Решение по делу № 2-5961/2021 от 16.06.2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Лутошкиной И.В., при секретаре Кудаевой К.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами,

Установил:

Военный прокурор Мулинского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Нижегородской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами, в обосновании своих требований указал следующее.

Военной прокуратурой Мулинского гарнизона в ноябре 2020 года проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес> требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на входе в военный комиссариат <адрес> и городского округа <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, пандусы или другие средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата отсутствуют, также как и оборудование, и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военные комиссариаты с учетом ограничений их жизнедеятельности.

В связи с выявленными нарушениями законов ДД.ММ.ГГГГ за исх. военным прокурором Мулинского гарнизона военному комиссару Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законов.

ДД.ММ.ГГГГ в военную прокуратуру Мулинского гарнизона поступил ответ военного комиссара <адрес> на представление военного прокурора Мулинского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 7040).

Из содержания названного ответа следует, что в связи с отсутствием выделенных бюджетных ассигнований устранить вышеперечисленные нарушения не представляется возможным.

Таким образом, маломобильные группы населения и лица с ограниченными физическими возможностями до настоящего времени лишены возможности беспрепятственного доступа в военный комиссариат <адрес> и городского округа <адрес> и его помещения.

Руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, военного комиссариата Нижегородской области и военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, военный комиссариат Нижегородской области и военный комиссариат <адрес> и городского округа <адрес> оборудовать вход в здание военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учетом ограничений их жизнедеятельности, в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в силу.

Определением Балахнинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений", указанное определение отражено в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32-33).

Военный прокурор Гревцев В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Колесникова Е.С. исковые требования не признала, поддержала представленные возражения.

Представитель третьего лица ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по ЗВО по доверенности: Макеева Н.Н. оставила решение по делу на усмотрение суда.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями некоммерческих организаций.

В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу части первой статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно части третьей статьи 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 8 части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В силу части четвёртой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть вторая статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Приказом Минобороны России от 30.09.2015 № 572 утверждён Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Как следует из пункта 2 Порядка от 30.09.2015, руководители организаций в числе прочего обеспечивают: возможность входа на объект и выхода из него с соблюдением установленного контрольно-пропускного режима для инвалидов и их сопровождающих (включая сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков); возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги; оказание инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками организаций, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта; оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) её предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий; надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, её оформлении в доступной для инвалидов форме с учётом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно пункту 3 Порядка от 30.09.2015 в целях определения соответствия действующих объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам проводится обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых на нём услуг.

В соответствии с подпунктом "в" пункта б Порядка от 30.09.2015 паспорт должен содержать оценку состояния доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры с использованием следующих показателей: выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов; сменные кресла-коляски; адаптированные лифты; поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); раздвижные двери; доступные входные группы; доступные санитарно-гигиенические помещения; достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения; дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией.

Пунктом 7 Порядка от 30.09.2015 предусмотрено, что паспорт утверждается руководителем организации, а его копия в месячный срок представляется в орган военного управления, в чьём непосредственном подчинении находится организация. Последующая паспортизация проводится в течение месяца после завершения капитального (текущего) ремонта (модернизации, реконструкции) объекта.

В силу пункта 23 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

Как установлено судом и не опровергнуто прокурором, здание Военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес> располагается по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации в лице Вооруженных Сил РФ, правомочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.

Анализ приведённых выше норм материального права позволяет суду сделать вывод о том, что с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур может быть возложена на организацию исключительно в отношении тех объектов, которые вновь вводятся в эксплуатацию или проходят реконструкцию, модернизацию.

Следовательно, предписания, содержащиеся в части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не распространяются на спорные правоотношения, поскольку отсутствуют обязательные условия для их применения к зданию военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, введённому в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не проходившему реконструкцию или модернизацию после ДД.ММ.ГГГГ.

В рассматриваемой правовой ситуации до проведения реконструкции или модернизации здания, расположенного по адресу: <адрес>, собственник или иной правообладатель этого объекта недвижимости должен принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования <адрес>, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Из возражений стороны ответчика Военного комиссариата Нижегородской области следует, что в настоящее время сотрудники военного комиссариата в числе прочего предоставляют инвалидам необходимые услуги по месту их жительства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласуясь с закрепленными в ст. ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в ст. 9 ГПК РФ принципе диспозитивности, приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

Стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

В определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 года N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность по доказыванию приведенных обстоятельств возложена процессуальным законом (статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.

Вместе с тем, истцом не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы ответчика, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований.

С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь вышеизложенными нормами права и добытыми доказательствами, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора не имеется, исковые требования Военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами, в полном объеме заявленных исковых требований, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами, в полном объеме заявленных исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья И.В.Лутошкина

2-5961/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Мулинского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Военный комиссариат Нижегоросдкой области
Военный комиссариат г. Балахны, Балахнинского района и г.о. Чкаловск Нижегородской области
ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства Обороны РФ
Другие
Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по ЗВО
Министерство финансов РФ
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Лутошкина Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
16.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2021Подготовка дела (собеседование)
13.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2021Дело оформлено
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее