Дело№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Лутошкиной И.В., при секретаре Кудаевой К.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами,
Установил:
Военный прокурор Мулинского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Нижегородской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами, в обосновании своих требований указал следующее.
Военной прокуратурой Мулинского гарнизона в ноябре 2020 года проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес> требований законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на входе в военный комиссариат <адрес> и городского округа <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, пандусы или другие средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата отсутствуют, также как и оборудование, и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военные комиссариаты с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В связи с выявленными нарушениями законов ДД.ММ.ГГГГ за исх. № военным прокурором Мулинского гарнизона военному комиссару Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законов.
ДД.ММ.ГГГГ в военную прокуратуру Мулинского гарнизона поступил ответ военного комиссара <адрес> на представление военного прокурора Мулинского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 7040).
Из содержания названного ответа следует, что в связи с отсутствием выделенных бюджетных ассигнований устранить вышеперечисленные нарушения не представляется возможным.
Таким образом, маломобильные группы населения и лица с ограниченными физическими возможностями до настоящего времени лишены возможности беспрепятственного доступа в военный комиссариат <адрес> и городского округа <адрес> и его помещения.
Руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, военного комиссариата Нижегородской области и военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, военный комиссариат Нижегородской области и военный комиссариат <адрес> и городского округа <адрес> оборудовать вход в здание военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, пандусами или другими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения военного комиссариата, оборудованием и носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в военный комиссариат с учетом ограничений их жизнедеятельности, в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в силу.
Определением Балахнинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений", указанное определение отражено в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32-33).
Военный прокурор Гревцев В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Колесникова Е.С. исковые требования не признала, поддержала представленные возражения.
Представитель третьего лица ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по ЗВО по доверенности: Макеева Н.Н. оставила решение по делу на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями некоммерческих организаций.
В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу части первой статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части третьей статьи 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 8 части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В силу части четвёртой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть вторая статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Минобороны России от 30.09.2015 № 572 утверждён Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Как следует из пункта 2 Порядка от 30.09.2015, руководители организаций в числе прочего обеспечивают: возможность входа на объект и выхода из него с соблюдением установленного контрольно-пропускного режима для инвалидов и их сопровождающих (включая сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков); возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги; оказание инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками организаций, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта; оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) её предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий; надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, её оформлении в доступной для инвалидов форме с учётом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно пункту 3 Порядка от 30.09.2015 в целях определения соответствия действующих объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам проводится обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых на нём услуг.
В соответствии с подпунктом "в" пункта б Порядка от 30.09.2015 паспорт должен содержать оценку состояния доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры с использованием следующих показателей: выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов; сменные кресла-коляски; адаптированные лифты; поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); раздвижные двери; доступные входные группы; доступные санитарно-гигиенические помещения; достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения; дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией.
Пунктом 7 Порядка от 30.09.2015 предусмотрено, что паспорт утверждается руководителем организации, а его копия в месячный срок представляется в орган военного управления, в чьём непосредственном подчинении находится организация. Последующая паспортизация проводится в течение месяца после завершения капитального (текущего) ремонта (модернизации, реконструкции) объекта.
В силу пункта 23 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Как установлено судом и не опровергнуто прокурором, здание Военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес> располагается по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации в лице Вооруженных Сил РФ, правомочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Анализ приведённых выше норм материального права позволяет суду сделать вывод о том, что с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур может быть возложена на организацию исключительно в отношении тех объектов, которые вновь вводятся в эксплуатацию или проходят реконструкцию, модернизацию.
Следовательно, предписания, содержащиеся в части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не распространяются на спорные правоотношения, поскольку отсутствуют обязательные условия для их применения к зданию военного комиссариата <адрес> и городского округа <адрес>, введённому в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не проходившему реконструкцию или модернизацию после ДД.ММ.ГГГГ.
В рассматриваемой правовой ситуации до проведения реконструкции или модернизации здания, расположенного по адресу: <адрес>, собственник или иной правообладатель этого объекта недвижимости должен принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования <адрес>, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Из возражений стороны ответчика Военного комиссариата Нижегородской области следует, что в настоящее время сотрудники военного комиссариата в числе прочего предоставляют инвалидам необходимые услуги по месту их жительства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласуясь с закрепленными в ст. ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в ст. 9 ГПК РФ принципе диспозитивности, приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
В определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 года N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность по доказыванию приведенных обстоятельств возложена процессуальным законом (статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.
Вместе с тем, истцом не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы ответчика, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь вышеизложенными нормами права и добытыми доказательствами, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора не имеется, исковые требования Военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами, в полном объеме заявленных исковых требований, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Мулинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход в здание пандусами или другими средствами, в полном объеме заявленных исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Судья И.В.Лутошкина