Решение по делу № 2-595/2022 от 31.05.2022

Гр. дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

14 июля 2022 года Талдомский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Иванова Д.М.,

при секретаре ФИО5,

с участием прокурора ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талдомского городского прокурора, действующего в интересах ФИО4 и несовершеннолетней ФИО2, к Администрации Талдомского городского округа <адрес> и Благотворительному фонду помощи животных «НИКА» о взыскании компенсации морального вреда,

заслушав объяснения истца, представителя ответчика,

заключение прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Талдомский городской прокурор, действующий в интересах ФИО3 и несовершеннолетней ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации Талдомского городского округа <адрес> и Благотворительному фонду помощи животных «НИКА» о взыскании компенсации морального вред в размере 50 000 руб.

Требования мотивированы тем, что в Талдомскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО3 по факту нападения на её несовершеннолетнего ребенка – ФИО2 безнадзорной собаки 15.03.2022г. в данном обращении было указано, что в связи со случившимся ОМВД России по Талдомскому городскому округу проведена проверка, в ходе которой установлено, что 15.03.2022г. вблизи <адрес>, мкр. ПМК-21, <адрес> около 18 часов 20 минут несовершеннолетняя ФИО2 подверглась нападению безнадзорной собаки с биркой Т-31, которая укусила ФИО2 за правую ногу. В результате укуса несовершеннолетней причинены повреждения в виде кровоподтека правой голени, который согласно заключению эксперта от 18.03.2022г. не повлек расстройства здоровья или стойкой утраты нетрудоспособности. В результате полученных повреждений несовершеннолетняя ФИО2 испытала физическую боль и страх, ей причинены нравственные страдания, в результате укуса ухудшилось психологическое состояние ребенка и сохраняется боязнь собак. В связи с тем, что Администрацией Талдомского городского округа <адрес> обязанность по контролю за безнадзорными животными исполнена ненадлежащим образом, с неё подлежит взысканию компенсация морального вреда, как виновника в случившемся.

Истец ФИО3 и прокурор в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Администрации Талдомского городского округа <адрес> в судебном заседании вину в случившемся признал, однако с размером компенсации морального не согласился, просил снизить его до размеров от 20 000 руб. до 15 000 руб.

Представитель ответчика Благотворительный фонд помощи животных «НИКА» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании компенсации морального вреда с Администрации Талдомского городского округа <адрес>, исходя из следующего.

Судом установлено, что 29.11.2021г. между Администрацией Талдомского городского округа <адрес> и Благотворительным фондом помощи животных «НИКА» был заключен муниципальный контракт , по условиям которого, согласно приложению к муниципальному контракту Благотворительный фонд помощи животным «НИКА» принял на себя обязательства по отлову одного животного без владельца с транспортировкой в специально оборудованном автотранспорте и передачей в приют для животных; содержанию животных без владельца; содержанию одного животного без владельца в приюте; содержание в приюте для животных одного животного без владельцев в сутки, которое не может быть возвращено на прежнее место обитания в связи с проявлением немотивированной агрессивности в отношении других животных и человека до передачи его новым владельцам или наступления его естественной смерти; оказанию ветеринарных услуг, в том числе клинический осмотр животного, санитарное мытье, обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства; кастрации самца и стерилизации самки с утилизацией биологических отходов; УЗИ самок; идентификации (считывание информации с установленного чипа); маркированию путем установки чипа или биркование; гуманной эвтаназии животного, включая клинический осмотр и утилизацию трупа (л.д. 68 – 69).

15.03.2022г. в ОМВД России по Талдомскому городскому округу <адрес> поступило сообщение о том, что по адресу: <адрес>, мкр. ПМК-21, <адрес> совершенно нападение безнадзорной собаки с на ухе на несовершеннолетнего ребенка. В результате нападения данная собака укусила ребенка за правую ногу.

Из объяснений ФИО3 – матери ребенка, следует, что она и её дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения 15.03.2022г. около 18:20 часов гуляли на детской площадке перед домом , мкр. ПМК-21, <адрес>. К ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подошла бродячая собака и слегка прикусила её дочь за ногу, оставив синяк.

