Дело № 2а-2927\2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года г.о. Щёлково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Варгузова Сергея Ивановича к Министерству жилищной политики Московской области об оспаривании решения №RU50-14-14903-2019 от 18.12.2019 г. о разрешении казенному учреждению «МКУ ГОЩ «Стройинвест» строительства школы на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта д.11 на территории от дома №9 по ул. Шмидта до кафе «Отдых» (к.н.№№),
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Варгузов С.И. обратился в суд административным иском, в котором оспаривает решение Министерства жилищной политики Московской области №RU50-14-14903-2019 от 18.12.2019 г. о разрешении муниципальному казенному учреждению городского округа Щелково «Строительство и Инвестиции» далее – («МКУ ГОЩ «Стройинвест») строительства школы на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта д.11. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым решением нарушены его права на благоприятные условия жизнедеятельности человека, которые гарантируются нормами Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). Кроме этого, полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением требований ст. 51 ГрК РФ и Генерального плана городского поселения Щелково.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать недействительным решение Министерства жилищной политики Московской области №RU50-14-14903-2019 от 18.12.2019 г. о разрешении казенному учреждению «МКУ ГОЩ «Стройинвест» строительства школы на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта д.11 на территории от дома №9 по ул. Шмидта до кафе «Отдых» (к.н.№).
Административный истец Варгузов С.И., в судебном заседании свой административный иск поддержал по основаниям, указанным в административном иске и письменном дополнении к нему (л.д.175,195). Также пояснил суду, что он полагает, что поскольку в нарушение ст.5.5 ГрК РФ мероприятия, по проведению общественных обсуждений, либо публичные слушания в целях соблюдения права человека (в том числе и его) на благоприятные условия жизнедеятельности по проектам планировки территории не проводились, были нарушены его права, так как ему не была предоставлена возможность дать предложения по формированию благоприятных условий жизнедеятельности, предложить размещение на обсуждаемом земельном участке других объектов социального, бытового, культурного и религиозного назначения в соответствии с Законодательством, в связи с чем, просил удовлетворить административный иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Министерства жилищной политики МО, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям указанным в письменном пояснении по иску. Полагала, что административный истец выбрал не надлежащий способ защиты своего права. Считает, что Министерство при осуществлении своих полномочий действовало в рамках требований статьи 51 ГрК РФ, а потому, просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц – Администрации г.о. Щелково и МКУ ГОЩ «Стройинвест», действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Также пояснили, что в соответствии с Генеральным планом городского поселения Щелково, утвержденного решением Совета Депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017 № 668/68- 171-НПА, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне О-2 - специализированной общественной застройки с указанием о планируемом строительстве или освоении. Данный земельный участок расположен в допустимой для строительства новой школы зоне и в соответствии с генеральным планом 2017 года.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является наличие двух условий: их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N 109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О).
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия)" органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ по административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Щелковского муниципального района от 22.05.2017 № 3007 земельный участок с кадастровым номером №, категория земли - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «дошкольное, начальное и среднее общее образование» предоставлен МКУ ГОЩ «Строительство и инвестиции» в постоянное (бессрочное) пользование администрацией г.о. Щелково.
В соответствии с генеральным планом г.о. Щелково, утвержденным решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от 26.12.2017 г. № 668/68-171-НПА, указанный земельный участок расположен в функциональной зоне О-2 специализированной общественной застройки, предназначенной для размещения объектов социального, бытового, образовательного, культурного и религиозного назначения ( л.д.167).
Министерством жилищной политики Московской области 18.12.2019 года было выдано оспариваемое административным истцом разрешение №RU50-14-14903-2019 на строительство 4х этажной школы на 275 мест, общей площадью 7954,54 кв.м. по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта д.11 на земельном участке с кадастровым номером № площадью 12742,00 кв.м. (л.д. 173-175).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Г.П. Щелково, утверждёнными решением Совета депутатов Щелковского муниципального pайона от 26.12.2017г. №669/68-172-НПА, вышеуказанный земельный участок отнесен к территориальной зоне О-2. Ранее существовавшим генеральным планом г. Щелково 2004 года размещение общественной застройки на указанном участке не было предусмотрено.
