ.2016г. ВЛ 6,3кВ является временным сооружением и подлежит выносу из зоны застройки, как это указано в проекте планировки территории в его графической части и текстовой части в разделе 8.5 «Электроснабжение», выполненном на основании постановления администрации г. Костромы от 30.07.2013г. «О подготовке документации по планировке территории с изменениями в соответствии с постановлением от 10.08.2013г. № 1820, от 25.12.2013г. № 2979 и Муниципального контракта на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории с учетом требований Генерального плана г. Костромы и Правил землепользования и застройки г. Костромы ( решение Думы г. Костромы от 16.12.2010г. № 62 в редакции от 31.05.2012г.). Проект планировки разработан на расчетный срок до 2023 года. При распределении участков ей был предоставлен эскиз, на котором отсутствовала ВЛ 6,3кВ, тем самым она была введена в заблуждение о местоположении линейного объекта и его опор, о величине напряжения и о величине зоны обременения, соответствующей величине напряжения. Она дала согласие на получение данного земельного участка только после того, как она самостоятельно ознакомилась с проектом планировки территории на сайте администрации г.Костромы и узнала о том, что воздушная линия подлежит переносу за пределы застройки, т.к. является временным сооружением. О наличии опоры на земельном участке она узнала при межевании, выполненном без указания обременения. Она не потребовала замены земельного участка только с учетом того, что проектом планировки территории предусмотрен вынос ЛЭП за пределы зоны застройки. Кадастровый инженер предоставил межевой план без объектов недвижимости с учетом последующего выноса линии и того, что линия является временным сооружением, На основании межевого плана Управление Росреестра по Костромской области выдало свидетельство о государственной регистрации ее права на земельный участок без обременения. Начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы, принимая распоряжение № 52-р от 01.02.2018г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с наложением обременения, сделал это значительно позже вступления ее в право собственности и присвоил себе право расширительного толкования Закона Костромской области от 21.10.2010г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», что привело к существенному нарушению ее прав как инвалида на использование земельного участка под ИЖС в полном объеме. Суд неправомерно распространил постановление Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» на обременение в отношении данной ЛЭП, поскольку действие этого постановления распространяется только на объекты, зарегистрированные в Управлении Росреестра с даты постановки их на учёт. Спорная же ЛЭП до настоящего времени в Управлении Росреестра по Костромской области не зарегистрирована и документы на право собственности на данное линейное сооружение никому не выдавались. Данная линия является бесхозяйным объектом и не может учитываться при наложении обременения. В материалах дела отсутствует постановление администрации №2475 от 17.09.2014г. по проекту планировки территории. Оно является действующим по настоящее время применительно к переносу воздушной линии, проект планировки территории по-прежнему размещен на сайте администрации г. Костромы. Данное постановление принято в установленном порядке через полгода публичных слушаний, результаты которых были опубликованы, следовательно, является основанием для выделения средств из бюджета г. Костромы на реализацию Закона Костромской области от 21.10.2010г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», в том числе на вынос воздушной линии за пределы зоны застройки. В процессе судебного заседания на вопрос судьи, почему было выдано постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ.2016г. без обременения, представитель администрации ответа не дал. Не был получен от представителя администрации г. Костромы ответ и на другой вопрос: когда будет перенесена ЛЭП с запланированной дороги при том, что ЛЭП после 8-ой опоры, находящейся на ее земельном участке, затрагивает согласно проекта планировки территории 32 земельных участков под ИЖС, идет по запланированной дороге, захватывая зоной обременения детскую площадку и территорию запланированной школы. По информации председателя СТ «<данные изъяты>» девять участков уже подключены к сетям МРСК-Центра Костромаэнерго по заявкам и решениям суда к уже проходящей ЛЭП по территории СТ «<данные изъяты>», в настоящее время ведется работа по подключению участков сада к этим сетям. Данное решение обеспечит выполнение проекта планировки территории в части переноса ЛЭП.