Согласно заключению эксперта от 18.03.2022г. у ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеются телесные повреждения в виде кровоподтека на правой голени. Кровоподтек причинен ударным/сдавливающим воздействием твердых тупых предметов (морфологические особенности которых в повреждениях не отобразились, возможно при обстоятельствах и в срок, указанных в постановлении, то есть 15.03.2022г.

Постановлением и.о. дознавателя ОМВД России по Талдомскому городскому округу от 23.03.2022г. в возбуждении уголовного дела по факту нападения собаки на несовершеннолетнюю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отказано в связи с отсутствием события преступления.

В соответствии с п. 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 17 от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В силу ч. 3 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 14 ст. 14.1 и п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях соответственно поселения, муниципального округа, городского округа.

Из приведенных нормативных положений следует, что деятельность по обращению с бездомными и безнадзорными животными (в данном случае с собаками) действующим федеральным законодательством может быть возложена органом государственной власти субъекта РФ на орган местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.

<адрес> от 28.12.2016г. -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области обращения с собаками без владельцев» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по обращению с собаками, не имеющих владельца, включающие в себя отлов собак без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2018г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 6.1 Устава Талдомского городского округа <адрес>, принятого решением Совета депутатов Талдомского городского округа МО от 07.12.2018г. , органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, в силу приведенного выше нормативного регулирования органы местного самоуправления Талдомского городского округа <адрес> наделены полномочиями по осуществлению деятельности по обращению с безнадзорными животными.

Во исполнение данных нормативных положений Администрацией Талдомского городского округа <адрес> 29.11.2021г. с Благотворительным фондом помощи животным «НИКА» заключен муниципальный контракт , по условиям которого, согласно приложению к муниципальному контракту Благотворительный фонд помощи животным «НИКА» принял на себя обязательства по отлову одного животного без владельца с транспортировкой в специально оборудованном автотранспорте и передачей в приют для животных; содержанию животных без владельца; содержанию одного животного без владельца в приюте; содержание в приюте для животных одного животного без владельцев в сутки, которое не может быть возвращено на прежнее место обитания в связи с проявлением немотивированной агрессивности в отношении других животных и человека до передачи его новым владельцам или наступления его естественной смерти; оказанию ветеринарных услуг, в том числе клинический осмотр животного, санитарное мытье, обработка против эктопаразитов, дегельминтизация, вакцинация против бешенства; кастрации самца и стерилизации самки с утилизацией биологических отходов; УЗИ самок; идентификации (считывание информации с установленного чипа); маркированию путем установки чипа или биркование; гуманной эвтаназии животного, включая клинический осмотр и утилизацию трупа (л.д. 68 – 69).

В соответствии с п. 6.1 приложения к муниципальному контракту отлов животных без владельцев производится на основании заявки из порталов «Добродел», ПОС полученной посредством «Единой системы назначения заданий, учета и контроля их исполнения в рамках контрольно-надзорной деятельности и контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов на базе мобильной диспетчерской платформы». Исполнитель обязан осуществить выезд бригады по отлову на место, указанное в заявке, не позднее 2-х суток со дня её получения в Системе МП. Каждая бригада должна быть обеспечена сканирующим устройством для считывания чипов. Отлову подлежат животные, свободно находящиеся на территории Талдомского городского округа <адрес> без сопровождающегося лица, а также находящиеся на территории организаций образования, здравоохранения и культуры (л.д. 70 – 71).

Таким образом, осуществление отлова бродячих собак на территории Благотворительного фонда помощи животным «НИКА» осуществляется сотрудниками данного фонда на основании поступающих заявок, в порядке, предусмотренном п. 6.1 приложения к муниципальному контракту , следовательно, самостоятельных действий по мониторингу территории Талдомского городского округа <адрес> на предмет обнаружения собак без владельцев Благотворительный фонд помощи животным «НИКА» не осуществляет.

В материалы дела представлена карточка учета животного без владельца № Т-31, согласно которой Благотворительный фонд помощи животным «НИКА» произвел 25.02.2021г. отлов и транспортировку животного без владельца. 25.02.2021г. проведено маркирование биркой , 07.03.2021г. осуществлена обработка против эктопаразитов и дегельминтизация, вакцинация против чумы, аденовирусных инфекций, паровирусного и короновирусного энтеритов лептоспироза и бешенства. Животное выбыла из приюта 21.03.2021г. и возвращена к месту прежнего обитания (л.д. 122 – 123).