Из письма заместителя Щелковского городского прокурора направленного в адрес административного истца 10.04.2020 года №1564ж-2015 усматривается, что нарушений законодательства в ходе проверки Щелковской городской прокуратурой законности действий администрации г.о. Щелково по утверждению генерального плана и Правилам землепользования и застройки выявлено не было. Генеральным планом 2017 года предусматривался ряд мероприятий, связанных с увеличением мест в общеобразовательных учреждениях на территории Г.П. Щелково, в том числе путем реконструкции существующей школы и строительства новой школы. Однако поскольку, земельный участок с кадастровым номером № расположен в допустимой для строительства новой школы зоне в соответствии с генеральным планом 2017 года, органом местного самоуправления принято данное решение, которое не противоречит функциональному зонированию территорий.
В материалы дела административным истцом не представлены доказательства нарушения его законных прав и интересов.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 688/35, предоставление государственных услуг по выдаче (внесению изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией) с 09.11.2018 осуществляет Министерство.
Выдача разрешений на строительство производится в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 9 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным регламентом понимают устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные" параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области утвержденными решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017 г. № 669/68-172-НПА «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области», утверждены градостроительные регламенты земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне: О-2 зона специализированной общественной застройки, установленной для обеспечения условий формирования территорий с широким спектром социальных и коммунально-бытовых функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне О-2 относятся в том числе и вид разрешенного использования - дошкольное, начальное и среднее общее образование (код 3.5.1).
Земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования - земли населенных пунктов, дошкольное, начальное и среднее общее образование.
«МКУ ГОЩ «Стройинвест» обратилось в Министерство жилищной политики МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Школа на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта, д. 11 (ПИР и строительство)» на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Московская область, г. Щелково, г. Щелково, ул. Шмидта, от дома №9 до кафе «Отдых», приложив документы в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ. Министерством в свою очередь в соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
В материалы дела административным ответчиком представлено 2 положительных заключения государственной экспертизы ГАУМО «Московская областная государственная экспертиза» от 16.11.2018 г. и 02.10.2019г.
Ввиду отсутствия причин для отказа Министерством было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Школа на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта, д. И (ПИР и строительство)» от 18.12.2019 № RU50-14-14903-2019 на земельном участке с кадастровым номером №, сроком действия ДО 18.06.2020, срок которого продлен в силу постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».
«МКУ ГОЩ «Стройинвест» в материалы дела представлена копия муниципального контракта №0148200005420000027 на выполнение работ по строительству объекта «Школа на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта д.11».
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
Порядок подготовки документации по планировке территории установлен статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1, 2 которой решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию в установленном порядке.
В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу норм действующего законодательства заключение публичных слушаний носит рекомендательный характер, подлежит исследованию при принятии нормативного правового акта, однако не предполагает принятия органом местного самоуправления решения, соответствующего заключению публичных слушаний.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Указание административным истцом на то, что признание незаконным оспариваемого разрешения на строительство приведет к восстановлению его прав не состоятельно, поскольку, субъективные права административного истца в данном случае именно оспариваемым разрешением не нарушены, т.к. право на участие в публичных слушаниях при утверждении проекта межевания территории, он не лишен.
Выдача разрешения на строительство не основано на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Принимая указанный ненормативно-правовой акт, административный ответчик реализовал в отношении конкретного лица - МКУ г.о. Щелково «Строительство и Инвестиции» административные и иные публично-властные полномочия, возложенные на него законом и реализуемые на соответствующим территориальном уровне.
Разрешение вопроса по разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории относится к полномочиям органа местного самоуправления. Факт нарушения права административного истца на благоприятные условия для жизни оспариваемым разрешением на строительство, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Наличие в действиях административного ответчика при вынесении оспариваемого разрешения на строительство нарушений законодательства, влекущих возникновение для административного истца неблагоприятных условий для жизнедеятельности, также не усматривается.
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, доводов административного истца и собранных по делу доказательств, судом достоверно установлено, что оспариваемое разрешение на строительство прав административного истца не нарушает, заявленные им требования о признании его недействительным, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Варгузова Сергея Ивановича о признании недействительным решение Министерства жилищной политики Московской области №RU50-14-14903-2019 от 18.12.2019 г. о разрешении казенному учреждению «МКУ ГОЩ «Стройинвест» строительства школы на 275 мест по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Шмидта д.11 на территории от дома №9 по ул. Шмидта до кафе «Отдых» (к.н.№), - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд Московской области в апелляционном порядке.
Председательствующий
судья Н.Г. Разумовская