Дело № 2-62/2020
УИД: 44RS0024-01-2020-000108-86
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Кологрив 14 мая 2020 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Власова О.В.,
с участием помощника прокурора Кологривского района Удалова А.В.,
при секретаре Караваевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам: администрации Кологривского муниципального района Костромской области, МДОУ детский сад «Ромашка» города Кологрива Кологривского муниципального района Костромской области с требованиями:
- Обязать администрацию Кологривского муниципального района профинансировать МДОУ ДС «Ромашка» в срок до 01.08.2020 в объемах, необходимых для устранения нарушений требований законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;
- Обязать МДОУ детский сад «Ромашка» города Кологрива Кологривского муниципального района Костромской области в срок до 01.09.2020 устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: установить при входе в здание МДОУ ДС «Ромашка», расположенное <адрес>, вывеску с названием образовательной организации, графиком работы, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Кологривского муниципального района Костромской области, МДОУ детский сад «Ромашка» города Кологрива Кологривского муниципального района Костромской области с требованиями:
1. Обязать администрацию Кологривского муниципального района профинансировать МДОУ ДС «Ромашка» в срок до 01.08.2020 в объемах, необходимых для устранения нарушений требований законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;
2. Обязать МДОУ детский сад «Ромашка» города Кологрива Кологривского муниципального района Костромской области в срок до 01.09.2020 устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: установить при входе в здание МДОУ ДС «Ромашка», расположенное по адресу: <адрес>, вывеску с названием образовательной организации, графиком работы, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кологривского района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в деятельности МДОУ ДС «Ромашка», в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства о доступности образования для инвалидов, детей с ограниченными возможностями, при входе в здание МДОУ ДС «Ромашка», расположенное <адрес>, отсутствует вывеска с названием образовательной организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Со ссылкой на ст. 7, ст. 43 Конституции РФ,ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15, ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», письмо Министерства образования от 16.04.2001 № 29/1524-6,п. 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», п.1.3, п. 1.6, п. 5.7 Устава МДОУ ДС «Ромашка», утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального района Костромской области 28.07.2015 №117-а,ст.6 Бюджетного кодекса РФ, прокурор указывает, что законодательством для органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм, установлена обязанность обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а так же обязанность дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации и надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей организации деятельности МДОУ ДС «Ромашка» по соблюдению законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, администрацией Кологривского муниципального района Костромской области не принимается мер по финансированию в достаточном объеме МДОУ ДС «Ромашка», что влечет за собой нарушения прав воспитанников и их законных представителей при осуществлении образовательной деятельности.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с данным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Кологривского района Удалова А.В. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика глава Администрации Кологривского муниципального района Костромской области Милютин Р.В. в заявлении, представленном в суд указал, что считает требования прокурора обоснованными и признает иск в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 23-24).
Представитель ответчика заведующая МДОУ ДС «Ромашка» Зубова Н.В. в заявлении от 12.05.2020, представленном в суд, указала, что требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, признает полностью, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ( л.д.34).
Выслушав помощника прокурора Кологривского района Удалова А.В., изучив отзывы ответчиков на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статьей 26 "Всеобщей декларации прав человека" (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)определено, что каждый человек имеет право на образование. При этом образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения; инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605. В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.
Согласно письма Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 "О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)"каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми (п. 1 Концепции).
В соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно п.1.3. Устава МДОУ ДС «Ромашка», утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального района Костромской области 28.07.2015 №117-а (далее - Устав), образовательная организация является муниципальным, казенным учреждением.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п. 1.6. Устава учредителем МДОУ ДС «Ромашка» является Кологривский муниципальный район Костромской области.
Пункт 5.7 Устава предусматривает, что финансовое обеспечение казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета Кологривского муниципального района. В соответствии с п. 5.14. финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем.
В представлении от 10.03.2020 в адрес заведующей МДОУ ДС «Ромашка» Зубовой Н.В. прокурор Кологривского района требует незамедлительно принять меры по устранению нарушений законодательства о защитеправ инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, а именно: установить при входе в здание МДОУ ДС «Ромашка», расположенное по адресу: Костромская область, г.Кологрив, ул. Северная, д.35 «а», вывеску с названием образовательной организации, графиком работы, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Согласно ответа МДОУ ДС «Ромашка» от 23.03.2020 года, подана заявка на изготовление вывески в компанию «КАЛИПСО». Макет вывески согласован. Подано ходатайство главе Кологривского муниципального района о выделении денежных средств на изготовление и доставку вывески ( л.д.13).
Согласно отзыва МДОУ ДС «Ромашка» от 06.05.2020, нарушение устранено, при входе в здание МДОУ ДС «Ромашка», расположенное <адрес>, установлена вывеска с названием образовательной организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ( л.д.28-30).
Согласно заявления МДОУ ДС «Ромашка» от 12.05.2020, в связи с обнаруженной неточностью в информации, выполненной на установленной вывеске рельефно-точечным шрифтом Брайля, вывеска демонтирована, отправлена на коррекцию (л.д.33).
Иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, подтверждается материалами дела. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на сегодняшний день вывяленное проверкой нарушение полностью не устранено, что влечет за собой нарушения прав воспитанников и их законных представителей при осуществлении образовательной деятельности.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик иск признает. Суд установил, что заявление ответчика о признании иска сделано добровольно и, безусловно, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и интересов других лиц. Признание иска ответчиком соответствует требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть принято судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Иск прокурора подлежит удовлетворениюв связи с признанием иска ответчиком и принятием этого признания судом.
При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 6 000 рублей. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик администрация Кологривского муниципального района Костромской области освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Ответчик МДОУ ДС «Ромашка» обратился с ходатайством об освобождении от уплаты госпошлины в связи материальным положением. Обсудив ходатайство, суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика, освободить его от уплаты госпошлины, подлежащей взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кологривского района удовлетворить.
Обязать администрацию Кологривского муниципального района профинансировать МДОУ детский сад «Ромашка» города Кологрива Кологривского муниципального района Костромской в срок до 01.08.2020 в объемах, необходимых для устранения нарушений требований законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
Обязать МДОУ детский сад «Ромашка» города Кологрива Кологривского муниципального района Костромской области в срок до 01.09.2020 устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: установить при входе в здание МДОУ ДС «Ромашка», расположенное <адрес>, вывеску с названием образовательной организации, графиком работы, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
С полным текстом решения стороны могут ознакомиться в пятидневный срок
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий ФИО
<данные изъяты>
<данные изъяты>