17.03.2022г. поступила заявка на отлов собаки с биркой Т-31 , в связи с проявлением ей агрессии, по адресу: <адрес>, Талдомский городской округ, <адрес>, мкр. ПМК-21, <адрес> (л.д. 114).

На основании данной заявки 18.03.2022г. осуществлен выезд сотрудника Благотворительного фонда помощи животным «НИКА», однако собака с биркой Т-31 обнаружена не была (л.д. 115).

16.03.2022г. поступила еще одна заявка об отлове агрессивной собаки с биркой Т-31 по адресу: <адрес>, мкр. ПМК-21, <адрес>.

16.03.2022г. осуществлен выезд сотрудника Благотворительного фонда помощи животным «НИКА», поймана 1 собака (л.д. 119).

Поскольку сотрудниками Благотворительного фонда помощи животным «НИКА» осуществлялись выезды к месту обнаружения агрессивных собак без владельца в установленные муниципальным контрактом сроки, суд не усматривает оснований для возложения на данную организацию ответственность по выплате пострадавшей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсации морального вреда.

Вместе с тем, учитывая, что нападение собаки с биркой Т-31 на несовершеннолетнюю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, а также принимая во внимание, что органы местного самоуправления Талдомского городского округа <адрес> наделены полномочиями по отлову собак без владельца, суд возлагает на Администрацию Талдомского городского округа <адрес> обязанность по компенсации морального вреда.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Согласно ст. 12 и ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда выступает способом защиты в результате действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010г. «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Поскольку нападение собаки с биркой Т-31 на несовершеннолетнюю ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имело место на территории Талдомского городского округа <адрес> и стало возможным в результате ненадлежащего исполнения обязанности Администрацией Талдомского городского округа <адрес> по осуществлению деятельности в сфере обращения с животными без хозяев, суд полагает возможным возложить на Администрацию Талдомского городского округа <адрес> по возмещению морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда в размере 25 000 руб., суд принимает во внимание отсутствие вреда здоровью, причиненного ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её несовершеннолетний возраст на момент нападения собаки, признание со стороны представителя Администрации Талдомского городского округа <адрес> вины в случившемся, а также доводы ФИО3 (матери пострадавшего ребенка), согласно которым у её ребенка в результате укуса ухудшилось психологическое состояние ребенка и сохраняется боязнь собак.

      Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Талдомского городского прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Талдомского городского округа <адрес> (ИНН: 5078001721) в пользу ФИО3 (паспорт: серия 4619 , выдан ГУ МВД России по <адрес>, 02.08.2019г.), действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Исковые требования о взыскании с Администрации Талдомского городского округа <адрес> (ИНН: 5078001721) в пользу ФИО3 (паспорт: серия 4619 , выдан ГУ МВД России по <адрес>, 02.08.2019г.), действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, компенсации морального вреда в большем размере оставить без удовлетворения.

Исковые требования Талдомского городского прокурора, действующего в интересах ФИО4 (паспорт: серия 4619 , выдан ГУ МВД России по <адрес>, 02.08.2019г.) и несовершеннолетней ФИО2, Благотворительному фонду помощи животных «НИКА» (ИНН: 7735129412, ОГРН: 1117799013353) о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

                            Судья:                                         Д.М. Иванов

Мотивированное решение изготовлено 29.07.2022г.

Решение не вступило в законную силу.

2-595/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Орлова Екатерина Владимировна
Талдомский городской прокурор в интересах несовершеннолетней Устиновой Веры Геннадьевны
Ответчики
Администрация Талдомского городского округа Московской области
Другие
Благотворительный фонд помощи бездомных животным "НИКА"
Суд
Талдомский районный суд Московской области
Судья
Иванов Дмитрий Михайлович
Дело на сайте суда
taldom.mo.sudrf.ru
31.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2022Передача материалов судье
01.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022Дело оформлено
08.09.2022Дело передано в архив
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее