Дело № 2-4736/2024
УИД 35RS0010-01-2024-004765-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 02 мая 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.Л.,
при секретаре Шабариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кругликова В. В. к Департаменту лесного комплекса об изменении формулировки увольнения,
установил:
Кругликов В.В. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком, 19.08.2020 года был освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по собственному желанию до достижения пенсионного возраста, в связи невозможностью продолжения работы по состоянию здоровья.
Просил признать увольнение из Департамента лесного комплекса Вологодской области по собственной инициативе, в связи с выходом на пенсию.
В судебном заседании истец Кругликов В.В. и его представитель по доверенности Кругликова Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Васильева В.В. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 36 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет права прекратить исполнение должностных обязанностей.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 апреля 2018 года N 929-О следует, что предусмотрев возможность для работника беспрепятственно в любое время уволиться по собственной инициативе и установив при этом единственное требование - предупредить об этом работодателя не позднее чем за две недели, федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду.
Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.07.2004) в пункте 16 указывает, что пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Вологодской области принят соответствующий закон области № 87-ОЗ, определяющий условия предоставления отдельных гарантий осуществления государственных должностей Вологодской области и должностей государственной гражданской службы Вологодской области и предусматривающий установление в соответствии с ним доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы по Вологодской области.
При этом постановлением Правительства Вологодской области от 16 сентября 2011 года № 1122 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, ее установления (назначения), перерасчета, выплаты, организации доставки, приостановления (возобновления), прекращения выплаты,- ведения пенсионной документации (далее - Правила).
Согласно пункту 2.1 вышеуказанных Правил заявитель (или его представитель) подает на имя руководителя органа законодательной или исполнительной государственной власти области или иного государственного органа области, имеющего статус юридического лица, в котором он замещал должность перед увольнением (далее - государственный орган области), заявление о назначении пенсии за выслугу лет по образцу согласно приложению 1 к Правилам.
Государственный орган области не более чем в течение одного месяца со дня регистрации заявления о назначении пенсии за выслугу лет обеспечивает подготовку (сбор) документов, указанных в пункте 3.1 Правил, на основании которых готовит ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет или сообщение об отказе в его подготовке.
Основанием для отказа в подготовке ходатайства об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет является выявление противоречий в сведениях, содержащихся в документах, или отсутствие у заявителя права на установление пенсии за выслугу лет надень обращения (пункт 3.1 Правил).
Ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов государственный орган области направляет в Департамент социальной защиты населения области для подготовки проекта распоряжения Губернатора области об установлении пенсии за выслугу лет.
В соответствии со статьей 2 закона области № пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, устанавливается вышеуказанным лицам при соблюдении одновременно следующих условий:
1) при прекращении полномочий, служебного контракта, увольнении с государственной гражданской службы Вологодской области по основаниям, предусмотренным в статье 1 данного закона, в том числе:
по собственной инициативе лица, замещающего государственную должность области, должность государственной гражданской службы области (в связи с выходом на пенсию; переводом в другую местность мужа (жены) для замещения должности государственной или муниципальной службы либо для замещения государственных или муниципальных должностей;
направлением мужа (жены) для прохождения государственной службы за границей; необходимостью ухода за ребенком-инвалидом или членом семьи инвалидом 1 группы, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, в соответствии с медицинским заключением);
по собственной инициативе лица, замещающего должность государственной гражданской службы области (при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещении должностей государственной гражданской службы области не менее 7 лет непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы области);
2) наличия стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в 2024 году составляет 19 лет.
В соответствии со статьей 7 закона области № 87-0З стаж государственной гражданской службы лица, замещающего государственную должность области или должность государственной гражданской службы области, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области от 2 апреля 1997 года № 144-03 «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» (далее - закон области № 144-03), которым установлен закрытый перечень периодов трудовой деятельности, учитываемой при исчислении стажа замещения государственной должности области, должности государственной гражданской службы области для назначения пенсии за выслугу лет.
Как следует из материалов дела, Кругликов В.В. замещал в Департаменте лесного комплекса Вологодской области в период с 09 февраля 2009 года по 19 августа 2020 года должности начальника Междуреченского районного отдела - государственного лесничества Управления организации государственного лесного контроля и надзора и начальника Междуреченского территориального отдела - государственного лесничества управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Согласно распоряжению Департамента от 18 августа 2020 года № 557-Л действие служебного контракта, заключенного между начальником Департамента лесного комплекса Вологодской области и Кругликовым В.В., прекращено 19 августа 2020 года, и он уволен с государственной гражданской службы Вологодской области по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе государственного гражданского служащего.
Согласно закону области № и записям в трудовой книжки, продолжительность стажа Кругликова В.В. для назначения пенсии за выслугу лет составила 24 года 8 месяцев 20 дней
Оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходя из того, что увольнение истца по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ произведено в соответствии с нормами действующего законодательства на основании его личного волеизъявления, выход работника на пенсию возможен при наступлении права на пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом, суд приходит к выводу, что на момент увольнения у ответчика не имелось оснований для расторжения служебного контракта с Кругликовым В.В. по иному основанию, в том числе по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию, а истец своим правом, предусмотренным ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, не воспользовался, заявление на увольнение не отозвал.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
С распоряжением Департамента лесного комплекса Вологодской области от 18 августа 2020 года № «Об увольнении Кругликова В.В.» истец ознакомлен по роспись 19 августа 2020 года, о чем имеется отметка на распоряжении.
Таким образом, истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части изменения формулировки увольнения. При этом приведенные в иске доводы нельзя считать уважительными причинами пропуска срока обращения в суд, поскольку они не могут расцениваться обстоятельствами, препятствовавшими Кругликову В.В. своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Кругликову В. В. в удовлетворении требований к Департаменту лесного комплекса отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.Л. Губина
Мотивированное решение изготовлено 13.05.2024 года