Дело № 2-211/2022
44RS0001-01-2021-007454-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Волнухине Н.А.,
с участием прокурора Лобовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Красноженову А.Ю. и Красноженовой Е.О. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 об устранении нарушений права собственника в отношении служебного жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с указанным иском, просят:
Устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и прекратить право пользования Красноженову А.Ю. Красно- женовой Е.Ю., ФИО2, <дата> г.р. указанным помещением;
Выселить Красноженова А.Ю., Красноженову Е.Ю., ФИО2, <дата> г.р. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
Снять Красноженова А.Ю., Красноженову Е.О., ФИО2, <дата> г.р. с регистрационного учета по адресу: <адрес>;
Свои требования истец мотивирует тем, что Красноженов А.Ю. Красноженова Е.О., ФИО2, <дата> г.р. (далее - Ответчики) незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Помещение является собственностью Российской Федерации было закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СпецТУИО» МО РФ) и отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> № и приложением к нему. Ответчиками, в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено - требование об освобождении квартиры Ответчики не выполнили - в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Ответчиками не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения (Договор, выписка из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копия финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копия акта приема-передачи жилого помещения с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию). Согласно справке № от <дата> Ответчики зарегистрированы, проживают в спорном жилом помещении. Актом установления фактического проживания в специализированном жилом фонде также установлено, что в спорном жилом помещении Ответчики проживают. Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у Ответчиков. В таком поведении нанимателя служебного жилого помещения усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В судебное заседание истец своего представителя не направил, извещались, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик Красноженова Е.О. действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, иск не признала. Пояснила, что ее супруг Красноженов А.Ю. из вооруженных сил не уволен. Постоянно проживает она и дочь в городе Костроме в спорной квартире. Другое жилое помещение Красноженову А.Ю. по новому месту службы в г. Иваново не предоставлено. Супруг ездит в г. Кострому на выходные и отпуска, в остальное время в большинстве своем находится в командировках. Ответчик работает в городе Костроме, ребенок посещает школу так же в городе Костроме. Просит в удовлетворении требований истца отказать.
Ответчик Красноженов А.Ю. в судебном заседании не участвует, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в пояснениях сообщил суду, что служебное жилое помещение по новому месту службы в г. Иваново от Министерства обороны РФ ему не предоставлено.
Третьи лица Филиал «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации; ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, своих представителей в суд не направили, извещались, причины неявки не сообщили.
Прокурор Лобова А.Е. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагала, что основания для выселения ответчиков отсутствуют.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав ответчика Красноженову Е.О., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.1,3,4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с "Положением о Министерстве обороны Российской Федерации", утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В частности, согласно п.7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (п.п.68); осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п.71).
Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом". Пункт 2 указанного Постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; к) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
Кроме того, п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ "Об обороне" устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и отнесено к специализированную жилищному фонду МО РФ.
Данное обстоятельство подтверждается приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> № и приложением к нему.
Служебное жилое помещение предоставлено Ответчику Красноженову А.Ю. на основании договора пользования служебного жилого помещения № от <дата>, в связи с прохождением военной службы в войсковой части №
Согласно указанному договору ответчикам во временное пользование предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности по адресу: <адрес>.
Согласно Справке № от <дата> в указанном жилом помещении зарегистрированы ответчики Красноженов А.Ю., его супруга Красноженова Е.О. и их несовершеннолетняя дочь ФИО2 по месту жительства.
С учетом того, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, к возникшим правоотношениям должны быть применены нормы данного Кодекса.
В соответствии со ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2).
Статья 100 ЖК РФ устанавливает, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № № от <дата> Красноженов А.Ю. переведен на новое место службы (войсковая часть №, <адрес>) и с <дата> считается сдавшим дела и должность и убывшим к новому месту службы, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.
Из положений ЖК РФ следует, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием/учреждение, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.92,93).
В соотвествии с ч.1 ст. 103 ЖК РФ В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно нормам ст. 104 ЖК РФ Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (ч.1). Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3).
<дата> Красноженову А.Ю. было направлено требование об освобождении жилого помещения в срок до <дата>. Ему предложено предоставить акт приема-передачи жилого помещения, акт соответствия технического состояния квартиры, выписку из финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии, справку об отсутствии зарегистрированных лиц по данному адресу.
Актом от <дата> подтверждено фактическое проживание ответчиков в спорной квартире. Ответчиками данное обстоятельство не оспаривается, подтверждается платежными квитанциями об оплате коммунальных платежей.
Согласно справке командира войсковой части № ... Красноженов А.Ю. в период с <дата> по н/в проходит службу в в/ч № и жилой площадью за счет средств Министерства обороны Российской Федерации от в/ч № не обеспечивался.
Как указано в ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ военнослужащие -0 граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из материалов дела следукет, что в спорное жилое помещение ответчики были вселены на законных основаниях, Красноженов А,Ю, проходит военную службу, ввиду чего его связь с Министерством обороны РФ не утрачена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Красноженову А.Ю. и Красноженовой Е.О. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, об устранении нарушений права собственника в отношении служебного жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы..
Судья -
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2022 года.