В суде апелляционной инстанции истец Оленева В.М. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, третье лицо Оленев А.Н. апелляционную жалобу просил удовлетворить, представитель ответчика администрации г.Костромы и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы - Тараканов П.Н. апелляционную жалобу просил отклонить. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие остальных участников процесса, которые надлежаще извещались о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как видно из материалов дела и установлено судом, с целью формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, в соответствии со ст. 6 Закона Костромской области от 22 апреля 2015г. №668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», ст.ст. 11.9, 11.10, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением и.о. главы администрации г.Костромы от 20 августа 2015г. № 2313 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего местоположение: Костромская обл., г.Кострома, проспект Речной, 62 по ГП в кадастровом квартале 44:27:030101 со следующими характеристиками: площадь земельного участка - 983 кв.м; территориальная зона - зона градостроительного освоения (проект планировки территории в районе поселка Волжский, ограниченной набережной реки Кострома, границей существующей жилой застройки в поселке Волжский, проспектом Речным, садоводческими товариществами «Огонек-1» и «Юбилейный», границей г.Костромы, границами земельных участков, находящихся в частной собственности, утв. постановлением администрации города Кострома от 17 сентября 2014г. №2475); категория земель - земли населенных пунктов.
сентября 2015г. Оленева В.М. обратилась в администрацию г.Костромы с заявлением о предоставлении ей как инвалиду указанного земельного участка бесплатно в собственность, выбранного ею из Перечня земельных участков, расположенных на территории г.Костромы, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан.
Постановлением главы администрации г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ 2015г. №№ Оленевой В.М. согласовано предоставление в собственность бесплатно данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства и предписано обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утв. постановлением администрации г.Костромы от 20.08.2015г. №2313.
января 2016г. по заказу Оленевой В.М. кадастровым инженером ГПКО «Костромаоблкадастр» Калмыковой А.Н. подготовлен межевой план земельного участка. В данном плане кадастровым инженером не отражен факт наличия обременения на земельном участке в виде охранной зоны ЛЭП.
ДД.ММ.ГГГГ 2016г. постановлением администрации г. Костромы от № № Оленевой В.М. в собственность бесплатно предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес> по ГП, общей площадью 983 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, земельному участку присвоен адрес: <адрес>.
В ЕГРН на основании постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ.2016г. № № зарегистрировано право собственности Оленевой В.М. на данный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 мая 2016г.
Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Костромы от 01 февраля 2018г. №52-р на основании заявления Оленевой В.М. в соответствии с проектом планировки территории, утв. постановлением администрации г.Кострома от 17 сентября 2014г. №2475, утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно градостроительному плану на земельном участке установлена охранная зона ЛЭП. Площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 431 кв.м. Охранная зона установлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. №160 «О порядке установления охранных объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных на границах таких зон», согласно которому в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Проект планировки территории в районе поселка Волжский, ограниченной набережной реки Кострома, границей существующей жилой застройки в поселке Волжский, проспектом Речным, садоводческими товариществами «Огонек-1» и «Юбилейный», границей города Костромы, границами земельных участков, находящихся в частной собственности, утв. постановлением администрации города Кострома от 17 сентября 2014 года № 2475, следует, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены (запроектированы) объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Раздел по электроснабжению территории проекта выполнен на основании техусловий, выданных филиалом ОАО «МРСК-Центра» - «Костромаэнерго». Для электропитания потребителей проектом предусматривается строительство одного фидера 6кВ от ПС «Волжская»35/6кВ. Также требуется строительство распределительного пункта, от которого будут запитываться десять ЗТП 6/0,4кВ, расположенных в центрах нагрузок. ВЛ-6 подлежит выносу из зоны застройки.
Данный проект планировки прошел публичные слушания, результаты которых опубликованы в информационно-правовом бюллетене «Официальный вестник города Костромы» от 07.03.2014г. № 8(127). В ходе публичных слушаний вопросы электроснабжения, переноса ЛЭП не поднимались, о чем свидетельствует протокол публичных слушаний от 25.02.2014г.
Руководствуясь законодательством, регулирующим правоотношения в связи с заявленными исковыми требованиями об устранении препятствий в пользовании земельным участком (ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации), с учетом разъяснений, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС № 22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд при разрешении спора правильно исходил из того, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Установив, что администрация г. Костромы, к которой Оленевой В.М. предъявлены исковые требования, не осуществляет действий, создающих истцу препятствия в осуществлении полномочий собственника по пользованию или распоряжению земельным участком, находящимся в собственности истца, суд в удовлетворении исковых требований, заявленных к данному ответчику, отказал.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Суд при разрешении спора правильно учел, что ЛЭП, из-за охранной зоны которой истец не может в полном объеме пользоваться земельным участком в целях индивидуального жилищного строительства, администрации г. Костромы не принадлежит, а также не является бесхозяйной. ЛЭП обслуживает СТ «<данные изъяты>» в соответствии с договором поставки электроэнергии от 17 августа 2006г. Также имеется акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и установления границ эксплуатационной ответственности сторон от 15 августа 2006г.
Данные обстоятельства свидетельствуют о безосновательности довода апелляционной жалобы о том, что спорная ЛЭП является бесхозяйной. Отсутствие государственной регистрации права на данную ЛЭП в ЕГРН не означает, что имущество не имеет собственника и что государственная регистрация права собственника не может быть произведена.
Суд при рассмотрении дела правомерно руководствовался тем, что на администрацию г. Костромы, не являющуюся владельцем ВЛ-6кВ, обязанность выноса ВЛ-6кВ и охранной зоны к ней из зоны застройки, как это просит сделать истец, возложена быть не может.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно указал и на то, что обязанность органа местного самоуправления по переносу за счет собственных средств линии ЛЭП, принадлежащей иному лицу, при утверждении проекта детальной планировки территории постановлением администрации г.Костромы от 17 сентября 2014 года № 2475 не возникает.
Данный проект, разработанный на срок до 2023 года, действительно предусматривает, что ВЛ-6 кВ подлежит выносу из зоны застройки, однако администрацию г. Костромы в качестве лица, которое этот вынос произведет, проект детальной планировки территории не определяет.
Тараканов П.Н. - представитель ответчика администрации г.Костромы и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, в суде апелляционной инстанции по этому поводу пояснил, что утверждая проект детальной планировки территории, администрация г. Костромы занимается градостроительной деятельностью, а вынос ЛЭП должен производиться собственником ЛЭП или иным заинтересованным лицом, например, владельцами земельных участков, обремененных охранной зоной ЛЭП, но при этом не ограниченных в обороте и подлежащих предоставлению. О наличии ЛЭП все лица, претендующие на земельные участки, в известность работавшими с ними специалистом администрации города были поставлены.
Суд в решении также отметил, что при предоставлении земельного участка истец знала о нахождении на нем линии ЛЭП. Согласно ее утверждению, истец узнала об этом при проведении ею межевания, т.е. до издания ДД.ММ.ГГГГ 2016г. постановления администрации г. Костромы от № № о предоставлении в собственность земельного участка и государственной регистрации права собственности на земельный участок, однако полагала, что ЛЭП является временным объектом и подлежит выносу.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Костромы от 01 февраля 2018г. №52-р при утверждении градостроительного плана ее земельного участка безосновательно установлена охранная зона ЛЭП, несостоятельны. Фактическое существование ЛЭП обуславливает существование охранной зоны, которая должна быть отмечена на градостроительном плане. Неуказание охранной зоны ЛЭП в качестве обременения при межевании и при регистрации права собственности истца на земельный участок не исключает установление охранной зоны при утверждении градостроительного плана земельного участка.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что действие постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» не может быть распространено на данную ЛЭП по той причине, что права на нее не зарегистрированны в Управлении Росреестра, судебной коллегией отклоняется как основанное на неправильном толковании действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, повторяя обстоятельства предоставления истцу земельного участка в собственность и будучи направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств, для чего причин не имеется, оснований для отмены или изменения решения суда не создают, решение суда, являясь законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 21 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оленевой Валентины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: